Раздел подготовлен: Morag, Jacob Gill
Фотографии предоставлены Змеем.
Литература:
А.А.Королев "Древнейшие памятники ирландского языка"Древние кельты никогда не пользовались письменностью для передачи последующим поколениям своих знаний. Но это вовсе не значит, что письменность как таковая была им не известна. Они просто не употребляли ее для архивирования и запоминания фактов. Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма.
Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc "ветвь".
В позднем огаме1 основная линия обычно проводилась горизонтально, направление чтения - слева направо. В истинно же огамических надписях на камне основной линией служило острое ребро камня, специально обтесывавшегося для этой цели в форме грубого прямоугольника. Черточки высекались, вырезались или вырубались на соответствующих плоских гранях по обеим сторонам ребра. Направления чтения - снизу вверх и, если этого требовала длина надписи, через вершину сверху вниз.
[230x345]
[230x345]
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В более поздние времена в средневековом ирландском языке слово "огам" могло обозначать как крайне вычурный поэтический язык, так и разного рода тайнописи, а также способы гадания.
Алфавит Деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.
Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева. Об этом ясно говорится в "Книге из Баллимота"2, где на вопрос: "Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: "В" со своей пятеркой; "Н" со своей пятеркой; "М" со своей пятеркой; и "А" со своей пятеркой". К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков уже несколько иной формы. Дифтонги в первоначальном варианте огама отсутствовали, их придумали ученые-монахи в средние века.
Для буквы "V" использовался знак, обозначающий букву "F".
| flesc 1 | |||
![]() |
B | béth | береза |
![]() |
L | lúis | рябина |
![]() |
F или V | fern | ольха |
![]() |
S | sail | ива |
![]() |
N | nin | ясень |
| flesc 2 | |||
![]() |
H | úath | боярышник |
![]() |
D | dáur | дуб |
![]() |
T | tinne | падуб |
![]() |
C | coll | орешник |
![]() |
Q | quert | яблоня |
| flesc 3 | |||
![]() |
M | muin | виноград |
![]() |
G | gort | плющ |
![]() |
NG | ngetal | тростник |
![]() |
Z | sráibh | терновник |
![]() |
R | ruis | бузина |
| flesc 4 | |||
![]() |
A | ailm | ель |
![]() |
O | onn | дрок |
![]() |
U | úr | вереск |
![]() |
E | edad | тополь |
![]() |
I | idad | тис |
| flesc new | дифтонги | ||
![]() |
EA | ||
![]() |
OI | ||
![]() |
UI | ||
![]() |
IO | ||
![]() |
AE |
[132x320] |
Из почти 350 огамических надписей подавляющее большинство - около 300 - обнаружено в Ирландии. В Уэльсе найдено 40 надписей, большинство из них - латино-огамические - располагаются в районах древней ирландской колонизации (3-4 века). На острове Мэн обнаружено шесть надписей, в Шотландии - две надписи, обе на крайнем юго-западе, на территории королевства Далриада. Таким образом, очевидно, что огамические надписи обнаружены только там, где располагались (по историческим источникам) колонии либо постоянные поселения ирландцев или скоттов, как их называют римские источники того времени. |
Вопреки некоторым утверждениям на континенте Европы не обнаружено ни одной огамической надписи; все упоминаемые в специальной литературе случаи оказывались либо подделками, либо случайными царапинами на камне, кости или другом материале.
Что же касается распределения надписей на территории самой Ирландии, то вырисовывается следующая, весьма любопытная картина. Из 300 с небольшим надписей 258 обнаружены в пределах графств южной провинции Мунстер: Керри, Корк и Уотерфорд.
[168x500] |
Естественно, что алфавит, имеющий такую оригинальную форму, издавна являлся предметом гипотез и догадок, связанных с его происхождением. Мы не будем касаться многочисленных фантастических домыслов, неразрывно связанных с давней модой на кельтоманию, на "загадочную мудрость друидов" и прочее. Большинство серьезных исследователей единодушно считают, что образцом для огама послужил латинский алфавит, но по вопросу об условиях этого заимствования и принципах формального видоизменения знаков существуют весьма противоречивые точки зрения. По мнению К.Марстрандера, огамическая письменность возникла в первых веках нашей эры как криптография, использовавшаяся друидами в южной Галлии, и в свою очередь, оказала некоторое влияние на рунический алфавит. Основой ее был латинский алфавит в его провинциальной галльской разновидности. |
Первоначальным материалом для этих огамических надписей служили дерево и кость, которые в силу естественных причин не сохранились до наших дней. В свою очередь, по мнению Марстрандера, огам заимствовал из рун классификацию знаков на "семьи", но заменил старое членение "три семьи по восемь знаков" на "четыре семьи по пять знаков" под влиянием исконной классификации деревьев и растений согласно их юридическому статусу в древнеирландских законах.
Другой исследователь Р.Турнейзен полагает, что внешняя форма алфавита взята из древней кельтской системы мнемонических зарубок на деревянных палочках-бирках, употреблявшихся для счета предметов, для календарных отметок, а также для целей магии и гадания.
Л.Гершель полагает, что сначала эти знаки возникли как зарубки на пастушеских бирках для подсчета голов скота.
Дж.Карни сделал очень важное наблюдение, что в основе огама лежит более ранняя классификация латинских букв, восходящая к I веку до н.э., представленная у Квинтилиана. Дж.Карни так же предполагает, что огам бы изобретен первоначально в качестве тайнописи галлов во времена борьбы с Римом (I век до н.э.). Названия же букв в соответствии с названиями деревьев Карни считает чисто мнемоническим средством для лучшего изучения и запоминания нового алфавита.
Внешняя форма знаков и помещение их на "основной линии" или "ветви", очевидно, взяты из традиционной системы магических и счетных условных знаков, вырезавшихся на деревянных бирках. Огамические надписи на эпитафиях в Ирландии, по всей вероятности, представляют собой уже более поздний этап использования алфавита; первоначально он, видимо, использовался для кратких мнемонических надписей, выцарапанных на дереве и кости, т.е. на материалах, быстро разрушающихся и поэтому крайне редко сохраняющихся в качестве археологических объектов.
Наиболее рациональным предположением считается выдвинутая Э.Мак-Уайтом гипотеза о возникновении огама в южной части графства Корк во второй половине IV века н.э.
М.Диллон, Н.К.Чедвик "Кельтские королевства"