[показать] Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям.
На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви.
Считается, что это будет исполнением слов Христа
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Ин.17:22-23)
Всё ли здесь верно?
Блаженный Августин в своё время придумал лозунг: В главном единство, во второстепенном свобода, во всем - любовь. А что второстепенно?
Слава Богу Живому! Святость и Вавилон (смешение праведного с грешным) – это не одно и тоже. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2-е Коринфянам 6:14)
Часто на вопрос: "Что является основным в верном служении Богу" дают ответы близкий, возвращаясь к словам Августина Блаженного:
"В главном единство, во второстепенном свобода, во всем - любовь.", или "Главное любить Бога и ближнего", или "Не нужно быть фарисеем, главное любить".
Как будто всё верно, и Слову Божьему не противоречит, но что подразумевают христиане под этими ответами? Ту любовь, о которой говорит Писание: Ин.14:15 "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.", 1 Ин.5:2-3 "Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки."; или состояние внутреннего эмоционального комфорта, которое и является главным.
2 Тим.3:16 "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (это касается не только прямых цитат слов Иисуса Христа, но и слов Его апостолов, которых вдохновлял Дух Святой). Даже как-то страшно просевать и делить на первый и второй сорт учение Господнее, зная, что: Лк.16:10 "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом." и Мф.5:19 "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.", а также Лк.17:10 «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.».
Может кто-то рассуждал над этими вопросами и нашел более твердые аргументы для классификации: что в служении Богу является главным, что второстепенным и на основании чего можно сказать, что я имею любовь к Богу и ближнему.
Берегись! Экумения! (Цитата автора Елисей Пронин, пастор церкви «Возрождение» евангельских христиан-баптистов)
[показать] Несколько телефонных звонков и я узнал, что меня причислили к числу идейных проповедников экумении (получается я стою за союз всех религий и деноминаций. Христианство, буддизм, ислам, иудаизм и даже сатанизм, не важно, все мы своей дорогой идем к Верховному Архитектору, такой позиции придерживаются сторонники экуменического движения).
Но как же так? Я ведь всегда был против. Откуда взялось такое оскорбительное мнение? А виной всему вот этот значок, который я осмелился разместить на одной из страниц моей книги «Собираясь в путешествие».
Плавание корабля, как я думаю, отлично символизирует церковь, которую отцы называли ковчегом спасения. Вокруг море – о чем свидетельствует надпись «ойкомене» (вполне библейское слово. К примеру Рим.10.18), в переводе с греческого означает существующий мир или наша вселенная. Те кто в море рано или поздно утонут, погибнут. Но те, кто в ковчеге - спасены, они плывут к назначенной цели, к стране где правит Бог.
Вот еще несколько идей прочитанных мной по этому поводу:
"Корабль является символом христианства с самого его появления. Например, римский теолог и мученик Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий». Другие же называли корабль «кораблем спасения», который несет верующего под знаком Креста (как в виде перекрещенных мачты и реи, так и в виде изображения креста на парусах) сквозь бурные воды жизни. Полагают, что слово «пауе», означающее основную часть паствы, происходит от латинского «корабль». В церквах Дании часто подвешивается модель корабля под парусом, что символизирует путешествие человечества как через спокойные, так и через бурные воды". Ссылка - http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=76267&order=asc&pg=0
[показать]
Так причем же здесь экуменизм. Здесь всему виной чье-то простое невежество или же кто-то просто-напросто недолюбливает автора книги «Собираясь в путешествие». Хочется верить в первое, так как это проще исправить.
? - №36. Что можно сказать о современных церквях, которые уже сейчас имеют Ангелов Лаодикийского периода ?
Таких церквей в наши дни - предостаточно. Они в труде Божием и не холодные и не горячие, а в прочих делах, в которых у них проявляется пафосность и довольство, Господь оценивает их совсем иначе. Иисус говорил, что Он пришёл низвесть огонь на землю (Лук.12:49). Но члены Лаодикийской Церкви не были и холодными, это не были мирские люди, которые никогда бы не грелись у Огня Божия. Они и не ушли в этот холодный, мёртвый мир, нет.
