Важно — во все времена — быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего — с самим собой, что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет.
С наибольшей яркостью особенности тибетского искусства выявляются в архитектуре, представляющей в то же время весьма самобытный и оригинальный вид творчества.Это конечно же не европейская архитектура с красивыми стилями барокко, готическим и др., а как я его назвала природный стиль, где все постройки подчинены природе ,перекликаются с ней и вписываются в нее.
Суровый высокогорный климат, самобытность религиозных учений, своеобразие быта привели к формированию в Тибете этого собственного стиля в архитектуре.
В связи с тем, что на ранних этапах своей истории большая часть населения Тибета были кочевниками,их основным жилищем являлась круглая юрта. Пастухи ,сезонно перемещались со своим садом в поисках пастбищ. Северный Тибет – высокогорная местность, с разрежённым воздухом и недостатком строительных материалов, поэтому мобильные юрты из шкуры яка являются наилучшим выходом и традиционным видом жилья в этих местностях.
Юрта является одним из древнейших типов жилищ с универсальной символикой: накидка символизирует небо, центральный столб – ось мира и т. д. Использование такого типа жилья создает максимальное единство человека и природы, свойственное для традиционных культур.
В последнее время вместо юрты используется палатка китайского производства с окошками и пологом-дверью
Наиболее характерными для городской тибетской жилой архитектуры являются распространённые в центральной части Тибета глинобитные дома с мощными стенами и плоскими крышами.
Для строительства внешних стен зданий нередко используются прессованная земля, глина, камни. Тибетская архитектура хороша повторением одинаковых простых геометрических форм.
[показать]
Городские дома в Тибете – двух-четырех-этажные с большим количеством прямоугольных окон. Стены домов – как крепости, они ограждают внутренний двор, куда попадаешь через небольшие ворота-арку. Снаружи двор не виден, получается что-то вроде петербургских дворов-колодцев
. Между домами – узенькие проходы. Стены зданий заметно утолщаются книзу, поэтому дома выглядят как крепости. В случае с монастырями это случается чаще. Но и в обычные дома «мышь не проскочит»Крыши плоские
[показать]
Стены беленые, контуры окон обведены черной краской. Под крышей – декоративный расписной фриз, покрытый красками разных цветов (есть на предыдущих фотографиях).
В монастырях фризы выглядят наряднее, их украшают камнями и золотом. Ткань, укрепленная над окнами и дверями, добавляет «изюминку», дом уже не смотрится застывшей глыбой, появляется динамика и непосредственность.
[показать]
Внутри одна большая комната, крыша поддерживается несколькими колоннами, в центре – очаг. Обстановка спартанская, но вместе с тем очень красочная и веселая. Резная мебель украшена буддийскими символами, они же нарисованы на стенах. Обязательно есть алтарь, на котором стоят изображения будд, бодхисаттв и учителей.Над домом флажки с мантрами – обязательный элемент
[показать]
В некоторых областях дома оформлены немного по-другому. Разноцветных фризов нет, зато рисуются три полосы над окнами – красная, белая, черная и свастика.Свастика использовалась еще в религии Бон, с которой позже смешался тибетский буддизм. В Тибете встречается как левосторонняя, так и правосторонняя свастика. Она символизирует обретение духовных ценностей и заслуг.
[показать]
За пределами города дома одноэтажные и предельно простые. Если несколько домов стоят рядом, то обычно они «прилеплены» друг к другу. Рядом обычно есть огороженный закон для овец (краешек виден справа на фото)
[показать]
Об архитектуре культовых сооружений Тибета можно судить по многочисленным монастырям, которые представляют собой целые ансамбли внушительных размеров. Иногда такие монастыри образуют своеобразные города, но об этом будет в продолжении.
Главным городом — центром всей политической и культурной жизни — является Лхаса (Жилище бога), где сосредоточено большое количество культовых и дворцовых светских сооружений. Лхаса, по историческим данным, основана в 7 в. н. э. царем Сонгцен Гамбо, выстроившим, по преданиям, основные храмовые и дворцовые здания, на месте которых возведены ныне существующие. Архитектура строений в городе смешанная, от типичных тибетских домов до высотных стеклянных сооружений банков и других офисных зданий.
