• Авторизация


Стамбул. Мечеть Сулеймание (Suleymaniye Mosque 07-07-2012 01:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leax Оригинальное сообщение

Стамбул. Мечеть Сулеймание (Suleymaniye Mosque)

[220x275]Султану Сулейману Законодателю приснился Пророк Мухаммад, который указал ему место, где должна быть построена мечеть. Проснувшись в глубоком волнении, владыка воздаёт хвалу Всевышнему. После этого он вызывает к себе архитектора Синана. «О, мой султан, я стоял рядом с вами!» — восклицает мастер и рассказывает ему тот же самый сон.

[187x300]Архитектор Мимар Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка". Выдающийся архитектор, который жил и творил в 1490- 1588 гг., и был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Турки говорят, что Синан — сын христианского мастера из города Кайсери. Еще в детстве он был отнят у родителей и обращен в янычары. Болгары убеждены, что Синан родился в родопском селе Широка Лыка и по национальности болгарин. Но, как бы то ни было, творчество Синана, как и творчество других великих мастеров, принадлежит всему человечеству. Синан, попал 22 летним юношей, для службы в янычарном корпусе. После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре. По проектам Синана, в чьём творчестве много схожих черт обнаруживают с Микеланджело, в Мекке была построена медресе, в Будапеште мечеть и ряд других сооружений.

 

 

Сулеймание стала главной мечетью не только в его биографии, но и в истории османского зодчества.

[650x424]

Архитектура ее напоминает мечеть Святой Софии в Стамбуле. Она находится на третьем (из семи) холме Старого Стамбула, с которого открывается великолепный вид на залив Золотой Рог. Синан, величайший архитек­тор Османской империи, так говорил о своем творении: «Я построил для тебя, о падишах, мечеть, которая оста­нется на лице земли до самого Судного дня». Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.

[600x438]
Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Исполь­зовав прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Пилоны и мощные контрфорсы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и, наконец, главный купол — все это усили­вало величие Сулеймание.

Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание. Купол мечети Сулеймание освещен почти полутора сотнями окон так, что человек, входя в молитвенный зал мечети (63 м шириной, 69 м длиной), сразу охвачен потоком света, который течет от макушки купола вниз на землю. Этот свет обволакивает каждого, независимо от того султан ли он, или бродячий дервиш.

[650x436]

Хотя Синан располагал почти неограниченными финансовыми ресурсами, он не стремился к чрезмерному украшению здания, потому что не хотел затенять величество и мощь архитектуры. Изумительная акустика мечети Сулеймание достигнута использованием специальных кувшинов-резонаторов, размещённых в стенах.

[560x372]

В середине отделанного мрамором авлу (avlu — внутренний двор мечети) расположен мраморный квадратный фонтан для ритуальных омовений, а в углах стоят четыре минарета, как символ того, что Сулейман четвертый султан после завоевания османами Константинополя. Десять балконов-шерефе на минаретах означают, что он десятый султан с момента образования Османской империи. [409x600]



 



 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лампады, оснащённые устройствами чёрного цвета и округлой формы, не только напоминают страусовое яйцо, но и являются таковыми.

[300x199]  [300x194]

[300x274]  [300x199]

Источники сохранили имя не только строителя мечети, но и некоторых из сотен искусных художников и ремесленников, трудившихся над ее укра­шением: знаменитый каллиграф Хасан Кара-Хиссар исполнил надписи из Корана, а мастер Серхош Ибрагим — играющие всеми цветами радуги витражи.

Но Сулеймание — это не обособленное здание. Развивая уже приме­нявшийся ранее принцип, Синан развернул вокруг центральной постройки целый ансамбль, подчинив его решение основному замыслу. Так, тради­ционный двор с фонтаном, и до и после Синана обычно обводившийся невысокой оградой, в данном случае ограничен купольной галереей с двумя рядами окон. В центре ее, против главного входа, возвышается строгий, гармоничный по линиям трехэтажный портал с увеличенной средней частью. Максимальной монументализации памятника служат и две пары минаре­тов с резными ажурными балконами, поставленные по углам двора.

[399x600]

При этом минареты, примыкающие к самому зданию, выше тех, что установ­лены по сторонам от входа во двор. Такая разница объясняется опять-таки глубиной замысла автора. При подобном размещении мечеть как бы впи­сывалась в огромный треугольник, основанием которого служило подножие холма, а вершиной — острия высоких минаретов.

[600x411]

Сразу же за главным зданием в равном ему по площади тенистом саду архитектор возвел два мавзолея — султана Сулеймана и его жены Хассеки Хюррем (Роксоланы); слева и справа, по продольной оси всего комплекса расположились медресе, а неподалеку от них — имарет, медицинская школа, караван-сарай и боль­ница.

[600x450]

[600x362]

[600x329]

Все это занимает обширную территорию, в одном из уголков которой скромно приютилась небольшая гробница — здесь, рядом со своими бес­смертными произведениями и был похоронен их замечательный создатель, проживший более ста лет.

[400x600]

 

Архитектура и интерьер
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Стамбул. Мечеть Сулеймание (Suleymaniye Mosque | Iopera - Дневник Iopera | Лента друзей Iopera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»