02.08.2011 :
Друзья,
Мастер-класс,
Мои мысли< Пред. | След. >
Мир разнообразен и прекрасен и он таков, каким он есть, а люди, в силу своей индивидуальности, видят его каждый по-своему. Вернее, я бы сказала просто видят разные его грани и через призму своей культуры, мировоззрения и понимания. Для кого-то старая кукла — это отжившая свой век ветошь, а для другого человека — это память о родителях, воспоминания о детстве и каких-то удивительных историях, которые могут повториться с их детьми, но уже немного иначе…Как раз такая кукла и попала ко мне в руки.
Кукла, которая была когда-то хорошим другом для маленькой девочки Юли и досталась ей от её мамы. И мама и дочь в очень любили куклу Катю, каждая в своё время, а теперь Юля хотела бы передать её своим сыновьям, но скорее всего уже не им, а желательно внучкам)). Но Кате уже очень много лет. Создана она была в 60-е годы ХХ-го века на Подольской фабрике игрушек. И за долгие годы её жизни повидать и испытать ей пришлось немало. Сделана кукла из композитного папье-маше с опилками и перетянута резинкой. Итак… Когда Юля была маленькой девочкой, ей подарили куклу, которую она позже назвала Катей. Кукла девочке понравилась с первого взгляда, но чтобы проверить как она устроена Юля ткнула двумя пальчиками в глазки куколке, от чего (так уж вышло) они провалились внутрь головы (может погода была влажная и гипс, удерживающий механизм глазок отсырел, может ткнула сильно, нам то неведомо наверняка, но факт — они внутри). Конечно девочка Юля очень расстроилась и заплакала, осознавая, что она натворила. Папа, чтобы успокоить дочку, решил поправить положение и вероятно какой-то пилой (судя по следам надреза на затылке куклы) вскрыл кукле голову и вставил как смог глазки, а вырезанную часть затылка приклеил обратно столярным клеем. Получилось не очень аккуратно, но куклу все равно очень любили и играли с ней довольно часто (судя по количеству трещин и сколов и тому, что дырочки возле крючков шарниров очень большие). К тому же девочка Юля никогда не слышала, как кукла Катя говорит а-а-а-а, когда её опрокидывают на спину — пищик (устройство внутри куклы для издавания разных звуков) было сломано еще до неё. Как мне сказала Юля, куклу реставрировали лет 35 назад (и судя по наслоения краски и гипса — предположу, что залепили довольно много волос и уши очень сгладили, почти убрав рельеф за ушами, и пальцев на ногах было почти невидно — все это выяснилось уже после того как я сняла краску и начала ошкуривать поверхность тела куклы).
Задача: 1. краска во многих местах пощербилась и отпала 2. множественные трещины мелкие и довольно глубокие 3. тело почти распалось по швам (не знаю как оно еще держалось — почти распалось в руках) 4. на правой руке не было мизинчика 5. глаза не родные, механизм намного шире необходимого и потому проволочки были согнуты под углом, за счет чего у куколки было косоглазие (но эти глаза уже и помнились нынешней хозяйке как родные, поэтому и решено было их оставить, только исправить косоглазие и вставить новые реснички) 6. пищик нерабочий 7. дырочки во всех суставах были очень большие, так что шарниры с крючками проваливались вовнутрь 8. резинка растянулась и только соединяла части тела. чтоб они не потерялись. Вот то, что мне предстояло исправить. Я не реставратор и с такой работой столкнулась впервые, поэтому время не совсем рассчитала))) Думала, управлюсь за недельку, в итоге растянулось это на три). Вот так кукла выглядела, когда попала ко мне:
[560x549]
[560x396]Начинаем разбирать на запчасти:
[560x396]Так выглядела голова куклы внутри и снаружи:
[560x396]А вот тело куколки, раскрытое пополам по шву:
[560x396]А вот и сама пищалка по запчастям (тканевый воздушный мешок с картонным донышком, глиняный грузик с отверстием для подачи воздуха и пищиком, ну и картонный тубус и крышечка):
[560x272]Так выглядел пищик — вогнутая пластмасска определенной формы с примотанным к ней железным язычком. Воздух проходя через это нехитрое устройство создавал колебание и издавал звук.
