• Авторизация


Без заголовка 19-11-2012 18:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Татьяна975 Оригинальное сообщение

"Женщина, безумная гордячка..."


"Не осуждай меня, пойми:
Я не хочу тебя обидеть,
Но слишком больно ненавидеть,
Я не умею жить с людьми…
"
 
 

Зинаида Николаевна Гиппиус. 

Серебряный век Поэзии без золотоволосой Зинаиды – тускнеет. Тонкая, стремительная, резкая, она – врывается в Поэзию, в литературу, и властвует над многими и многим.

Ее стихи читаю в затворничестве. Поставив перед собой утонченные душистые цветы… Читаю медленно и плавно – чувства разламываются, вернее они разделяются на две стрелы света: одна летит через сердце, вторая – через разум, и – одновременно! Ранящий разрыв – белая боль… И тогда…

Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius



Но сперва – о загадочной Зинаиде. Эмигрантка, она скончалась в Париже, тоскуя-болея по Родине:

«Молюсь я в часы ночные,
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию» (З.Гиппиус)



Она возвратилась в Россию много лет спустя после своей кончины. Возвратилась в белой одежде…

Зинаида Гиппиус родилась в Белеве на Тульской земле. Получив домашнее образование, с детства создавала стихи, вела дневники. В 1889 году вышла замуж за Дмитрия Мережковского, который помог с первыми публикациями стихов, переехала в Петербург. С Мережковским она прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день! «Любовь – одна, как смерть одна».

Их дом посещали: Полонский, Майков, В.В.Розанов, Ф.Сологуб, Н.А. Бердяев, Д.В.Философов, А.Белый, А.В.Карташев и другие. Это был своеобразный Живой Журнал обсуждений литературы и модных течений в литературе – словно предтеча тусовок в Интернете, если хотите…

Почти неразлучная троица: Зинаида Гиппиус, Философов, Мережковский.
Zinaida Gippius. Dmitriy Filosofov
Dmitriy Meregkovskiy


Гиппиус необычна и по характеру и по творчеству. Блок в своих стихах называл ее «зеленоглазою наядой»:

«Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!

Все слова — как ненависти жала,
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвие целую, глядя в даль..." (А.Блок)

Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius


У Гиппиус знамениты (в цитатах литературоведов!) строки:

«И я такая добрая…
Как ласковая кобра, я…» (З.Г.)

Но это она не о себе! Это – о понятии «боль», философский «Лаокоон». Так что не надо ее озмеивать! Целуя лезвие, Блок – ее понимал.

Вижу другую, трагически-прекрасную Зинаиду:

«Не осуждай меня, пойми:
Я не хочу тебя обидеть,
Но слишком больно ненавидеть,
Я не умею жить с людьми…» (З.Гиппиус)

Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius


Она считала, видимо, что если уснувшая душа может проснуться от раны – то надо ранить, во имя спасения этой души.

Да и в Поэзии она шла своим путём, может быть, для некоторых странным...

«К простоте возвращаться - зачем?
Зачем - я знаю, положим.
Но дано возвращаться не всем.
Такие, как я, не можем.

Сквозь колючий кустарник иду,
Он цепок, мне не пробиться...
Но пускай упаду,
До второй простоты не дойду,
Назад - нельзя возвратиться.» (З.Гиппиус)

Октябрьскую революцию Гиппиус резко не приняла. И не только сердцем – она прекрасно разбиралась в событиях. Воистину, ее стихи того периода остры и смелы, как стрелы серебряные: «Не покажем ли Бронштейну да Ленину / Кто на русской земле господин?» (1919). Да, «красная демократия» завладела Россией: «Все за лопаты! Все за свободу! / А кто упрется – тому расстрел!» (Стих «Осенью»). Началась особая политика, особая экономика:

«В цене упали бриллианты,
появился швейцарский сыр…
Что случилось? А это Антанта
с большевиками заключает мир…» (З.Гиппиус)

Зинаиде Гиппиус чудится наступление долгой, сплошной ночи для России: «Не рассветает! Не рассветёт». В декабре 1919 года она с Мережковским тайно эмигрировала. Остаться? Ясно – за такие стихи ее бы дачей в Переделкино не пожаловали. К счастью, она была очень догадлива, но все равно, цель эмиграции для нее – не свое спасение, а деятельное противостояние. Уезжала на время, оказалось – навсегда.