[показать] Они являются членами Церкви, видимость верующих у них налицо, и не всякий может понять их внутренний мир, в котором они живут. Но пламенные очи Господа, испытывающие сердца и внутренности, дают им свою оценку: "Но ты тёпл". В этих церквах хорошие средства массовой информации «ты говоришь», используемые для пиара – создание имеджа или общественного мнения. Свидетельство по радио, телевединию, в газетах и журналах – это не плохо, но плохо то, что самореклама не соответствует оценки их Господом. По всей видимости, верующие в Лаодикии тоже были вовлечены в бизнес и жили богато, они нивчём не имели нужды. Богатство, разумеется, требует жертв, - времени, энергии, предпринимательства, и христиане приносили их. Конечно же за счёт служения Господу, которое было у них на втором плане. Таким образом Иисус был вытиснен ими за двери, ибо "не возможно служить двум господам - Богу и "мамоне" (богатству). В первом послании к Коринфянам 3:9-15, Апостол Павел пишет каким должно быть церковное строительство: из золота, серебра, драгоценных камней, но только не в физическом, а в духовном смысле. Наш самый ценный и краеугольный камень - Иисус Христос. Пс.117:22; Мф.21:42; Мр.12:10. Его мудрость дороже ценнейших камней этого мира. Пр.3:13-18; 8:11. Мы как живые камни должны сами устраивать из себя дом духовный IПетра2:5, но где же брать строительные материалы? Для христианина уста разумные дороже золота и жемчугов Пр.20:15, а вера оценивается дороже золота IПетра 1:7 - вера Божия, святейшая вера действующая любовью. Гал.5:3. Слово Божие уподобляется серебру, а Церковь - горлице, украсившей свои перья серебром и золотом. Пс.11:7;67:14. Но увы, Лаодикийцы к этим ценностям не прибегают. Они для духовного строительства используют: ДЕРЕВО - это, как сказал Иеремия 10:8 - пустое учение. Они судят других и друг друга в рамках своего устава. Мф.7:3-5. Так же они используют СЕНО т.е. - красоту человеческую Ис.40:6-8, ищут Саулов величавых, а ни Давидов, которые особо неприметные, но в деле Божием Ему по сердцу. И это сено рождает СОЛОМУ Ис.33:11, а солома - это надменность и нечестие человеческое Мал.4:1. Вот материалы, которыми обогащаются Лаодикийцы нашего времени, забывающие советы Апостолов, IПет.3:3-4;1Тим.2:9;3:6 и подобных мест ещё много. Благодаренье Богу - Он не оставляет бедных и нищих Лаодикийцев, а стоит у их закрытого сердца и тихо стучит к ним, чтобы они могли прислушаться к Его голосу и выйти из своего положения победителями. Побеждающему дам (право) сесть со Мною на престоле Моём т.е.- совершать истинный суд. Откр.3:21-22.
Состояние большинства Церквей нашего периода соответствует состоянию исторически существовавшей Лаодикийской Церкви. Характеристика её такова:
1) Теплота с её заквасками, [показать]
а) Лицемерие, (фарисейство)
б) Неверие, (садукейство)
в) Господство, (иродианство)
2) Служение мамоне (богатству)
3) Распущенность нравов, как в дни Лота
4) Самообольщение (не видит своего печального состояния).
5) В ней не управляет Христос, Он за дверями.
6) Лаодикия - правление народа (демократия) управляют люди.
7) Опасность быть оставленной навсегда (не войти в число восхищенных)
8) Христос стучится теперь уже к каждой отдельной душе.
Что мы наблюдаем в наше время? - Многие денаминационные христианские Церкви являются Церквами-отступницами.
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: (Откровение 3:14) Говорит Тот, Кто не льсит и не прячит истину под красивыми дипломатическими словами.
