[200x297] |
[200x309] |
Жил был (хотя скорее живет-бывает) писатель Сергей ЛУкьяненко. Писал хорошие книжки. Их хвалили., а автора уважали. Потом написал пару-тройку плохих книжек. И автора начали ругать. И вот он снова написал пару хороших книжек, но его почему-то, видимо, по старой памяти, продолжают ругать. Скажите, в чем причина и где справедливость? Чтобы уравновесить чаши весов (на радость Орлангуру), я напишу про две последние книги автора что-нибудь хорошее, при этом, заметьте, совсем не покривлю душой. Они обе мне понравились, и мне не стыдно в этом признаться. Переходим к самой главной части этого поста, где я в двух словах изложу, чем же они так хороши, и почему их стоит почитать.
Первую часть дилогии - "Недотепу" - я начинал читать с большими сомнениями. Не верил я в новую книгу некогда моего любимого фантаста и прочитать ее хотел больше для галочки. Но! примерно секунд через 20 я улыбнулся. Еще через 7 засмеялся и... по большому счету не прекращал смеяться до самого конца. Никогда бы не подумал, что книга о мальчике, вынужденном бежать из родного герцогства, которое захватил злой и коварный узурпатор, может меня так порадовать. Это с учетом того, что лукьяненовские книги о детях мне никогда особо не нравились. "Рыцари сорока островов" не впечатлили, "танцы на снегу" откровенно расстроили, "пристань желтых кораблей" утомила. Поэтому вдвойне хорошо, что "Недотепа" оказался книгой Не для детей. Ну то есть для детей, но не совсем. На первом уровне - это история веселых приключений юноши в мире драконов, рыцарей, колдунов, дам сердца и прочей нечисти. А вот вторая сторона романа... Есть у автора такой жестоко пародийный рассказ "Дюралевое небо". Он про детей, но для детей ли? Отнюдь. Вот и "Недотепа" рассчитан не только на детскую аудиторию. Взрослому человеку будет интересно посмотреть, как целый роман оборачивается доброй и смешной пародией на весь жанр вцелом с многочисленными отсылками на литературные произведения, рекламные ролики, известные брэнды. Причем, автор так умело играет слогом, что совершенно разные по стилю куски текста сливаются в единое целое, не выбиваясь из колеи повествования. Логические загадки, юмор, отличный язык. Жанр соблюден, художественная ценность несомненна.
Но все возвратилось на круги своя, когда я узнал о выходе второй книги. "Мир фантастики" привычно с восторгом облизал "Непоседу", похвалил автора, нагнал всякой пурги и пообещал читателям отличного чтива. А я загрустил. Сомнения вернулись. Сумел ли автор повторить успех первой книги? Сумел ли сохранить и приумножить все хорошее, что украшало ее? Не скатился ли? ответы примерно такие: Почти, да, нет. Вторая книга оказалась больше по объему, и количество шуток, пародий и всего остального увеличилось. Не могу ручаться, но, по-моему она стала насыщеннее для взрослого и менее интересна для ребенка. Сюжет усложнился, приключений стало больше, диалоги развернулись широко, всякие объяснения, размышления отяготили страницы. Вот далеко не полный перечень всего, что так или иначе зацепил в книге автор: "Хоббит", "Малыш и карслон", "Арсен Люпен", "300 спартанцев", "доктор айболит", паста ГОИ, "Волшебник страны Оз", "Маугли", Пушкин, Гоголь, рубаи, лимерики, "Иван Васильевич меняет профессию", "Бременские музыканты" и многое другое. Практически любое имя, любая подозрительная фраза - это какая-то отсылка. В этом отношении обе части похожи на "Там, где нас нет" Успенского.
Был бы я ребенком - мне бы точно вся эта петрушка не понравилось.. Хорошо, что я уже не ребенок. Хотя и не все с этим согласятся.
Далее приведу цитаты для заманухи и самотеста. Если вы поняли, откуда то или иное заимствование и это показалось вам смешным - эти книги для вас.
В черной мантии с изумрудным подбоем, бодрой расхлябанной походкой, ранним теплым утром середины лета в крытый рынок города Босгарда ступил ученик чародея Трикс Солье.
***
«Явись передо мной, Гоэлрон, демон огня и молний! Служи мне до тех пор, пока сама смерть не унесет тебя или меня! Даю тебе три правила: не совершай действия или бездействия, которое приносило бы мне вред, повинуйся любому моему приказу, если это не противоречит правилу первому, и оберегай себя в той мере, которая не противоречит первому и второму правилам!»
***
— Ну, чего вы беспокоились… — промямлил Элин.
— Подумай только! — сказал желтый дракон. — А если бы ты упал в горах? Если бы мы тебя потеряли?
— Вы бы огорчились?
— А как ты думаешь? — ответил желтый дракон. — Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
— И даже за сто тысяч миллионов королевских золотых талеров?
Снова наступила тишина.
— Ну глупостей-то не спрашивай! — рявкнул оранжевый дракон. — И не надо ставить родителей в ситуацию, когда им придется либо врать, либо выглядеть жадными бессердечными чудовищами!
***
— У нас в школе есть три факультета — Смелых и Отважных, Старательных и Упрямых, Веселых и Находчивых. Раньше был еще факультет Подлых и Завистливых, но туда никто не хотел идти и факультет закрыли…
***
— Хорошо, — кивнул Аблухай. — Мы принимаем бой!
***
– А приключения – это как раз то, что хорошо кончается. Если они кончаются плохо, то их называют неприятностями.
***
Если магия бессильна, то честный меч и подлые финты решат наш спор!
***
— Эх, караван! — воскликнул Трикс. — Караван верблюжий, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты мог только родиться, в той земле, что не любит шутить, а голой пустыней разметнулась на полсвета, да и ступай считать дюны! И не хитрый, кажись, зверь верблюд, не на крыльях чешуйчатых несется, а нескоро ступает мозолистыми ногами. Не в дилонских кружевах всадник: борода да бурнус, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул врубайю — верблюды вихрем, ноги смешались в один гладкий круг, только дрогнула тропа, да пискнул в испуге остановившийся фенек — и вон они понеслись, понеслись, понеслись!..
***
— Я напился вчера, хоть совсем не хотел,
И сегодня напьюсь, хоть пока не успел.
Что поделать! Я очень люблю напиваться,
Я и завтра напьюсь — ведь таков мой удел!
***
— Ох и попадет же мне, — вздохнула Тиана, прислушивающаяся к разговору. — Представляю, что начнется. Такая, сякая… сбежала из дворца…
***
– Баллады… – сказал Трикс. – Скажите, Шараж… а как вы сумели победить свирепого барса?
Шараж вздохнул:
– Как, как… Я же горец! Вначале я его огрел тяжелой острой палкой, а потом воткнул ее в горло и провернул два раза. Кровищи было – как на скотобойне! А как он выл в ночной тиши!
***
В замке все стихло давно,
В мрачных застенках темно,
Дверь ни одна не скрипит,
И привидение спит,
Кто-то кричит за стеной —
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
Усни, усни!
***
– Надо покурить, – сказал он и с легким отвращением посмотрел на трубку. – Перекурил на капитуле, думал – месяц к ней не притронусь…
– А зачем тогда курите? – удивилась Тиана. – Это же вредно.
– Традиция, – пояснил Щавель. – Перед тем как открыть вход в таинственное подземелье, маг обязан выкурить несколько трубок, задумчиво глядя на таинственные символы, выгравированные на камне…