![]() ![]() Главная | Статьи | Книги | Стихи | Праздники | Алия | Фото Израиля | Каталог | Софт | English Шабат шалом, дорогие братья и сестры! Мир субботе! И пусть Божий Шалом будет в наших серцах и разуме не только в субботу, но каждый день. Господи! Укрепи нашу веру, дай нам жажду по Тебе, дай страх перед Твоим Судом. Дай нам силу свыше в любви - любить не только друзей, но и врагов. Помоги нам в этом, помоги достигать Твоего Царства здесь на земле. Амен. Предлагаю вам Недельную главу Торы в мессианском и ортодоксальном изложении `БАЛАК` ← Все выпуски → Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2 Будьте благословненны! Шалом убраха! Езра ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Канады Недельная глава Торы: "Балак". Бэмидбар 22:2-25:9 (Числа). Допол. чтение: Миха 5:6-6:8, I Коринфянам 1:20-31 «Скор на слушание, медлен на слова…» Бамидбар (22:2-6) `И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аммореям;` (22:3) `И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочисленен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых.` (22:4) `И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поядает теперь все вокруг нас, как вол поядает траву полевую. Валак же сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время.` (22:5) `И послал он послов к Валааму, сыну Верооову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать, вот, народ вышел из Египта, и покрыл лице земли, и живет он подле меня.` (22:6) ` Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли. Я знаю, что, кого Ты благословишь, тот благословен, и кого Ты проклянешь, тот проклят.` Вы знаете, иногда восприятие чего-либо не соответствует действительности. Сыны Исраэйля все еще странствовали, когда достигли равнины Moaв. Сражения, в которых они участвовали вплоть до этого места, не были для завоевания Ханаана. Ханаан был к западу от Иордании, а сыны Израиля, находились в этом месте к востоку от Иордана. Сражения, в которых они боролись, были лишь потому, что ни один из царей не позволил им пройти через свою землю. В каждом случае Израиль не был агрессором. Правда вопроса в том, что, если бы Аммореи позволили Израилю пройти через их землю, то они получили бы плату за это право, и в результате они могли остаться в выигрыше. Вместо этого они решили атаковать Израиль, что закончилось их собственным разрушением, и Израиль завладел их землей. В этой недельной главе мы читаем что, сыны Исраэйля разбили лагерь на равнине Moaв. Помните, что они - все еще на восточной стороне Иордана. Moaв не являлся их целью, они все еще были на их длинном пути в Ханаан. Валак, царь Моавитян, мог бы отправить посланника, чтобы говорить с Моше и Аароном о получении прибыли от Израиля, проходящего через их землю. Израиль не представлял никакой угрозы Моавитянам. Однако они были восприняты Валаком именно так, и вместо отправки посланцев к Моше и Аарону с сообщением мира, Валак послал гонцов к Валааму с сообщением войны. Вспомним, стих второй и третий главы двадцать два, в которых говорится, что это произошло из-за того, что Валак увидел, что Израиль сделал Аммореям, и это напугало и обеспокоило его. Однако он не знал всех обстоятельств сражения. Если бы он потратил время на исследование причин, он мог бы спасти и себя и свой народ от множества бед. Угроза, над которой он думал, не была для него реальной, угрозой вообще - являлся его недостаток дипломатии, принесший ему беду. Валак не был хорошим лидером: он должным образом не представлял интересы своего народа. Иногда восприятие не соответствует действительности. Иногда мы воспринимаем вещи не такими, какие они есть на самом деле. Мы изучали hафтару (Писания Пророков),Шофтим (Книгу Судей), главу 11 Я предполагаю, что Ха Шем хотел, чтобы я преподал этот предмет снова, возможно потому, что вам нужно было услышать это снова, или возможно я сам нуждаюсь в этом. Во всяком случае, это важный урок для каждого из нас. Никто из нас не должен когда-либо делать скоропалительных выводов. Мы не должны быть подобными Валаку, и делать предположения, думая о худшем и находясь в невежестве, без знания, принимать скоропалительные и, возможно, пагубные решения. Прежде чем Вы примите какое-либо решение, либо прежде чем предпримите какое-либо действие, вы должны узнать все обстоятельства и факты относительно ситуации или предмета. Поспешные решения, основанные на восприятии или опасении, могут, в конечном счете, привести к вашему разрушению. Этот совет особенно важен для тех, кто является лидером, но также это важно и для каждого из нас. Иногда просто, задавая вопрос, Вы можете выяснить информацию и понять обстоятельства, которые в конце могут спасти Вас от принятия неправильного решения. Валак воспринял Израиль как врага, что явилось мотивом для того, чтобы нанять Валаама, однако в действительности, Израиль не был угрозой для Моава. Сколько раз Вы действовали из опасения, без простого выяснения всех фактов? Сколько раз ваше восприятие не совпало с действительностью и из-за вашего решения, основанного просто на вашем нежелании спросить, потратить время на выяснение, все закончилось просчетом? Это напоминает мне историю, которую я когда-то слышал об официантке. Она обслуживала группу голодных клиентов и, может, потому, что она была забывчива и не принесла им все, что они заказали, или потому, что она была медлительна и, по-видимому, не заинтересована своей работой, они были раздражены и возмущались, отчитывая ее за плохое обслуживание. Когда они ушли, их недовольство, конечно, отразилось на чаевых. Однако один человек из этой группы взял на себя инициативу, в то время как другие разъезжались, он подошел к официантке и спросил ее, все ли у нее в порядке. Официантка разревелась. Ее дочь убежала из дома прошлой ночью, и она очень волновалась за нее. Она взяла бы свободный день, но т.к. она уже пропустила работу несколько раз по личным проблемам, ее работа, в которой она сильно нуждалась, была уже в опасности. С большой неохотой она пришла на работу. Она принесла извинения этому человеку, он помолился за нее и за безопасное возвращение ее дочери. Это уверенно подводит меня к выводу, который я хочу сделать! Яаков / Иаков (1:19) `Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев`. Раввин Яков Фарбер ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Израиля комментарии