[показать] "...О, если бы ты был холоден или горяч" – холодный человек, не познавший веры, скорее может уверовать и стать горячо верующим, чем охладевший, сделавшийся равнодушным к вере христианин. Даже явный грешник лучше теплохладного фарисея, довольного своим нравственным состоянием. Поэтому Господь Иисус Христос и порицал фарисеев, предпочитая им кающихся мытарей и блудниц. Явные и открытые грешники легче могут прийти к сознанию своей греховности и искреннему раскаянию, чем люди с тепловатой совестью, не сознающие своих нравственных недугов. "Золото, очищенное огнем, одеяние белое и глазная мазь (коллурий)", которые Господь советует купить у Него лаодикийцам, означает любовь и благоволение Божие, приобретаемые покаянием, добрые дела, чистое и непорочное поведение и высшая небесная премудрость, дающая духовное зрение. Можно предполагать также, что лаодикийцы действительно чрезмерно уповали на свое богатство, пытаясь совместить служение Богу и Маммоне. Некоторые полагают, что тут речь идет и о пастырях, стремящихся к обогащению себя земными богатствами и возомнивших, что они чрез богатство призваны господствовать над наследием Божиим, импонируя своим богатством. Господь советует таковым купить у Него, то есть не испросить толькои не даром получить, но купить, то есть приобрести от Самого Христа ценою трудов, покаяния, "золото, огнем очищенное".
Три средства исцеления (Откр. 3, 18)
Что представляет из себя «золото»? Откр.3,18.
— Это вера и любовь. 1Петр.1,7. 2Фес.1,3. «Золото, огнем очищенное, рекомендуемое Великим Врачом, — это вера и любовь. Только золото может обогатить сердце. Оно очищалось до тех пор, пока в нем не осталось малейшей примеси и чем больше будет в огне, тем красивее и ярче будет сиять»
Что символизирует собой белая одежда?
— Праведность Христа. Пора снять рубища нашей праведности. (Ис. 64, 6.) Пора одеть одежды торжественные (Зах. 3. 37). Это виссон чистый и светлый. (Откр. 19, 8; 7,14).
— Белая одежда это чистота характера, праведность Христа, в которую облекается грешник. Воистину этот виссон состоит из небесных тканей, его можно купить только у Христа».
Что символизирует собою глазная мазь? Деян. 10,38; 1Иоан 2, 20. 27.
«Глазная мазь, это та божественная мудрость, которой мы сможем различить что добро и что зло и разоблачить грех, под каким бы видом он ни скрывался».
— Это Дух Святой в полноте. Те, которые всем сердцем принимают эти дары неба, — будут среди спасенных.
Какова главная цель вести к Лаодикии? (Откр. 3:19, 18: 1).
— Это весть любви. Какой бы слабой и полной ошибок ни казалась церковь, она все же является единственным предметом на земле, на который Бог обращает Свое внимание».
«свидетель верный и истинный» Он - свидетель верный и истинный. В одном комментарии говорится по этому поводу, что свидетель должен удовлетворять двум важным требованиям, а) Он должен был видеть своими глазами то, о чем он говорит, б) Он должен быть совершенно честным и точно повторять то, что он слышал и видел. Иисус обращаясь к этой церкви говорит; Я буду говорить только то, что вижу и знаю и ничего больше. Я буду говорить тебе правду.
[показать]
Откр.3:15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
«ни холоден, ни горяч». Это фигуральное выражение было особенным образом понятным для верующих Лаодикии. В окрестностях этого города был водопад, в который впадали горячие источники, текущие в Иераполе. Протекая через Ликусскую долину к Лаодикии, примерно расстояние 6 миль, эти горячие воды заметно охлаждались, и достигая окрестностей Лаодикии, становились приторно тёплыми. Таким образом, эта редкая географическая особенность была известна всем, и как нельзя лучше характеризовала духовное состояние верующих Лаодикийской церкви.
[показать] «о, если бы ты был холоден, или горяч». В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Горячая вода из источников приносила людям пользу, укрепляя их тела. Поэтому горячая вода была очень ценна и лечебна. Климат в Асии весьма теплый (нынешняя Турция), и тогда еще не было холодильников, и поэтому холодная вода была одним из основных источников утоления жажды и освежения людей в домах и купальнях. Иисус зная особенности горячей и холодной воды этого города, возможно и выбрал эти образы для того, чтобы показать, что Лаодикийская церковь не приносит людям ни какой пользы - ни холодны не горячи.
