• Авторизация


Важнейшее!! Работа над слоговой структурой слова 05-10-2018 06:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ Оригинальное сообщение

ВАЖНЕЙШЕЕ!!! Работа над слоговой структурой слова - будешь правильно говорить - будешь грамотно писать

Зачем это нужно? Залог успешной учебы в школе - будешь правильно говорить - будешь грамотно писать!!!!!!


2018-09-12_09-20-35 (690x516, 376Kb)

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:
- подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
- собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.


Подготовительный этап.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.
1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий:
-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
-Сосчитать , сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;
-Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;
-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
-Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - » и коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

***

Работа на вербальном материале.
Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.
(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение1.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя темя ?
Ребенок.Сверху.
Взрослый. Где у тебя спина ?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Ребенок. Спереди.
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнения 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнения 3.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнения 4
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; … < … <…<
Упражнение 4.
Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.
Упражнение5.
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.
Упражнение1.
Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)
Упражнение 2.
Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.
Упражнение 3.
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7
Упражнение 4.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение 6.
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.
1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.

***

Коррекционный этап

Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Упражнение 1.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:
А – И А – И – О У – А – И – О
А – У У – А – И Э –У – А – И
И – О И – О – Ы А – И – О – Ы
Ы – А Э – У – А И – Э – У – А
У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О
А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э
О – У О –У – А Э – О – У –А
Упражнение 2.
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:
• на одном выдохе, при этом плавно;
• громко (тише, совсем тихо);
• чередуя громкость в пределах одного ряда;
• со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
• быстро (медленно).
Упражнение 3.
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:
• сосчитать количество звуков;
• показать то же количество пальцев, сколько звуков;
• отстучать звуки молча;
• встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
• назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
• придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
• узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
• повторить звуки в обратном порядке.
Работа над слогами
Упражнение 1.
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:
- с общими согласными:
МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;
- с общими гласными:
БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;
- обратные:
АН – ЫН – ОН – ЭН – УН
ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;
- закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ
ТУК – МУК БОК – ВОК;
- прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:
БА – БЯ АП – ЭЛЬ
ВУ – ВЮ УФ – УФЬ
МО – МЁ ЕН – ЕНЬ
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:
• сосчитать количество слогов;
• выложить палочки по количеству слогов;
• сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
• определить одинаковый звук в ряду;
• придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
• придумать и («загадать») слоги с данным согласным;
• повторить ряд слогов в обратном порядке;
• повторить только первый и последний слог ряда;
• произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
• выделить ударный слог (отражённо);
• назвать первый (второй, третий) звук слога;
• составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
• сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
• наращивание слогов;
• уменьшение количества слогов;
• отстукивание слоговых цепочек.

***

Работа над слогами со стечениями согласных.
Упражнение 1.
Предлагаются слоги:
- открытые и закрытые:
кна-акн гна-агн
дмо-одм тмо-отм
пту-упт бму-убм
-с оппозиционными согласными:
фта-фтя фта-вда
тко-тке тко-дго
кму-кмю кму-гму
-цепочки слогов:
мна-мно-мну-мны-мнэ
гва-гво-гву-гвы-гве
хва-хвы-хви-хве
-слоги со сменой позиции согласного:
мна – нма
ско – ксо
хту – тху
збы – бзы
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:
• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
• составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
• придумать слог из двух согласных и одного гласного;
• сравнить слоги:
НА – КНА
АС – АКС
ИНТ – ЫНТ
УБР – УПР.

***

Работа над словами.

1 этап.
Упражнения на различение длинных и коротких слов.
Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.
Упражнение 2.
Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.
Упражнение 3.
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой - с длинными. Найдя предмет, играющий называет его.

2этап.
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.
Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку, нужно держать паузу, пока рука не опустится.
Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнения с перестановкой слогов.
Упражнение1.
Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:
Слова :Жи-лы - лы-жи( ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)
Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу , дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.
Упражнение 2.
Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.
Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»
Слоги: вед- , сет- , кух- , дос- ,бел- ,мет- , ваф- , цве- .
Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,
-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.
Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.
Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.
Упражнение2
Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.
Упражнение 3.
Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.
Положить картинки так, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).
Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.
Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем»: па, потом ук……паук; ком, затем пот……компот, зво, дальше нок и т. д.

***

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре

Упражнение 1.
«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»
Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.
Упражнение2.
При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Типы слоговой структуры слов

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.
2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.
3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.
4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.
8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.
13. Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.
14. Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.
Предлагаются 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).

***

Упражнения на закрепление материала - повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.
Тётя Дина сидит на диване.
Никите купили кеды и кепку.
В холодильнике баклажаны и абрикосы.
Хлебница стоит на холодильнике.
В буфете фиолетовая сахарница.
Максим любит фотографироваться.
Библиотекарь выдаёт книги.
Водопроводчик чинит водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
Экскурсовод проводит экскурсии.
Пограничник охраняет границу.

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза.

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?)
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).
7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).
8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).
11. Записать гласные данного слова.
12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.
13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.
14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

***

 

Серия сообщений "слоговая структура слова":
Часть 1 - 27 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией (А.С.Русских)
Часть 2 - Очень полезная вещь - звуки и буквы картинный материал для усвоения слоговой структуры слова
...
Часть 7 - серия говорим правильно СЛОВА И ЗВУКИ
Часть 8 - +серия говорим правильно ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ
Часть 9 - ВАЖНЕЙШЕЕ!!! Работа над слоговой структурой слова - будешь правильно говорить - будешь грамотно писать
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Важнейшее!! Работа над слоговой структурой слова | Mirera - Дневник Mirera | Лента друзей Mirera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»