Многих христиан после крещения, и это закономерно, начинает особо сильно интересовать, и даже волновать, вопрос о духовных дарованиях. Для того чтобы этот вопрос стал понятен для нас, мы несколько раньше должны рассмотреть учение о возложении рук. Евреям 6,1-3. Учение о преемственности и правильных методах передачи благословений – важная часть христианской школы.
О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением...1Пар.4,10; 
Не отпущу, пока не благословишь меня. Быт.32,26.
Отец мой, разве у тебя только одно благословение? Быт.27,38. И не мог умолить отца, чтобы наследовать благословение хотя и просил о том со слезами...Евр.12,17. Рук ни на кого не возлагай поспешно...1Тим.5,22. Быт.48,9-19.
Из прочитанных нами мест мы видим, что вопрос духовного благословения тревожил и раньше очень многих людей. Приступая к рассмотрению этого вопроса, нам следует обратить внимание, что вообще символизирует простертая или возложенная на кого-либо рука и в каких случаях это практикуется. Ответить на эти вопросы можно будет, когда мы просмотрим хотя бы выборочно, некоторые страницы Библии. Прежде всего, в рассматриваемом действии мы видим знак обращенного внимания и волеизъявления, благословляющего покровительства Дан.8,18; Откр.1,17; или суда, Деян.13,11; иногда даже проклятия (как отрицательный или противоположенный акт благословению) Быт.49,8; Исх.3,8+20; 9,3; 10,22; 14,8; Вт.13,9; 17,7; 2Цар.22,35; а так же - связывающего союза. Исх.29,10; Лев.1,4; 16,21; Вт.21,6; Лук9,62; 20,19; Гал.2,9.
Возложение рук, это не ритуал, а молитва благословения (а иногда, как мы уже упоминали, даже и проклятия Чис.23:11 И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь?) с пророческим откровением для того над кем она совершается.
Обычно руки полагались на голову благословляемого( Быт.48,13-20 И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил их в тот день), но иногда они просто воздевались к небу ( 3Цар.8:54-55; Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, [руки же] его были распростерты к небу. И стоя благословил все собрание Израильтян) или в сторону того, о ком произносилось пророчество.( Деян.13:8-11; А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.)
Рассматривая конкретные примеры, мы находим, что руки возлагались при следующих
обстоятельствах:
1. В Ветхом Завете, Сам Бог благословил наших прародителей: Адама и Еву. Быт.1,28. Это благословение на семейную жизнь, как мы говорим - для вступающих в брак. Пс.127; и 44,10-16; что подтверждается и в Новом Завете. Мф.19,5-6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
2. Родители благословляли своих детей и внуков. Быт.27,2-4; 49,1-28; 48,3-20.
3. Так же Бог через своих служителей посылал благословение новым труженикам, Исх.40,13-15; иногда пророчески предсказывая предстоящие им трудности. Быт.14,18-20; Вт.33; Моисей должен был публично на глазах всего народа благословить Иисуса Навина. Чис.27,18-20. Илья публично призвал к пророческому труду Елисея. 3Цар.19,15-21. Самуил при всем семействе Иесея (но уже в узком кругу) публично объявил Давида новым будущим царем Израиля.1Цар.16,1Ч13.
4. В Новом Завете, мы встречаем еще благословение малолетних детей и младенцев, которых родители желали приблизить к Богу, Лук.2,34; это то, о чем предупреждал Иисус Христос, что бы ни кто не препятствовал этому. Мр.10,13-16. Через молитву веры дети освящаются. 1Кор.7,14.
5. Пресвитера церквей призваны совершать молитву благословения с рукоположением и иногда с елее помазанием над больными, имеющими нужду в выздоровлении. Иак.5,14. Это дело истинно верующего христианина, Мр.16,18; определенного Богом, Деян.4,30; быть старшим (по гречески ПРЕСВИТЕРОМ), но все ли могут врачевать? 1Кор.12,30. Есть люди, которые ведут себя бесчинно, домогаясь права Деян.8,18-24 быть целителями, такое рукоположение, как не соответствующее учению Священного Писания, может не облегчить состояние, но наоборот принесет видимые и невидимые проблемы. Как для обычной молитвы есть усиливающее ее средство - пост, подобным же образом благословение Божие ярче отображается при елее помазании. Елей является видимым символом Духа Святого. Гонитель Савл, после своего обращения, оказался слепым, когда же над ним совершили рукоположение - он прозрел. Деян.9,12-17.
В Новом Завете много говорится о рукоположении для труда. Начало духовного труда в Церкви начинается после крещения и молитвы благословения с рукоположением. Деян.8,14-18. Когда Варнаву и Савла Дух Святой призвал для труда, необходимо было, чтобы Церковь совершила публичную молитву благословения с рукоположением. Деян.13,1-3.
Рукоположение - это не формальный обряд, а заповедь установленная для истинных детей Божиих, чтобы Божье благословение могло видимым образом, при соответствующей подготовке передаваться и действовать для устроения Царствия Божия на земле. О какой подготовке сказано в нашем определении? Дело в том, что благословение, так же как и проклятие, если оно не будет обосновано, то оно не сбудется. Пр.26,2. Это не фокус и никакое таинство, которое можно сделать где захочешь. Для правильного рукоположения, нужна подготовка. Быт.27,3-4; (приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.) 4Цар.3,15.( позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея,). Вот почему Апостол Павел и писал Тимофею, что бы делал он это дело без поспешности. 1Тим.5,22. Это не означало, что через его рукоположение передадутся дары недостойным людям, но это было предупреждение для Тимофея, а теперь и всех нас, что без духовной подготовки, Бог не проявит Своей силы и тем самым постыдит труд формального руковозложения. 2Кор.12,20-21; (чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой ). 