«о, если бы…». Иисус считает, что холодное и горячее состояние это лучшее в этом случае. Из этого видно, что Он говорил именно на примере этих особенностей воды. И скорее всего Он не говорил о духовном состоянии христианина (как принято считать), потому что Иисус не мог признать холодного христианина, нормальным духовным состоянием. Этому нет подтверждения в писании. Тем более что причина была в другом, как мы увидим ниже в стихе 17. Следующий стих также подтверждает, что речь шла именно о свойствах воды
Откр.3:16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
«извергну» - изрыгать, выплевывать. Это не ошибка в тексте, именно такое слово применяет Иисус в этом месте, поэтому мы не думаем, что речь идет о каких-то таинственных духовных образах. Первое значение. Иисус приводит простой пример на воде, что когда она теплая ее не хочется пить. Второе значение. Вода горячих минеральных источников часто имеет тошнотворный вкус и действительно иногда вызывает у людей рвоту. Именно такое воздействие оказывала лаодикийская церковь на Воскресшего Христа. Над этим стоит задуматься. (Баркли)
[показать]
Откр.3:17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
«Ибо ты говоришь» - слово «ибо» чаще переводится; «так как, потому что». Это слово также имеет связь с предыдущим выражением;
«… извергну тебя из уст Моих, потому что ты говоришь, что …». Это и была их большая проблема, потому что, богатство было их главной ценностью, о чем они говорили, чем жили и гордились. Лаодикийцы говорили о себе, и считали что они … «я богат, разбогател». Буквально «я стал богатым», «я преуспеваю». Не было в Малой Азии более процветающего города чем Лаодикия. Благодаря наличию в Лаодикии банков и курортов, привлекавших внимание богатейших людей страны, в городе царило высокомерие, самодовольство и разврат. Жители его, в том числе и христиане, пользовались весьма высоким материальным благополучием. Лаодикийская церковь не только претендует на то, что она богата, но она совершает ещё одну роковую ошибку утверждая, что эти богатства являются результатом её личных трудов «я разбогател»,«я преуспеваю».
Город находился в области, в которую эмигрировало много иудеев. Раввины поносили своих прихожан, ищущих вин и бань Фригии. В 62 г. до Р.Х. губернатор провинции Флакк был так встревожен денежными суммами, которые вывозили иудеи для уплаты храмового налога, который платили все иудеи мужского пола, что запретил вывозить деньги. В результате в Лаодикии было изъято двадцать фунтов золота, а в Апамейе, во Фригии, сто фунтов золота, которое пытались вывезти контрабандой. Это золото стоило 15 000 серебряных драхм. Храмовый налог иудеев составлял полсикля или две драхмы. Это значит, что в районе проживало минимум семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. (Баркли)
[показать] Лаодикия была настолько богата, что когда в 60-м году х. э. город постигло большое землетрясение, Лаодикия отказалась от предложенной ей сенатской помощи.
«и ни в чем не имею нужды» - Или ... Я больше ни в чем не нуждаюсь. У меня все есть и мне больше ничего не нужно. Это и есть "теплость" по словам Иисуса, когда ты удовлетворен материальным и тебе уже больше ничего не нужно. Лаодикиянин - это человек, который доволен своим состоянием и гордится теми небольшими успехами, каких ему удалось достигнуть. Почти невозможно его убедить в том, как во многом он нуждается, и как далеко он находится от цели совершенства.
Церковь или человек, которые удовлетворяют только себя, даже несмотря на видимое материальное благополучие, относятся к "теплому состоянию". Материальное благополучие, это не фактор Божьего ободрения и это не признак духовности. В таком месте, как Лаодикия большинство людей города и без помощи церкви были богатыми и это не было признаком их духовности.
