• Авторизация


Четыре драгоценности. Китайская живопись. 06-11-2012 17:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Четыре драгоценности - кисть, бумага, тушь и тушечница.  

Четыре драгоценности рабочего кабинета «веньфан сибао» — именно так в Китае образно называют непременные атрибуты просвещенного человека: кисть, бумагу, тушь и тушечницу. Уже в средние века каждого образованного китайца (ученого, философа, поэта, каллиграфа, художника) невозможно было представить без этих четырех драгоценностей.

[612x700]

 

Кисть («би»)

 

Кисть — главная драгоценность мастера. Кисть изготавливается из натуральной шерсти животных. Обычно используется шерсть козы, овцы, волка и зайца, но бывают и более редкие кисти — например, из шерсти медведя или хорька. Ручка кисти изготавливается из бамбука, который удерживает собранный в пучок волос кисти. Мягкая и одновременно упругая, традиционная китайская кисть хорошо вбирает тушь и удерживает ее в себе.

 

[640x418]

 

Археологическими исследованиями подтверждается, что кисть использовалась в Китае уже в пятом веке до нашей эры — ученым удалось обнаружить древние иероглифы и рисунки, сделанные кистью, на керамике того времени. А в 1950-х годах были обнаружены и сами кисти, довольно примитивные и еще не очень похожие на те, что используются сейчас на наших уроках. Им более шести тысяч лет!

Технология изготовления кистей для живописи и каллиграфии остается неизменный с четвертого века нашей эры. Именно к этому периоду кисть стала основным инструментом китайских мастеров.

 

В трактатах того времени сформулированы «четыре достоинства» кисти:

 

Острота — тонкий кончик кисти, способный передавать мельчайшие детали;

Ровность — способность кисти поддерживать форму, не разваливаться при использовании, оставаться гладкой;

Округлость — свойство, обеспечивающее свободное движение кисти во всех направлениях;

Прочность — упругость и гибкость, устойчивость к механическим повреждениям.

 

[549x700]

 

Кисти бывают разного размера — от тончайших, в несколько волосков, до огромных, в десятки сантиметров в диаметре. А еще в Китае до сих пор сохранилась традиция делать кисти из первых состриженных волос младенца, как талисман с пожеланиями того, что повзрослев, он станет просвещенным и культурным человеком.

 

Бумага («чжи»)

 

[640x423]

 

Известно, что бумага — одно из величайших изобретений китайской цивилизации. В древнем Китае ее делали из волокон древесины и коры некоторых деревьев. Но с течением времени способы производства бумаги менялись, и в последние несколько сотен лет лучшей бумагой для живописи и каллиграфии считается бумага «сюаньчжи», которая производится вручную из сандаловой коры, рисовой соломы и коры шелковицы.

 

[показать]

Волокна растений высушиваются, неоднократно вымачиваются, прессуются, отбеливаются, измельчаются, прежде чем попасть в форму.

Бумага сюаньчжи отличается особой белизной, она очень тонкая, устойчива к грибку и прочим вредителям, не желтеет от времени. Кроме того, такая бумага превосходно впитывает тушь, а это главное свойство, обеспечивающее невероятное разнообразие выразительных средств традиционной китайской живописи и каллиграфии.

 

 

Тушь («мо») и тушечница («янь»)

 

[показать]

 

Эти две драгоценности не менее важны, чем кисть и бумага.

Традиционная тушь для живописи и каллиграфии — твердая, спресованная в брикеты. Она растирается на каменной тушечнице и разводится водой. Традиционная тушь изготавливается из сосновой сажи. Попав на бумагу, тушь не стирается и не выцветает — результат этого можно увидеть в музеях мира, где шедевры древнекитайских мастеров по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши.

 

[показать]

 

Оттенки туши придает разведение водой в разной пропорции. Растирание и разведение туши — медитативный процесс, в течение которого мастер настраивается на будущее произведение, обдумывает и предчувствует его.