Самым значительным архитектурным сооружением является находящийся в километре от города дворец-крепость, резиденция далай-ламы - ПОТАЛА (Дворец второго кормчего). Это гигантское здание, начавшее строиться с 7 в. и возведенное в его современном виде в 10—17 вв., как бы обобщает и концентрирует в себе наиболее типические черты средневековой архитектуры Тибета.
Огромный массив зданий, словно вырастающий из вершины скалистой голой горы, занимает в длину около 430 м и представляет собой целый город.
Окружающие дворец стены и широкие разветвленные лестницы создают к нему подход и как бы соединяют архитектурный ансамбль с окружающей природой, увеличивая и делая еще более грандиозными его размеры. Однако сам принцип охвата широкого пространства и возведения здания среди природы, столь характерный для Китая, здесь применен совсем по-особому.
. Эстстическос впечатление здесь создает поразительный по цельности, могуществу, простоте и суровости форм архитектурный ансамбль, как бы организующий горную вершину, на которой он возведен.
Размеры и формы здания словно рассчитаны на гигантов, соответствуя окружающему ландшафту огромных и неприступных гор. Ансамбль заключает в себе несколько различных построек. Белое здание, растянувшееся по всей скале, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и высящийся над ним, венчая все сооружение. Это здание перекрыто вызолоченными крышами китайского типа, которые, однако, здесь играют иную, чем в Китае, более декоративную роль.
Внутри дворца — бесчисленное количество помещений, тронных залов и галлерей, украшенных стенными росписями. Самое большое святилище занимает в высоту все пространство здания. Интерьер помещения оформлен с поразительной роскошью. Здесь многочисленные резные колотилы, расписанные яркими красками, литые из золота статуи, инкрустированные кораллом и бирюзой, ступы и урны, также сделанные из золота, росписи и картины-свитки, украшающие стены здания.
.Гора, на которой построен дворец Потала в тибетской религиозной литературе называется «второй горой Путо» (гора Путо находится в провинции Чжэцзян, считается священной за то, что, как гласит легенда, на этой горе появлялась бодхисатва Авалокитешвара). Место обитания Авалокитешвары в Индии (Potalaka) по -- тибетски называется «потала», отсюда пошло название дворца -Потала.
Дворец можно назвать архитектурным чудом даже по современным стандартам. Массивное здание, поднимающееся вверх на 13 этажей, стоит на вершине 130-метрового холма Марпо Ри (Красный холм). Белый дворец опоясывает Красный как бы защитной стеной. Очень символично: ведь белый дворец - это резиденция административной, светской власти Тибета.
Главой тибетской администрации являлся Далай-Лама. Но вот мало кто упоминает о том, что кроме главы Правительства, с какого-то время в Красном Дворце жил и Таши-Лама - утвержденный Владыками Шамбалы духовный Глава Тибета Последний Таши Лама вынужден был бежать из Поталы после заговора предпоследнего Далай Ламы. Тем самым предпоследний Далай Лама отверг великих Покровителей Шамбалы. И вскоре после этого трагического события китайские войска вошли в Тибет. Карма. Юному Далай Ламе, наследнику Ламы-предателя, нашему современнику пришлось переселиться в Индию, где по-прежнему находится его резиденция..Во дворце свыше тысячи помещений. По первым трем этажам носятся с открытыми ртами пилигримы и туристы, мечтающие попасть одновременно к дюжинам великолепных часовен, золотых ступ и молитвенных залов
Первый дворец на месте современной Поталы построил царь Сонгцен Гампо в 637году . После обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн дворец расширили до 999 комнат, возвели стены и башни и вырыли обводной канал.Во второй половине VIII века в деревянный дворец попала молния и здание полностью сгорело.