Откр.3:18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
[показать] «Советую тебе купить у Меня» - Иисус не отверг их, но дает им совет купить у Него настоящие сокровища, которыми можно по-настоящему обогатиться. Иисус не был против их обогащения, но Он показывал им путь - у Кого нужно покупать то, что есть настоящее богатство. Богат не тот, кто имеет земные богатства, но богат тот, кто имеет богатства, которые дает Иисус.
«золото, огнем очищенное» - буквально «золото, вытащенное из огня», «раскаленное в огне». Сложное место для интерпретации, но возможно речь идет о вере.
«и белую одежду». Это был крупный центр текстильной мануфактуры. Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Эта шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли Тримитария. Изготовлявшиеся там одежды славились во всем мире, а шерсть лаодикийских овец была известным всем предметом роскоши. Лаодикия так гордилась изготовлявшимися в ней одеждами, что не замечала, что была нага в глазах Бога. Воскресший Христос убеждает Лаодикию купить у Него белые одежды. Возможно речь идет о праведности.
«и глазною мазью помажь глаза». В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Также знаменитость курорта обеспечивалась и тем, что в Лаодикии существовала знаменитая на весь мир медицинская школа, занимавшаяся в первую очередь излечением болезни глаз с помощью производства коллирия - знаменитой глазной мази. Иисус буквально говорит Лаодикийцам – вы ослеплены богатством и поэтому советую вам воспользоваться мазью для слепых, которую делают в вашем городе, чтобы вам прозреть. Возможно, Иисус говорил о слове Божьем, которое открывает глаза.
Откр.3:19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
[показать] Греческое слово наказываю, часто понимается только в жесткой форме, типа; "я люблю вас, поэтому я накажу вас ...", "... нам не избежать наказания, так как этим к нам проявляется любовь Бога ...и т.д." Это не совсем так, потому что греческое слово наказываю [paideo] имеет значение - обучения, исправления и воспитания. Господь учит нас, как сыновей и дочерей, потому что любит нас. Как ни печально духовное состояние Лаодикийской церкви, Христос не отказывается от нее. Он любит ее, обличает и хочет все исправить. Он призывает ее к покаянию и ревности. Им нужно раскаяться в этом грехе и ревновать о настоящих богатствах.
Не напрасно апостол Павел писал: Когда это послание будет у вас прочитано, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. И это относится не только по букве адреса, но и для всех, кто имеет «уши слышать». (Кол.4:16) Текст Маркиона:
Согласно канону Муратори среди книг, использовавшихся Маркионом было и послание к Лаодикийцам, которое затем (наряду с посланием к Александрийцам) было отвергнуто.
Текст из Вульгаты:
[показать]
Среди текстов, претендующих на именование послания к Лаодикийцам, наиболее известен небольшой текст, включённый в некоторые кодексы Вульгаты. В этом произведении не содержится идей, которые отсутствуют в посланиях апостола Павла, поэтому наличие или отсутствие текста в каноне не имеет догматического значения
Иероним Стридонский в IV веке писал, что этот текст отвергается всеми . Тем не менее известно несколько десятков копий Вульгаты с VI по XII век, где данное послание присутствует: F (Кодекс Fuldensis), M, Q, B, D, C и Lambda. Послание содержится в переводе Джона Уиклифа. Текст окончательно был отвергнут только на Флорентийском соборе в XV веке.
Текст Якоба Лорбера:
В 1884 году австрийский мистик Якоб Лорбер опубликовал текст, названный им «Послание апостола Павла к Лаодикийцам» . Автор утверждал, что оно продиктовано «внутренним голосом».
Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
[показать] «стою у двери и стучу». Дверь, о которой здесь идёт речь находится во власти человека, и каждый из людей может её открыть и закрыть по своему желанию. «если кто услышит голос Мой и отворит дверь» - это предложении имеет два смысла, потому что слово [akouse] «услышит» имеет два значения; «слышать» и «послушать». Первое значение, «кто услышит Его голос, и дверь отворит», второе значение, «кто послушается Его голоса и дверь отворит». В одном случае речь идет о Его голосе, в другом случае речь идет о Его послании. «буду вечерять с ним» Греческое слово [deipon] означает - ужин, главная трапеза дня.