Зинаида Гиппиус и балетный критик Л.С.Волынский. Zinaida Gippius


В исторических событиях она умела многое предвидеть. Думаю, что в любой Кассандре помимо сверхчувств молниеносный анализ - присутствует. Поэтому коснусь и иной стороны творчества Гиппиус. Кроме стихов и прозы, поражают философские мысли-пророчества в ее статьях, письмах, дневниках, где она идет путем разумного анализа, и этот разум ее высок настолько, что, как острейший луч, выхватывает светом Грядущее, которое Гиппиус мгновенно вычисляет логически.

Взять хотя бы одно ее письмо от 17 октября 1905 года – «Писано за час до манифеста», где она представила тончайший анализ будущего хода революции и свершений большевиков: «Но весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна – что коснуться к ней (т. е. войти во всё) равносильно для меня предательству моего». И она, которая страстно рвалась к обновлению общества, заявляет: «Главное – я реально представила грядущее насильническое (сами говорят) правительство и народный террор и кровь… Для их истин – такой путь!»

И самое страшное – она логически осмыслила (в 1905 году) – это будет, это неизбежно. Получается, и все последующие события (и правители!) вплоть до наших дней – не случайность. У Гиппиус была политическая прозорливость – дар врожденный. Подозреваю, что Ленин был знаком с некоторыми трудами Гиппиус – он умел извлекать умственную энергию из ярких интеллектов. Понимая свершающееся, Гиппиус даже пыталась повлиять на ход исторических событий, особенно находясь в Польше и Франции, но кто мог тогда принять всерьез зеленоглазую женщину, декадентку-поэтессу, пишущую кощунственно-безумные (для того времени!) стихи, толкующую про отвлеченно-тонкое…

Зинаида Гиппиус. Zinaida Gippius


Не удивляйтесь, что о Гиппиус осталось много сплетен, слухов, нелестных характеристик… Уверена, вся вина ее в том – угораздило родиться умной и красивой одновременно. Некоторые женщины – не прощали ей красоту, некоторые мужчины – ум. Двусторонняя немилость, по сути – обреченность на внутреннее одиночество. Сплетни – пища обывателя, он их сам выращивает и жадно пожирает. Он не любит высот: никогда не пытается духовно подняться до личности, а тщится (безрезультатно!) бытовыми подробностями принизить личность до себя. Гиппиус к слухам о себе была равнодушна, вероятно, они ее даже забавляли.

"Тяжки иные тропы...
Жизнь ударяет хлёстко...
Чьи-то глаза из толпы
взглянули так жёстко.

Кто ты, усталый, злой,
путник печальный?
друг ли грядущий мой?
враг ли мой дальний?

В общий мы замкнуты круг
боли, тоски, заботы...
Верю я, все ж ты мне друг,
хоть и не знаю, - кто ты..." (З.Гиппиус)

А если глянуть на ее удивительную душу через сокровенное – ее Поэзию? В талантливых стихах кратко, зримо, подсознательно – сказано несказанное… А в ее душе таинственного столько, «что для речей единственных не знаю здешних слов…». И это свой прорыв к Богу! И попытка осмыслить Бытие и религию. Ее роковое противостояние революционным событиям рождало строки: «И если это Божья длань – / Кровавая дорога, – / Мой дух пойдет и с ним на брань, / Восстанет и на Бога». (1916). Кощунство? Понимаю так: пренебрегает спасением своей души во имя спасения Отечества.
Золотоволосая изгнанница, Вы где сейчас, Зинаида?

Зинаида Гиппиус в эмиграции. Zinaida Gippius


Когда ее Поэзию читаю – чудится, как она присаживается к моему ночному столику и узкой ладонью проводит по СВОИМ стихам так, что загораются именно те строки, видения и понятия, что хотелось бы ей высветить… Замираю. «Пойми меня, когда меня не станет…»

И гнутся цветы лилейные. Зинаида – Белая, Верная… Она приподымает край своей шляпы и, «Вся нежная, робкая, злая…» шепчет тайно-истинное: «Тихо плачу я, плачу – обо всех…»

©Татьяна Смертина.

Любовная лирика, стихи о любви, радости, боли

Стихи о России, гражданской войне, эмиграции

Философские стихи о Боге, душе, жизни, времени
 



 
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | helllena1805 - My life. Part 2 | Лента друзей helllena1805 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»