От старого дворца VII в. внутри современной части остались только две комнаты, высеченные в скале. Одна - Чогьел Друпук (Пещера для медитации императора), другая - хранилище для драгоценных реликвий. Рядом с ними расположен Пакпа Лхаканг - священный храм, в котором собраны наиболее почитаемые древние статуи. По легендам, из дворца вели подземные ходы. На острове, где уединялся для медитации Далай-лама V, позднее возвели Лукханг - храм нагов. Первые два этажа украшены росписями, иллюстрирующими буддийские легенды. На третьем этаже сохранились фрески, изображающие тайные упражнения йогов с подробными комментариями к ним.
[показать]
В 1645году Далай-лама пятый (1617-1682гг).начал возводить новый дворец, который строился на протяжении более чем полувека Центральная часть современного здания, имеющего высоту тринадцать этажей, была построена по его указаниям, но он умер, когда здание достигло лишь второго этажа. Поняв, что он вскоре умрёт, он велел премьер-министру хранить свою смерть в тайне, поскольку опасался, что, если бы народ узнал, что он умер, строительство остановили бы.
[показать]Премьер-министр разыскал монаха, который внешне напоминал Далай-ламу, и преуспел в сокрытии его смерти на протяжении тринадцати лет, пока работа не была завершена. Но втайне он сделал камень, покрытый молитвами о скорейшем перевоплощении Далай-ламы, и камень этот был вмонтирован в стену. Его и сейчас можно видеть на втором этаже дворца.
Это самое известное монументальное здание в Тибете.Свой нынешний облик дворец обрел в 17 столетии. До оккупации Тибета китайскими властями дворец служил резиденцией Далай-ламам. После того, как в 1959г 14-ый Далай-лама убежал в Индию, дворец Потала был превращен в музей и в 1994г внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Остановимся чуть подробнее на архитектуре этого красивейшего дворца
.Потала представляет собой прекрасный образец тибетского национального зодчества, внутри можно увидеть личные покои Далай-ламы, залы для медитации, а также ступы Далай-лам, украшенные драгоценными камнями.
Большинство древних артефактов хорошо сохранились и сегодня дворцовый комплекс с удовольствием посещают тысячи туристов со всего мира. Потала фактически состоит из двух дворцов – Красного, посвященного религиозному образованию и буддийским молитвам, и Белого дворца, служившего зданием местного управления Тибета.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.
Древний дворцовый комплекс хранит в себе множество культурных реликвий – статуи, фрески, ступы, галереи и росписи. Здесь также находятся школы буддийской логики, семинария и собственная типография.
Дворец строго ориентирован по странам света. Его протяженность с севера на юг 350 метров, с запада на восток – 400 метров. Золоченные купола комплекса возвышаются над долиной, где расположена столица Тибета Лхаса, на 300 метров. Толщина наружных стен у основания 5 метров, наверху – 3 метра. Дворец Потала строили из камня, который брали тут же, в долине. На месте каменоломни возникло озеро – Бассейн царя-дракона.
Стены дворца – из гранита, а окна и крыши – из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шелковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурным стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров. Дворец Потала– древнейший и известнейший дворец в Китае — называют «жемчужиной на крыше мира».
В лицевую часть стен также влит расплавленный Гугун, чтобы укрепить сооружение и увеличить устойчивость при землетрясениях. Одновременно были сделаны золотые детали декора, что позволило остроумно решить проблему громоотвода. За сотни лет дворец Потала претерпел испытания молнией, громом и землетрясениями. Однако он, как и прежде, возвышается во всей своей красе
Здание имеет ступенчатую структуру: в горе вырубали террасу и на этом месте возводили «этаж», затем выше вырубали вторую террасу и строили следующий «этаж». Таким образом дворец поднимается от подножия горы до самой её вершины.
Снежные львы охраняют вход во дворец Потала.
На крыше восточной части Потала находится Белый дворец
Белый дворец-составляет жилые помещения Далай-ламы.Первый Белый Дворец был построен во время жизни Пятого Далай-ламы и его правительство заселилось в него в 1649.г Потом оно было продлено до настоящих размеров тринадцатым Далай-ламой в начале 20-го века.
Белый дворец содержит Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства
Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.
Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.
[показать]
Трон Далай-ламы.