Греки принимали пищу три раза в день. У них были акратисма, завтрак - кусок сухого хлеба, обмакнутого в вино; аристон - обед; на обед домой не ходили, перекусывали прямо у дороги, взятым с собой куском, или где-то под колоннадой или в городском сквере; и, наконец, дейпнон - ужин, главная трапеза дня. Он длился довольно долго; люди не спешили - дневная работа была закончена. И вот именно дейпнон Христос разделит с человеком, который отзовется на Его стук; не какую-то закуску на бегу, а трапезу, во время которой люди ведут дружеские беседы. (Баркли)
Откр.3:21 Побеждающему, дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
В виду сложной символики обетований "побеждающему" касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду. «дам сесть со Мною на престоле». Христос призывает Лаодикийскую церковь к победе над своим «теплым» духовным состоянием и обещает ей, в случае победы, место с Собою на Своем престоле. Другими словами, Христос призывает охладевшую духовно Лаодикийскую церковь встать и из глубины своего падения подняться до высочайших вершин небесной славы. Возможно ли это? Да, возможно, ибо обетование Христа гласит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем».
[показать]
Это значит, разделить со Христом славу Его Царства. (Баркли)
Откр.3:22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям а не только к этой.
Первые выводы:
Сокровища города Лаодикии - деньги, шерстяные ткани и целебные мази - завладели сердцами лаодикийцев и охладили их любовь ко Христу. Но они не заметили утраты небесных сокровищ и смотрели на себя с довольством. Они были духовно слепы и не видели своей духовной нищеты и наготы.
Вот почему Христос предлагает церкви в Лаодикии Свои небесные сокровища: «Золото, огнем очищенное», «белую одежду» и «глазную мазь»
"И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия".
Сразу нужно отметить, что седьмое и последнее послание Иисуса Христа, как никакое другое, подходит к нашему времени. Оно, быть может, является одним из самых потрясающих посланий и обращено к церкви последнего времени, а мы живем в последнее время!
Было бы неверно все христианство охарактеризовать лаодикийским. Слава Богу, и сейчас есть таковые, которые, подобно Филадельфийской церкви, верно следуют за Агнцем. Даже в периоде Лаодикии мы найдем те семь тысяч, которые не преклонили колен перед Ваалом. Это последнее столь серьезное послание особенно предупреждает нас, чтобы мы не оказались в страшном состоянии Лаодикии. Господь верен и может сохранить Своих.
В самом начале Господь трижды представляет Себя в очень любвеобильной и ободряющей форме.
Во-первых, "так говорит Аминь". Слово "аминь" означает "истинно так", то есть торжественное утверждение какого-либо факта. "Ибо все обетования Божий в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, чрез нас",- говорит Апостол Павел (2Кор.1:20). В Иисусе Христе все обетования Библии полностью исполняются. Сказанное Им слово исполнится! "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут!" Соглашаемся ли мы со Словом Божьим или нет, или вообще не выражаем своего мнения - не играет никакой роли. Слово Божье остается твердым, ибо Он есть Аминь!
Во-вторых, "так говорит... свидетель верный и истинный". Будучи свидетелем, Иисус Христос открыл нам сущность Божью во всей полноте. Свидетельству Его, Слову Священного Писания, можно доверять вполне. "Скорей прейдет небо, чем меня разочарует Слово Твое", - так мыслят верные.
В-третьих, "так говорит ...начало создания Божия". Все творение создано Им. Он есть родоначальник жизни. И лаодикийским церквам Он может дать жизнь. Он может дать ее всем желающим!
[показать] "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг".
Даже в духовно мертвой церкви Сардиса Господь нашел нечто достойное: "У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих". В Лаодикии же Господь не находит ничего достойного похвалы. Он ни единым словом не выражает Своего одобрения к ней.
Были ли служитель и вся Лаодикийская церковь вообще когда-либо верующими? Или же там с самого начала не было настоящей жизни? На первый вопрос мы вполне определенно должны дать положительный ответ, на второй - отрицательный.