[560x311]В общем я все полностью разобрала почистила и собрала воедино и устройство заработало))), чему я очень обрадовалась….. :-)
[560x340]Глазки.. до:
[560x396]Глазки после обработки. Пришлось их просто разъединить и склеить заново с помощью папье-маше, иначе никак не получалось сделать их на адекватном расстоянии и без косоглазия:
[560x402]Итак, преступаем к реставрации тела куклы, поскольку внутренние части куклы уже готовы к монтированию. Для начала надо было снять всю краску с куклы, потому что если просто замазывать трещины, то все равно были бы очень заметны переходы по цвету и неровностям поверхности, да и держалось бы хуже. Краска держалась намертво — красили на славу))) Поэтому снимала я краску с помощью строительного фена, наждачной бумаги и ножа для бумаги. Особо большие трещины расширяла еще больше, чтобы после все хорошенько зашпатлевать папье-маше — так надежнее. маленькое отступление и небольшой мастер-класс в одном флаконе)
Рецепт папье-маше:
Берем три лотка из-под яиц и рвем их на мелкие кусочки; заливаем кипятком и оставляем под крышкой часа на 3-4.
[560x396]После этого отцеживаем воду и получившуюся массу взбиваем на блендере или в миксере или руками вымешиваем до получения однородной массы:
[560x396]Добавляем мучной клейстер (сваренный на паровой бане при постоянном помешивании мучной клей: 100 мл воды три ст. л. без горы муки; варить и мешать, пока не пожелтеет равномерно) и три хороших столовых ложки клея ПВА, можно еще столярного добавить при желании. Опилки я не стала добавлять, но можно.
[560x396]Снова вымешиваем до однородной, немного липкой массы, довольно приятной в лепке и очень крепкой после высыхания. Крепость как у мягкого дерева, например, липы.
[560x396]Храню я его порционно небольшими шариками, обмотанными в пищевую пленку в морозилке) Надо — вытащил, разморозил и слепил что-нить интересное))) Только слои папье-маше должны быть не очень толстыми, иначе оно будет долго сохнуть, да еще и может заплесневеть.
[560x396]Почти пирожные)))
[560x396]Этой свежеприготовленной массой заделываем все большие трещины и сколы куклы и формируем недостающий пальчик и проемы в шарнирах. После высыхания массы — все ошкуриваем наждачной бумагой до максимальной ровности поверхности. При необходимости можно либо еще слоями папье-маше выравнивать поверхности, либо немного зашпатлевать с помощью гипса:
[560x396]
[560x396]После того как все тело куклы зашпатлевано и хорошенько ошкурено, его надо подготовить под покраску и убрать микротрещины с помощью грунтовки. Я использовала акриловую грунтовку. Она имеет хорошую сцепку и очень крепкая и долговечная:
[560x396]Теперь наступил самый интересный этап)) РОСПИСЬ! Но роспись этой куклы отличается от той, которую я делаю своим куколкам. Тут нужно было соблюсти определенные исторические особенности, что я и попыталась сделать. Что правда кукол на фабрике окрашивали, окуная в краску, а я окрашивала в несколько слоев с помощью кисти и тампонирования губкой. Сначала слоев 5 прошлась мягкой кистью. чтобы закрасить все выемки и впадины и придать ровный тон кукле (кисть нужно постоянно макать в воду, чтобы акриловая краска легла ровно и мягко и не видно было следов от кисти), а потом аккуратно губкой с очень мелкой пористостью нанесла еще пару слоёв краски. Ну а потом роспись ресничек, бровей, губки с зубками и волосики) Чтобы защитить вставленные заранее в голову глазки, я одела на них небольшие бумажные конвертики, заклеенные сверху бумажным скотчем. А после окончательной окраски и лакировки сняла их.
[560x347]Так выглядела куколка после росписи:
[560x520]А вот и ручки с целыми и окрашенными пальчиками:
[560x347]приступаем к последнему этапу работы над куклой — лакировка. Лак я выбрала полу глянцевый яхтенный. Он дает максимальную крепость, износостойкость и водонепроницаем. В общем хорошо подходит нам). Лакировала разведенным 50 х 50 раствором лака и разбавителя в 10-12 слоёв, может больше)) первые слоев 8 ошкуривала и полировала, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Потом поверхность уже выравнивалась хорошо. Лак дал слегка желтоватый приятный оттенок старины кукле. Сушка:
[560x347]Куколку осталось только собрать воедино на резинку. Плоские резинки растягиваются быстрее, чем с круглым сечением. Вот на такой канатик-резинку я и собрала куколку:
[560x347]Перетяжка куклы делается в два приёма: соединяются одной веревочкой голова-ноги, а второй руки и получаем подвижную готовую куклу по имени Катя:
[560x475]На следующей иллюстрации кукла до и после реставрации (вернее сверху — после реставрации, а снизу — такая, какая она попала ко мне):
[560x469]Вот такая история)))) Не могу сказать, что я абсолютно правильно и хорошо отреставрировала куклу, но я постаралась сохранить её первоначальный облик и сделать так, чтобы она прожила еще очень долгую и минимально подверженную травмам жизнь). Надеюсь, у меня это получилось)
[424x551]