На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.
Дворец был для административного использования и содержал жилые помещения, офисы, семинарию и типографию.. . Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады.
Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.
[показать]Спальня Далай-ламы
Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.
Старый зал для аудиенций Белого дворца. Трон Далай-ламы
Центральный, желтый внутренний двор, , отделяет жилые помещения Ламы и его монахов от Красного Дворца,который полностью посвящен религиоведению и молитве.
Сердцем комплекса является Красный дворец (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам
Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары.
Он содержит священные золотые ступы — могилы восьми Далай-лам — актовый зал монахов, многочисленные часовни и святыни, и библиотеки для важных буддистских священных писаний.
Актовый зал монахов
Он состоит из сложного расположения многих различных залов, часовен и библиотек по многим разным уровням со сложным множеством галерей меньшего размера и различных переходов..На вершине Красного дворца находятся семь золотых крыш – уникальное место дворца Потала. Все они сделаны из позолоченной бронзы и являются вершинами святых ступ далай-лам. Каждая крыша украшена декоративными шпилями, которые служат в качестве громоотводов. Если забраться на крышу дворца, вам откроется потрясающий вид на город.
.Перед Красным дворцом возвышается белая вышка Сайфотай, где висят большие танки – тканые иконы (или аппликации) с изображением Будды.
Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма.
Западный зал называют Сянтан. Это самый большой зал во дворце Далай-ламы пятого поколения. Крышу сооружения поддерживают 48 больших деревянных колонн 6-метровой высоты.В ходе строительства зодчие применили арочную конструкцию, которую часто используют в постройках ханьской архитектуры.
Специальная ткань из Бутана обертывает многочисленные колонны и столбы Зала
Украшение и резьба колонн и потолка
[показать]
Дверь ведущая в Красный дворец
Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение.
На северной стороне этого зала в Красном Дворце важная святыня Potala -часовня 7 века, которая содержит небольшой древний драгоценный камень и инкрустируемую статую Avalokiteshvara
Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы.
5 входов к ступе 5 Далай-ламы
Ступа в буддизме — священное сооружение, символизирующее просветлённое состояние Будды, и, кроме того, вертикальная модель мироздания. Её части олицетворяют отдельные элементы Вселенной, а ступени наверху соответствуют уровням приближения к просветлению. Первоначально ступы служили усыпальницами. Так, тело Гаутамы Будды после смерти было кремировано, а помещённый в ступы-курганы прах установили в восьми местах, где произошли наиболее значительные события его жизни. В дальнейшем в ступы стали замуровывать прах буддийских подвижников. Инкрустированные драгоценными металлами и камнями ступы с реликвиями далай-лам (сердунг) достигают в высоту нескольких метров. Самый большой и богато украшенный — сердунг Великого Пятого, на сооружение которого ушло несколько тонн серебра.
В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца
[показать]
На нижнем этаже, темный проход ведет в Пещеру Дхармы, где Сонтцен Гампо, как полагают, изучал буддизм. В святой пещере изображения Songsten Gampo, его жен, его главы правительства и Sambhota, ученого, который разработал тибетское письмо.
Большая синяя и золотая надпись по двери была написана в 19-м веке Император Тонгши Империи Цина, объявившего буддизм . Пещера отличается скромным убранством, имеет площадь всего 27 кв. метров. В пещере установлены статуи Сонгцен Гампо́, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзунь, Лудунцзана - лиц, известных во времена Туфаньского царства. Кроме того сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой по преданию пользовался Сонгцен Гампо́.
[показать]
Северная часовня содержит великолепные золотые троны.Слева от часовни золотая могила ступы Одиннадцатого Далай-ламы, который умер ребенком и ряд Будд Медицины Справа от часовни Авалокитешвара и его исторические воплощения включая Сонгстен Гампо и первые четырех Далай-лам. Священные писания, покрытые шелком между деревянными покрытиями, создают специализированную библиотеку в комнате.