`1 И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. 2 И видел Валак (Балак), сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям;` (Чис.22:1,2)Данная паршат шавуа называется "Балак" по имени царя Моава, которое в русском переводе читается как Валак. Вместо того, что бы отправиться и овладеть землей обетованной, народ Израиля испугался великанов и стал роптать на Господа. Результатом народного волнения было сорокалетнее наказание пустыней. И вот вместо войны с Филистимлянами и Хананеями Израилю предстоит стоять войной против трех народов, владеющих территориями «не нужными» Израилю: Аммонитяне, Аморреи и Моавитяне. Вот, что мы знаем о Моаве: Его имя с иврита значит «от отца», и это был сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Т.е. это был ребенок рожденный от кровосмешания. Моав был горной страна, расп. к вост. От Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона [евр. Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере. Амореи:(горные жители, или горцы; Быт 10:16, Чис 13:30) - племя, происходившее от Ханаана и самое страшное из всех племен, с которым и когда либо имели дело израильтяне. Они были гигантского роста и очень воинственны (Амос 2:9); населяли они одну из плодороднейших стран на земле, омываемую с трех сторон реками: Арноном, Лвоком и Иорданом. Израильтяне просили дозволения пройти чрез землю их, обещаясь при этом не делать никакого вреда. Аммонитяне:"сыны Аммона", а также просто "Аммон". Потомки - сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Т.е. Аммонитяне так же были народом, в крови которого было кровосмешение – грех, осужденный Торой и вызывающий проклятие Божье. Урок 1 - не избегай трудностей Т.е. вместо одних врагов, Израиль из - за своего непослушания нажил других. С первыми же, Израилю предстоит встретиться в будущем, во времена Иисуса Навина. Мы можем понять с этого, что стараясь избежать одних трудностей, мы попадаем в другие, и к сожалению впоследствии, вынуждены решать и прошлые проблемы. Именно поэтому Иаков говорит: 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иак.1:2-4) 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; (Иак.1:12-14) Разумеется, важно молится о мудрости в решении проблемных ситуаций и не полагаться полностью на свой прошлый опыт и обстоятельства. Господь желает, что мы, Его народ научились справляться с результатом наших ошибок, но не желает, чтобы мы к ошибкам прилагали новые ошибки. Т.е. так как поступил Израиль – решив избежать трудностей в овладении Обетованной земли, встретился с подобными трудностями, но на территории, которая была ему чужда. Урок 2 – проводи разумную жизнь среди мира Но то, что случилось – случилось. Народ пошел по пустыне и встретился с Моавом и Аммонитянами. Господь не желал войны между этими народами, но «обезумевшие от поклонения идолам родственники» Израильтян, не пожелали дать народу пройти через свою землю. С этого примера нам важно сделать важный вывод. Всегда вокруг верующих людей будут те, которые не принимают их. Именно по этому, Господь определил нам быть солью и светом посреди запутавшегося в грехе мира, не поддаваясь компромиссу и образу поведения этого мира. И важно, не только сохранить уровень собственного света, но молится об окружающих, чтобы они по глупости не противостали Божьим планам и Божьим действиям, и не стали противниками Богу. Моше всячески пытался предотвратить ожесточение Аммонитян и Моава, он писал им письма и посылал дипломатов, чтобы не допустить войны, и не навести на эти народы проклятие «противостоящим Господу». К сожалению, ничего не получилось. Цари этих народов наняли Валаака – пророка, чтобы проклясть народ. Но мы знаем множество случаев в наших жизнях, когда люди неверующие, если мы разумно к ним подходим, открываются если не для покаяния, то для сотрудничества. Именно поэтому Иешуа сказал: «кто не против вас, тот за вас». Так же Господь сказал: «приобретайте друзей богатством не праведным». Мы должны подобно Моше, проявить максимум терпения и усилий, что бы наше «неверующее окружение» на любом уровне могло подрежать нас, а не ожесточится. К сожалению, в поведении многих верующих столько радикальных понятий, что они вызывают раздражение неверующих соседей, членов семей и коллег на работе. Не умеренное исповедание, иной раз преподнесенное не мудро и не понятно, может сделать для неверующих не преодолимое препятствие в обращении к Истине и запугать их даже в будущем искать Ответ. Я хочу привести в качестве рекомендации цитату из послания Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14)» Если истолковать данное слово в соответствии с темой нашего урока, то можно перефразировать и сказать: «Если не верующие, узнав о вашей вере, согласны продолжить работать и сотрудничать с вами, то приложите максимум усилий, что бы ваше не зримое и зримое свидетельство было достойно, мудро и сбалансировано и тогда, вы увидите, какую работу сможет Господь сделать в этих людях. Они были вне Бога, но через вашу жизнь и сотрудничество с ними, смогут освятится». Урок 3 – учится на примере Бильама Личность Бильам - Валаама. Кто он – пророк или колдун? Господь говорил с ним или он вдохновлялся от бесов? Как отнестить к происшедшему в пустыне? Многие задаются этим вопросом. Гордость и ее опасность: Без сомнения это был духовный человек. Он различал добро и зло, но частью его характера была гордость. Он прослыл известным прорицателем, и это была правда. Он в своих мыслях думал, что лишь он «велик». Случай с ослицей временно поставил Бильама «на место». Ослица, подобно своему хозяину смогла и увидеть Ангела и произнести пророческое предупреждение. Но «ломка гордости» без стабильности в Боге не приносит долговременного плода. Это учит нас, что доверяя истинному пророчеству, необходимо углубляться в Записанное слово Бога, моля об изменении своего характера в подобие характера Мессии, чтобы не отпасть. Павел пишет: 25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. 