Довольно таки часто, молодые члены церкви, спешат совершить над больным молитву с рукоположением. Да, молиться мы должны за всех человеков, но спешить возлагать руки может только духовно опытный христианин, чтобы мог он дать правильное и соответствующее наставление и чтобы ему не оказаться соучастником того греха за которое Бог возможно наказал человека. 1Тим.5,24.
Готовность при рукоположении должна быть обоюдосторонней, как со стороны возлагающих руки (Иер.14:14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.), так же и со стороны тех, кто ожидает этого благословения. Благоговение пред Богом не должно перейти в человеческие методы лести и заискивания. (Деян.8:18-21; Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.) От первых в очень большой степени зависит и мера готовности ожидающих. Апостол Павел молился о совершенстве своих учеников. 2Кор.13,9; 1Фес.3,10. Затем важно, чтобы все благословение было совершено чистыми руками. Исх.23,1; Вт.13,17; Пс.23,4; 72,13; Ис.33,15; 59,3+6; Иак.4,8; 1Тим.2,8. Для тех, кто ревнует о получении благословения, не малую роль играет их достоинство... Иак.4,2-3; Мф.10,13, Лев.8,33-35.
Преемственность. Это говорит о том, что ища благословения, мы должны думать - какое мы ищем благословение и от кого... Меньший благословляется большим. Евр.7,7; Мф.3,14. Елисей думал о благословении, неотступно следуя за Ильёй. 4Цар.2:2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.4Цар.2:4 И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. 4Цар.2:9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
Если же священство, от которого ожидают Божьего наставления, Мал.2,7; теряет свое достоинство, то ли через обольщение мздой Валаама, (2Пет.2:15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,); то ли через небрежение в служении Божием, как сыновья Аарона (Лев.10:1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; ) или как сыновья Илия (1Цар.2,12-15; 12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа 13 и долга священников в отношении к народу.), то Бог находит новых Самуилов и определяет, иногда не стандартный метод, что бы передать им Свое благословение. Если же люди ищут человеческого благословения вместо Божьего, то они оказываются обманутыми. 2Кор.6,14. (Гал.1:10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.) Когда Господь призывал Исаию, Ис.6,5-8; Он определил и метод его призвания. Необычным было призвание военного-язычника Корнилия. Деян.10,1-11,18. Своеобразным было и то благословение, которым Бог благословил, через Соломона, народ израильский. 3Цар.8,54-61. Подобным образом и наш Господь Иисус Христос благословлял Своих учеников. Лук.21,50-51. Все это подчеркивает символическую сторону формального исполнения обряда в котором скрыт некий глубокий духовный смысл.
Елей, который употребляется во всех случаях, говорит о необходимости присутствия Духа Святого; руки через которые изливается небесное благословение, должны быть чистыми и не только в физическом смысле, но что особенно важно - в духовном отношении. Такую же символическую роль играет и расстояние от рук до головы, 4Цар.5,25-26; 1Кор.5,35; и под какою рукой окажется благословляемый. Ек.10,2. Поэтому следует обратить внимание, что преемственность рукоположения заключается не в хронологическом порядке, кто и от кого принимал его, а в ревностном исполнении Богом порученного дела. Неем.7,2-3л65.
Когда правильно совершается рукоположение, то сила будущего века прославляет уже
настоящее наше служение перед Богом. Авв.3,4; Зах.2,9; Мр.5,30; 12,27-28; Евр.6,5. Совершая молитву с рукоположением мы как бы соединяемся духовно с тем человеком за которого молимся, чтобы вознести его к престолу благодати и предать просимое в руки Божии.
Это особый знак, который как точка в конце предложения, - говорит о том, что мы сделали все, что в наших силах и теперь передаем это дело в небесные инстанции. Откр.22,9. Если человек, на которого мы возлагаем руки остается духовно не изменившимся, и сам, особенно если это совершается молитва за больного, а он перед Богом не вознес молитвы с исповеданием, то в таком случае и мы несем равную ответственность за создавшеюся ситуацию. То есть, вместо оздоровления больного можем сами оказаться на больничной койке. Вот почему особую роль в качестве предварительной подготовки для получения благословения играет наша посвященность по просимому вопросу и исповедь за прежние согрешения. Дан.9,3-20-22.
Итак, как бы подводя итог, мы можем сказать, что как в Ветхозаветные времена, цари, священники и пророки, рукополагались с елеепомазанием, перед вступлением на труд, так и мы должны получить таковое, приступая к Новозаветному служению.( 1Тим.4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.) Для этого Бог устанавливает определённые времена. (Иер.1:7 Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.) Будем же внимательны и послушны голосу Божию, что бы не уподобится пророку Ионе.( Иона 1,1-3; И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня,
Изучив в должной мере рассматриваемый нами вопрос, мы получаем от Бога дар,
который называется ВСПОМОЖЕНИЕ. Рим.12,7-16; 1Кор.12,28. Апостол Павел, дав наставление своим ученикам Тимофею и Титу, поручает им, чтобы они пребывали в учении и готовили из способных членов церкви себе замену, а так же чтобы они рукоположили их на пресвитерское служение. 1Тим.4,12-14; Тит.1,5.
Дары Бог дает Своим детям не для коллекции и не для того, чтобы их зарыть в землю, Мф.25,14-30; но чтобы мы шли и приносили пользу в деле Божием. Ин.15,14-16; 1Кор.12:31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Об этом постараемся поговорить в следующей теме.