И сегодня Бог никого не причисляет к Церкви Иисуса Христа, кто не пережил подлинного возрождения. Принадлежишь ли ты к Церкви Господа? Или ты формальный христианин? Последние находятся на пути в ад, несмотря на активную христианскую деятельность.
Итак, мы можем твердо держаться воззрения, что у предстоятеля и у Лаодикийской церкви было хорошее начало, они имели спасение. Апостол Павел написал ей в свое время послание. Он хотел, чтобы написанное им послание к Колоссянам было прочитано и в Лаодикии (Кол.4:16). Постепенно церковь, по всей вероятности, уклонилась от истины.
Может быть, в ней с течением времени прекратилась всякая ревностная деятельность? Вероятнее всего - нет! Вся ее деятельность, все богослужение не соответствовали требованиям Бога. Подобное состояние мы уже находим в Израиле, в народе Божьем, во времена Ветхого Завета. В книге Исаии 1, 11 Господь печалится о состоянии Своего избранного народа, несмотря на обилие жертвоприношений. В 15 стихе Он говорит: "И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови".
[показать]
Нечто подобное мы находим в книге пророка Амоса: "Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать" (5:21-23).
В наше время повсюду можно наблюдать кипучую деятельность лаодикийского христианства. Никто не может сказать, что христианство не проявляет активности. Напротив, все движется и кружится. Существовало ли когда-либо раньше столько библейских школ или миссионерской деятельности? Люди тысячами собираются на большие конференции и так называемые христианские дни. На концертах "христианской" рок-музыки - десятки тысяч. На таких мероприятиях можно увидеть прекрасные хоры и оркестры, услышать весьма хорошие песни. Однако здесь есть нечто, заставляющее нас задуматься.
Хористы и музыканты выглядят точно также, как мирские люди. Нет никакого различия между чадами света и чадами тьмы. Мужчины одеты в синие джинсы, носят длинные волосы. Женщины появляются в брюках, обвешаны всевозможными цепочками, коротко пострижены и причесаны, как люди мира сего. Разве удивительно, если многотысячная публика, в большинстве своем причисляющая себя к христианам, поступает точно так же?
Как же реагируют на такие явления проповедники и евангелисты? Кто-то говорит: "Твоя внешность (волосы, прическа, одежда) может быть в полном порядке, но если внутреннее состояние не на должном уровне, тогда напрасно все".
[показать] Верно ли это высказывание? Конечно верно и в то же время оно опасно. Значит, внешность не имеет никакого значения. Главное, чтобы внутреннее состояние было в порядке. Этот вывод является изощренной ложью сатаны. Слово Божье учит нас, что, если у чада Божьего внутреннее состояние в порядке, то и внешность будет соответствовать этому. Столь популярное и заманчивое высказывание скоро приводит к следующему шагу: люди приходят к убеждению, что внешность не оказывает на христианина никакого влияния; подстраиваясь к миру, мы быстрее сможем приобрести их души для Христа! Не удивительно, что христиане впоследствии сами становятся явно мирскими.
О, проповедники Лаодикии! Может быть, они и не уходят настолько далеко, как написано выше. Однако проникновению мира в церковь они не препятствуют; они молчат и вообще ничего не говорят. О, не проник ли мир уже в их сердце? Они проповедуют о любви Божьей, о любви друг ко другу. В возвещении этой части истины нет недостатка. Не хватает обличительного слова. Проповедники ограничиваются темой любви: "Мы должны воспринимать друг друга такими, как есть, и любить другого со всеми его особенностями".
Грех наказывается лишь в общем плане, а не прямо, конкретно. Пресвитеры обличают только в стиле Илия: "Нет, дети мои, не хороша молва, которую я слышу..." (1Цар.2:24). Или что ещё хуже - продались за чечивичную похлёпку, созидателям тайны беззакония.
Прежде, чем мы приступим к исследованию, 4-й главы, мы ещё выслушаем некоторые мысли по исследованию книги ОТКРОВЕНИЕ проповедника Абрама Фаста