26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; 27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор.9:25-27) 16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, (2Тим.3:16) Поэтому мы должны быть благорны Богу за Слово данное нам, чтобы мы не были колеблемы ветром. Именно в таком положении оказались верующие из Коринфа. Их стало «заносить» на дарах, и Павел немало потрудился, чтобы «духовная гордость» не нанесла им вреда, подобно Бильаму. Основание в Торе, участие в Общине и духовные дары делют нас чистыми сосудами: Несмотря на открытость к духовному миру, Бильам с одной стороны впечатлятся от Господа, с другой не имеет баланса т.к. не знает Тору. Поэтому, произнеся Благословение на Израиль, Бильам учит князей Моава, как «перекрыть путь святости для Израиля и как искусить Божий народ». Мы же знаем, что из одного источника не может течь и добрая и горькая вода….Значит, именно база в Торе определяет здравость нашего Источника. Иешуа по этому поводу говорит: 17 Не думайте, что Я пришел нарушить Тору - закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:17-19) Не важно кем был Бильам – пророком или колдуном. Он не устоял в истине, т.к. имел лишь ее часть. Благодарение Богу, что имея водительство в Святом Духе, мы сбалансированы откровением записанным в наших Библиях и учением, получаемым в наших общинах и собраниях. Как важно верующему понимать, что Бог, заботящийся о нашем здравии, дал не только духовные дары, но общение с его структурой лидерства и Записанное Слово. Все эти три составные Его царства на земле берегут верующего и позволяют «приходить в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Еф.4:13)». Не гордись, живи просто и свято.. Израиль получил великие обетования через уста колдуна. Они соответствовали планам Бога. Но «лишившись простоты», народ думал о себе лишнее…и не устоял в истине. Думая, что во всем они подобны «стремительности единорога и силе льва», Израиль упал в поклонение Бааль Пегору и блуд. Результатом было поражение от Господа, стоящего на страже святости. Если Бог и допускает наше хождение среди этого мира с целью освящения этого мира, Он не позволяет нас растворяться в этом мире. Слово говорит: 15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15)и так же 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, (Пс.1:1) 14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр.12:14) Благословен Бог и Отец нашего Мессии Иешуа. Просим Тебя, что бы помог нам ходить в святости пред Твоим лицом. Cохрани нас от искушений, и утверди в истине. Избавь от гордости и бунтарства. Помоги правильно различать ситуации и дай Мудрость с небес, что бы мы могли верно реагировать на все. Молимся, что бы наш характер преображался и праведность Мессии, Твоего Единородного Сына Иешуа, жила и умножалась в нас, и приносила много плода Тебе, наш Небесный Отец. Молимся о благословении Израиля, о защите от врагов внешних и внутренних, молимся об откровении Иешуа для всего Твоего народа. Амен. Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион", ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ комментари Недельная глава «Балак» Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24 000 из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию. У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста и комментариев, еврейская традициция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну! Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в одежды добра. Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»! Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но отвергать ее?
Жемчужины еврейского комментария «(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ из Египта...» Бамидбар 22:5) «Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11) Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение глагола прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была речь (= его всеизвестная сила проклятия и благословения), и пользовался он им поистине виртуозно! Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой «вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей точкой. Это - не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции, а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент, чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать себя свободным. Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически, и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал, что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя. И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий из Египта! Чуть что - и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке, да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились, принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской ностальгией и упрекает Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»! ![]() Храйме (рецепт Марокканских евреев)
|