Изображение Авалокитешвары - бодхисаттвы, воплощения бесконечного сострадания всех будд. Реинкарнацией (воплощением) Авалокитешвары считается Далай-лама. Это изображение датируется VII веком!!! и привезено из Шри-Ланки.
Южная Часовня сосредотачивается на Падмасабхава, индийском маге 8-го века и святом с его женами. С левой стороны от него восемь из его святых , с правой стороны от него восемь гневных божеств, которые подчиняют демонов религии Бон.
[показать]
Восточная часовня посвящена Тсонгу Хэпе, основателю гелугской традиции. Его центральная фигура окружена ламами из Монастыря Сакья, которые недолго управляли Тибетом и сформировали свою собственную традицию.
Западная часовня - часовня, в которой имеются залы Далай-лам разного поколения и различные поминальные и молельные залы. В том числе самый известный зал со ступой Далай-ламы пятого поколения Лосанцзяцо,
Ступа имеет почти 15 метров в высоту. У неё квадратный фундамент и круглая крыша. Тело ступы можно разделить на три части: фундамент, тулово-«графин» и крышу. Тело Далай-ламы пятого поколения в благовониях и с красными цветами были захоронено в «графине».
Ступа из сандалового дерева и облицована 3724 кг. сусального золота и украшена более чем 15 тыс. драгоценных камней, таких как алмазы, рубины, изумруды, зеленый нефрит, жемчуг, агаты. На фундаменте ступы установлены сосуды для жертвоприношений.
Ступы Далай-ламы 6 и 7.
Ступа Далай-ламы 8.
Слева похоронная ступа для Двенадцатого Далай-ламы и справа -Десятого Далай-ламы.
Соседняя ступа для 13-го Далай-ламы, построенная в 1933, содержит бесценные драгоценности и одну тонну чистого золота и- 14 метров (46 футов) в высоту..
Убранство ступы включает в себя клыки слона из Индии, статуи львов из фарфора , вазы и мандалы, сделанные из 200 000 жемчуга. Тщательно продуманные фрески в традиционных тибетских стилях изображают много событий жизни Тринадцатого Далай-ламы в течение начала 20-го века. Ступы на обоих концах содержат важные священные писания.
И самая древняя ступа в Потале. 7 век
Западный зал называют Сянтан. Это самы большой зал во дворце Далай-ламы пятого поколения. Крышу сооружения поддерживают 48 больших деревянных колонн 6-метровой высоты.
В ходе строительства зодчие применили арочную конструкцию, которую часто используют в постройках ханьской архитектуры. Здесь имеется множество деревянных скульптур Будды, львов, слонов и различных животных. В ходе перестройки и расширения дворца Потала в XVII в. известные тибетские мастера создали десятки тысяч прекрасных настенных росписей, которые представлены в залах и галереях.
[показать]
Первая галерея находится выше Западной часовни и имеет много больших окон, которые дают свет и вентиляцию в Большой Западный Зал и его часовни ниже. Между окнами превосходные фрески .
Вторая галерея предоставляет доступ в центральный павильон, который используется для посетителей дворца и содержит различные сувенирные и продуктовые лавки.
Третья галерея содержит помимо прекрасных фресок много темных комнат, содержащих огромные коллекции бронзовых статуй и миниатюрных скульптур, сделанных из меди и золота. В одном зале представлены объемные позолоченные мандалы, созданные в 15- 18 веках. Они очень высокие, с инкрустацией драгоценными и поделочными камнями.
Калачкра-Мандала
Ямантака-Мандала
Самвара-Мандала
На южной стороне находится зал пения седьмого Далай-ламы
Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, , нерушимый символ Тибета.
the East gate of the Potala Palace Lhasa tibet нажимаем и наслаждаемся панорамным обзором дворца
Источник:
https://www.wikiplanet.click/enciclopedia
http://totalarch.ru/art_history/middleages/asia/china/tibet
http://gm-dar.livejournal.com/848700.htm
http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.2/st031.html
http://ru.knowledgr.com/00297269/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86Potala
https://architects.d3.ru/dvorets-potala-tibet-1288749
Серия сообщений "Дворцы":
Серия сообщений "Разные страны Азии":