Главная ♦ Реплика ♦ Интервью ♦ Память ♦ Исследования ♦ Публицистика ♦ Творчество ♦ Праздники ♦ От редактора ♦ F.A.Q .♦ Вопрос-ответ. Задать вопрос Александру Болотникову
БРЕЙШИТ | Хаей Сара | חיי שרה | Бытие 23:1 - 25:18
Недельная глава Хаей Сара начинается с описания смерти Сарры. Мудрецы давно заметили тот факт, что смерть Сарры наступает после того как Авраам совершает великий подвиг веры, связывая Исаака. Тот факт, что Исаак остался в живых и вместо него в жертву был принесен овен, ни в коем случае не означает
что Авраам отделался легким испугом, принося в жертву своего сына. Многие христиане ошибочно считают, что слова «Бог усмотрит Себе агнца», а также слова, записанные в послании к Евреям, 11 глава «Верою Авраам, будучи испытываем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11:17-19) исключают сильные переживания. Мудрецы верят, что смерть Сарры наступила после того, как она узнала о том, что могло бы произойти с Исааком. Именно поэтому повествование о ее смерти следует сразу за Акедой. Интересно, что Мидраш Танхума на этот счет представляет следующую Агаду. В этой Агаде продолжается сюжетная линия, развитая в Мидраше Танхума ранее, когда описывается трехдневный переход к месту жертвоприношения, во время которого им обоим являлся сатана.
В этом эпизоде после того как сатане не удалось предотвратить связывание Исаака, сатана является Сарре под видом Исаака. Он опережает реального Исаака, возвращающегося вместе с отцом с горы Мориа и рассказывает Сарре о том, что произошло, преподнося историю так, что как будто бы отец выжил из ума, и ему якобы слышался голос Бога, и он, «связав меня, занес надо мной нож, и если бы ангел Господень не воззвал к нему с неба, то я был бы мертв».
Когда Авраам с Исааком вернулись с горы Мориа, Авраам застал Сарру уже умирающей.
Мы не можем сказать, насколько достоверна эта Агада, однако для нас интересным является тот факт, что на протяжении всей истории событий, связанных со связыванием Исаака, Мидраш постоянно говорит о противодействии сатаны. Это одно из немногих мест в раввинистической литературе, где о сатане и его противодействии планам Бога говорится столь явно. Следует также отметить, что в этой истории Сарра оказалась пострадавшей стороной. Бог повелел Аврааму принести в жертву Исаака, как сказано «Бог испытывал Авраама после тех событий». Предшествовавшими событиями являлась история, произошедшая в Гераре, где Авраам повторил свой грех, совершенный им много лет назад, когда в Египте он выдал Сарру за свою сестру, отдав ее в гарем фараона.
После истории с Гераром следует полный развал семьи Авраама, в результате которого Авраам высылает Агарь и Измаила. Несмотря на то, что Сарра была инициатором рождения Измаила Агарью, это была самая большая ошибка Авраама, имевшая катастрофические последствия. Именно эти события повлекли за собой серьезнейшее испытание веры Авраама, которое он выдержал, и сразу после которого Сарра умерла.
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Докторант богословия
| | |