
В книге Левит о празднике Песах сказано:
В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня;
И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки).
Левит 23:5,6
Как же нужно проводить вечер Пасхи Господней, согласно Писанию? На пасхальном блюде, приготовленном для пасхальной трапезы, лежат три основных символа: маца, горькие травы и мясо. На них нужно не только смотреть, но и кушать. Это глубоко еврейское понимание Песаха, потому что все в этом празднике духовно. И символы его нужны не для того, чтобы их созерцать, а для того, чтобы их принимать вовнутрь; не для того, чтобы о них говорить, но чтобы сделать эти символы реальностью в своей жизни. По этой причине Тора предписывает вкушать то, что лежит на пасхальном блюде. Но просто поглощая эту еду, мы ничего не получим. Ее надо вкушать с верой в то, что Дух Божий открывает в нас суть Песаха по мере того, как мы исполняем этот обряд.
Священная пасхальная трапеза – это мицва (заповедь), и вся она строилась вокруг пасхального ягненка. Собственно песах – это пасхальный ягненок. Но в наше время, к сожалению, и иудеи, и христиане празднуют неполный Песах. У христиан есть главное – собственно Песах − пасхальный Агнец, Сам Господь Йешуа, но у них нет других элементов этого праздника. У них есть кульминация, есть суть, но нет другого важного компонента. У ортодоксальных иудеев есть горькие травы и маца. Все это предписано Торой, но у них нет сути, нет пасхального ягненка.
Кто что празднует? Христиане празднуют фактически один первый день Песаха и не празднуют дни мацы, дни опресноков. Иудеи празднуют семь дней мацы (опресноков) без празднования собственно песаха. Ортодоксальные иудеи, хасиды, консервативные иудеи и реформаторы празднуют дни мацы, следующие за самим Песахом, но и у них Песах без песаха. У любых иудеев, не признающих Йешуа, нет песаха, они признают песахом последующее празднование опресночных дней.
Но поскольку праздновать Песах без песаха невозможно, они засчитывают еще и первый день (семь плюс один получается полные восемь дней). В этот первый день они празднуют все, кроме главного − у них нет того, из-за чего празднуется Песах, у них нет жертвы, нет пасхального агнца. Они кладут на пасхальное блюдо мясо на кости, но его нельзя брать в руки, а тем более есть. Во всех руководствах так и написано: «Этого нельзя делать, чтобы кто-нибудь не подумал, что это мясо заменяет пасхальную жертву». Согласно еврейской традиции, кушать нужно все, кроме мяса. Это единственный предмет на пасхальном блюде во время седера, который не едят и которого нельзя даже касаться. Эта косточка с мясом – знак вопроса над всем традиционным ортодоксальным седером: «Почему нельзя меня брать?». Потому что в библейском седере эта косточка с мясом была центром всего празднования, потому что центром седера была пасхальная жертва. Без нее не было бы Песаха.
Сейчас раввины признают: «У нас нет Храма, нет священства, нет жертвы. Мы ждем, когда Храм будет восстановлен. Мы лишены того главного, что сделало Песах Песахом». Это правда, потому что «песахом» называлась сама жертва – специально отобранный, подготовленный и закланный пасхальный ягненок, кровью которого евреи Египта вначале помазали косяки дверей своих жилищ, затем запекли на огне и поспешно съели ночью в семейном кругу перед исходом из Египта. Главного нет в современном традиционном еврейском Песахе – жертвы, которую Бог заповедал приносить, которую Бог готов принять.
Ортодоксальные иудеи сейчас говорят: «Мы все нечисты перед Богом». Это не говорится словами прямо, но об этом говорит вся процедура пасхальной вечери: «За нас не принесена жертва, за нас не пролита кровь ягненка, но мы все равно радуемся, потому что мы ортодоксы, у нас есть раввины вместо священников, у нас есть синагога вместо Храма, у нас есть маца вместо жертвы». И в тех частях пасхального седера, где использовался пасхальный ягненок, сегодня используется маца плюс что-то еще. Но маца – это самостоятельная часть пасхального порядка. Мацой обычно обкладывалось мясо жертвы.
В наши дни полностью празднуют Песах (Пасху), по большому счету, только мессианские евреи. У нас есть главный элемент этого праздника, как и у всех верующих нового завета, – Йешуа ха-Машиах. Но при этом мы восстанавливаем также (не ритуально, но все же восстанавливаем) полное празднование Песаха, описанное Моше в книгах Исход, Числа, Левит – т.е. в Торе. Мы не делаем это по закону, потому что для получения спасения и очищения нам не нужны ритуалы, ведь мы очищены единократным принесением в жертву пасхального Агнца Йешуа Мессии. Но мы восстанавливаем все это для того, чтобы вспомнить начало Песаха, пасхальный Исход наших предков из Египта, чтобы отпраздновать и Исход, и суть Песаха – смерть и воскрешение Господа Йешуа. Вот почему мы можем говорить, что мы празднуем полный Песах.
А на седере мы даже едим куриную ножку! Мы не стесняемся брать и есть все то, что лежит на пасхальном блюде: и горькую траву, и мацу, и мясо. Потому что для нас эти символы – только воспоминание о храмовой жертве, для нас это мясо само по себе не является святыней. Оно для нас не жертва. Мы вспоминаем храмовую жертву, отмененную Господом, а затем переходим к принятию истинной жертвы – Тела и Крови Машиаха, потому что в конце пасхального седера мы делаем хлебопреломление. Слава Богу, что мы можем касаться этой ножки, потому что для нас она не является священным символом, – для нас это просто куриная ножка. Но для всех, кто отмечает «сырой», не «приготовленный» Богом Песах, эта ножка превращается в знак вопроса, который зависает над всем традиционным обрядом