• Авторизация


Готовим детей к правильному письму и чтению.Упражнения для развития звуко-буквенного анализа 05-10-2018 06:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ Оригинальное сообщение

Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа


2018-04-26_16-36-56 (452x491, 78Kb) 



Данные игры и упражнения помогут родителям подготовить детей к письму и чтению без ошибок, учителям начальных классов предупредить у своих первоклашек дисграфию, дислексию, т.к. эти нехитрые упражнения развивают фонематическое восприятие (звуко-буквенный анализ, синтез)

Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :


-ударного гласного; например, задание: подними руку, когда услышишь в конце слова звук О: дрова, молоко, звезда, окно, письмо…

-любого глухого согласного или непарного согласного по глухости-звонкости.

-назвать первый звук, последний.

2. Игра “Шифровальщики”: вычленение звука из слова и запись соответствующей буквы (графический диктант). Инструкция: “Запиши букву А, если услышишь ее; если звука нет, ставь прочерк. Назови (вспомни) эти слова” (Звук А в слове должен быть ударным; вторая часть упражнения развивает слуховую память)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


3. “Волшебная линеечка”. Опираясь на зрительное восприятие цифрового ряда, ребенок выполняет следующие задания (на этой линейке цифры должны быть написаны крупнее, чем на заводских линейках):

определение последовательности букв в слове (назвать буквы в порядке их следования) (например, в слове “книга” первая буква – К, вторая буква – Н, третья – И, четвертая – Г, пятая - А);


определения количества букв в слове (посчитать, сколько букв напишешь);


определение места гласных букв (назови гласные буквы и их место);


определение места согласных букв (назови согласные буквы и их место);


определение места Ь (Ъ) (где напишешь Ь (Ъ), назови его место);


называние буквы по определенному месту (назови букву, которая стоит на 3 месте, на 6 месте и т.п.);


называние букв, обозначающих мягкие согласные и нахождение их места в слове;


называние букв, обозначающих твердые согласные и нахождение их места в слове;


называние буквы по определенному месту и нахождение ее соседей (назови букву, которая находится на 4 месте, какая буква стоит перед ней (предшествует ей), после нее (следует после нее));


определение любой отрабатываемой буквы в слове;


4. Игра “Кто больше придумает слов”: придумывание слова на заданный звук. Например, задание: “Придумай слово, которое начинается на звук У”

5. Игра “Цепочка слов”: конечный звук (буква) предыдущего слова должен быть началом последующего. Варианты: 1. любые слова; 2. слова, ограниченные темой (города, цветы, имена, одушевленные существительные и т.п.)

6. Игра “Волшебные кружочки”: работа со звуковыми схемами. Задания:

подобрать к схеме слово (на доске одна схема и 3-4 картинки, название 1-2 подходит к данной схеме). Например, схема


Картинки – батон, повар, мешок ( правильный ответ - мешок)

«Подбери картинку к схеме.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить


подобрать схему к слову (на доске 3-4 схемы и одна картинка, одна из схем подходит к картинке). Например, схема и др.похожие схемы


Придумать слово к определенной схеме.


(Подсказка родителям: гласный звук – красный цвет, согласный твердый – синий цвет, согласный мягкий - зеленый).

Работа со слого-буквенными схемами (для школьников):


Подобрать слово, опираясь на схему, где выписаны гласные буквы.


Например, схема При работе, например, со словарными словами, необходимо выбрать из перечня слов или картинок те слова, которые подходят к этой схеме. Слова: ворона, сорока, ласточка.

Можно давать опору как на гласные буквы, так и на согласные. Возможно усложнить задание, поставив ударение над соответствующим слогом.

Для дошкольников можно предложить игру “Рассели слова по домикам (по вагончикам). Каждый домик (или вагончик) с разным количеством окошечек: у первого (вагончика) только одно окно, у второго – два окна, у третьего – три и т.п. Инструкция: назови слово и подумай, в каком домике оно будет “жить”. Например, слово “бегемот: бе-ге-мот” живет в третем домике, т.к. в слове три слога, а слово “слон” живет в первом домике. Аналогично слова-пассажиры могут быть распределены по вагончикам для путешествия.

Выделение 4-лишнего слова (но задание выполняется по звуковому принципу, а не по семантическому). В самом начале работы можно слова произносить утрированно, четко выделяя определенный звук:


а) определение “лишнего” звука в ряду других звуков, например: [п], [п], [б], [п] (лишний звук - [б]); [а], [н], [о], [у] (лишний звук [н]) и т.п.;

б) определение “лишнего” слова из ряда слов, например: щипцы, щенок, шапка, щавель (слово шапка лишнее, т.к. в этом слове нет звука [щ]). Искомые звуки могут быть в начале слова, в середине или в конце.

Игра “Собери слово”: составление слов из “рассыпанных” букв, слогов.


Игра “Угадай, какое слово я задумала”: составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез). Звуки называть последовательно, раздельно. Сложность задания можно варьировать: 1.звуки назвать с минимальной паузой, 2.с продолжительной паузой , 3.между звуками вставлять слова-раздражители, типа “сначала”, “потом” или “затем” (сначала С, потом Т, затем О, затем Л). Это упражнение сначала давать без редуцированных звуков.


“Чтение” или отгадывание слова по первым звукам предъявляемых картинок, например: картинки: рыба, арбуз, карандаш; получается слово- рак.


Игра “Сквозные звуки”: нахождение одинаковых звуков в словах, например: рак, порт, сыр, мир (звук [р]); халат, лбы, волосы, бил (звук [л]).


Самостоятельное определение принципа распределения слов по столбикам, например: “По какому признаку распределены слова в два столбика?”:


цена свеча

кольцо косой

яйцо просить

зацепить люстра

Решение разных по сложности ребусов, шарад, кроссвордов (см. книгу В.В.Волиной “Занимательное азбуковедение”.)


Выделение и называние слов с определенным звуком из загадки, стихотворения, небольшого рассказ (задание “услышать слова и запомнить” необходимо дать до прослушивания текста).


Припоминание слов с конкретным звуком (до прослушивания текста задание “услышать слова и запомнить” не давать). Упражнения №14-15 очень хороши для развития слухового внимания, памяти; можно организовать в виде соревнования: кто больше вспомнит.


Разные варианты речевого лото. Например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия которых включают звонкие согласные.

Серия сообщений "слоговая структура слова":
Часть 1 - 27 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией (А.С.Русских)
Часть 2 - Очень полезная вещь - звуки и буквы картинный материал для усвоения слоговой структуры слова
Часть 3 - "Слоговая структура слова." Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь.
Часть 4 - Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова
Часть 5 - Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа
Часть 6 - Звуковой анализ слов
Часть 7 - серия говорим правильно СЛОВА И ЗВУКИ
Часть 8 - +серия говорим правильно ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ
Часть 9 - ВАЖНЕЙШЕЕ!!! Работа над слоговой структурой слова - будешь правильно говорить - будешь грамотно писать
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Готовим детей к правильному письму и чтению.Упражнения для развития звуко-буквенного анализа | Mirera - Дневник Mirera | Лента друзей Mirera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»