 

[показать]

 

Тушечница — это четвертая драгоценность мастера, и ее важность часто недооценивают. Первые тушечницаы появились в третьем веке нашей эры, с распространением твердой туши. Они вырезаются из камня и украшаются искусным узором или резьбой. Классические китайские тушечницы давно стали предметом коллекционирования. В последние несколько сотен лет их стали делать не только из камня, но и из бронзы, железа, фарфора или керамики. Самыми ценными считаются тушечницы из нефритового камня — считается, что растертая в них тушь никогда не застывает.

 

[показать]

 

Несмотря на то, что тушечницу можно заменить обычным фарфоровым блюдцем, настоящий любитель живописи и каллиграфии никогда так не поступит: ведь каменная тушечница — один из символов традиции, атрибут настоящего мастера и неотъемлемая часть «четырех драгоценностей рабочего кабинета»!

[650x488]

 

-----------------------------------------------

источник…

------------------------------------------------

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Благодарю за интересный пост
agness214 06-11-2012-20:44 удалить
Классик китайской живописи Ци Байши "... Я рисовал также цветы, травы, птиц, животных, насекомых, рыб, лошадей, свиней, крабов, лягушек, бабочек, стрекоз и т. п.— одним словом, все, что попадалось на глаза. Это все вещи, которые я очень люблю ..." Я рисую насекомых, птиц и цветы такими, какие они есть. Драконов повидать мне не пришлось, потому и не берусь их изображать Изображая жизнь, я не стремлюсь к явному сходству... Мастерство находится на грани сходства и несходства; полное сходство – вульгарно, несходство – обман [700x464]
alona777 07-11-2012-11:49 удалить
Ответ на комментарий agness214 # Цао Инь, дед Цао Сюэ-циня — автора классического романа XVIII века “Сон в красном тереме”, в своей поэме, называющейся “Цветок лотоса”, писал, что люди, которые живут у озера, не должны спать в доме с закрытыми на ночь дверьми, так как они в этом случае могут упустить “вечерний прохладный ветерок, наполняющий дом прекрасным ароматом”. [499x499]
alona777 07-11-2012-11:50 удалить
Ответ на комментарий ceramic_garden # пожалуйста
alona777 07-11-2012-11:51 удалить
Ответ на комментарий ludmilanikolaevna # С любовью! Алёна.
agness214 07-11-2012-18:41 удалить
Ответ на комментарий alona777 # Милые......, милые древние китайцы, умники и затейники... Кстати, под моими окнами пруд с чудесными певучими лягушками!
alona777 07-11-2012-21:35 удалить
Ответ на комментарий agness214 # Лягушачьи "трели"... прикольненько... А когда они любят распевать? Вечером... с утра по раньше?
agness214 07-11-2012-23:00 удалить
Ответ на комментарий alona777 # Наши поют с ранней весны до середины осени и никакие приметы на них не действуют (или лягушки на них?), причём сутками напролёт! Летом я сплю под навесом, прикинь, как их трели лезут в уши, да ещё сороки скачут по крыше..., про соловьёв отдельная история. В общем, всё по фен-шую!
шалмани 09-11-2012-16:45 удалить
Спасибо за доходчивую беседу.
alona777 09-11-2012-18:57 удалить
Ответ на комментарий шалмани # Милого вечера!
alona777 04-01-2013-19:35 удалить
Ответ на комментарий pakira #
06-05-2015-13:05 удалить
"Четыре драгоценности" - материалы и инструменты для китайской живописи и каллиграфии можно приобрести в специализированном интернет магазине "Баймао". www.baimao.ru
Baimao 06-05-2015-13:12 удалить
"Четыре драгоценности" - материалы и инструменты для китайской живописи и каллиграфии можно приобрести в специализированном интернет магазине "Баймао". www.baimao.ru [http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/122/442/122442995_collage2.jpg]Картинка


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Четыре драгоценности. Китайская живопись. | alona777 - Удивительный мир Росписи. | Лента друзей alona777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»