Это цитата сообщения
Zinaida_Khugashvili Оригинальное сообщениеКрест Христа в его всеобъемлющем значении, Т. Остин-Спаркс (Часть 1)
[395x400]
КРЕСТ КАК ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Прежде чем перейти к следующему вопросу, нам необходимо на короткое время прерваться, чтобы указать на один важный момент. Истина, что крест повсюду занимает центральное место, должна быть пережита лично каждым. Было бы весьма интересно и поучительно проследить по Библии развитие истории человечества, чтобы увидеть, что крест повсюду занимает центральное место. Результатом такого исследования легко может стать то, что мы начнем учить и проповедовать о всеобъемлющем значении креста. Но, несмотря на притягательную силу, которая сокрыта в этом учении для нас и для наших слушателей, цель не будет достигнута и наше благовестие останется бездейственным.
Читатели извинят меня, если я упомяну здесь о личном опыте, на основании которого я убедился в истинности этого факта. Различие между моими сегодняшними проповедями и проповедями прошлых лет состоит не в словах, а во внутреннем опыте, который, как я думаю, содержит в себе новую ударную силу. Значение и место креста в большей мере открылось мне через Священное Писание, а не при изучении теологии. Слово о кресте было постоянно на моих устах как в проповеди, так и в беседах. Я постоянно подчеркивал центральное положение, которое должна занимать Голгофа по отношению ко всякой другой догматической истине. Однако, возлюбленные, какое огромное различие между теоретическим знанием истины и личным ее переживанием! Настал день, когда все это с ужасной силой поднялось против меня и, подобно боевому топору, поразило меня. Это была моя смерть. Двери позади моего прошлого захлопнулись, и на них было написано: «Напрасно». То, чему я учил и о чем проповедовал на протяжении долгих лет, не устояло перед испытанием. Теория не согласовывалась с практикой. В те тяжелые, темные, наполненные страхом часы мне открылось глубокое значение креста. Вся теология, все знание Библии, которым я так гордился и которое касалось в основном внешнего построения Библии и ее содержания, рухнули вместе с моим «я». Это был конец! Но в этот день началось нечто новое!
Однако мы не будем останавливаться на личном опыте. Он должен лишь помочь внести ясность в данный вопрос. Лучше со всей серьезностью спросим себя: был ли в нашей жизни такой день или такой час, когда наш ветхий человек умер? Привел ли нас крест к познанию того, что собственными силами мы ничего не достигнем в нашей христианской деятельности - ни как проповедники, ни как учители, ни просто как работники в Божьем Царстве? Проник ли крест в самые сокровенные области нашего существа? Убеждены ли мы, что в себе самих мы ничего не имеем и сами по себе ничего не можем и что если мы хотим быть способными служить Богу, то Он Сам должен вмешаться посредством Своей «державной силы, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых»? Был ли в нашей жизни такой день, или неделя, или месяц, или год (некоторым нужен длительный период), когда слово о кресте действовало в нас подобно Божьему молоту, разбивающему скалу? Такова реальность креста, если он проник в нашу сущность и является центром нашего духовного опыта. Наш разум, наши чувства, наша природная воля могут вести нас неверно; поэтому необходимо, чтобы крест проник в нашу внутренность. И действие это столь потрясающе, что душа, ошеломленная и смущенная, начинает трепетать от силы откровения. Разум не способен охватить величие откровения. Воля не может соответствовать тем требованиям, которые ставит перед нами крест; чувства слишком бедны, чтобы отразить величие происходящего в нас. Пережили ли мы таким образом крест в своем духе? Необходимо помнить, что прежде всего крест должен проникнуть в наш дух. Если мы попытаемся добиться духовных результатов или произвести их посредством рассудочного познания креста, мы испытаем духовную несостоятельность. Если наши мотивы эгоистичны, если мы ищем откровений для себя, чтобы затем сообщить их другим через нашу чувственную жизнь, мы не достигнем цели. Нам необходимо изменить свое отношение к этим вопросам.
Удивительно, как серьезные, истинные христиане, мужчины и женщины, не осознают этого. Я имею в виду то противоречие, которое возникает, когда, с одной стороны, энергично противостоят современной теологии и отвергают ее толкование Священного Писания, а с другой стороны, открывают дверь для современной психологии. Откуда происходит наша психология? От Платона, Аристотеля, то есть от язычников! На них основана современная психология. Христианские теологи, в том числе и современные, без всякого стеснения пользуются ею. Мы достаточно хорошо знаем, что современная психология признает наличие в человеке лишь двух элементов: души и тела, или сознания и материи. Третий элемент принят с большими трудностями и оговорками в качестве так называемого «подсознания», которое противопоставляется первым двум. Библия называет его человеческим духом. Это глубочайшее и высочайшее, что есть в человеке, где отмечается все доброе и худое, чтобы уже никогда не исчезнуть, но обнаружиться в день суда. Истинность этого факта своего рода ад для тех, кто не испытал на себе искупительного действия креста Христова. Другими словами, в наши дни психоаналитик анализирует человеческую жизнь. Он помогает человеку вспомнить прошлое, но у него нет средств, чтобы освободить от этого прошлого. Это и есть начало ада. Самоубийство, психиатрическая больница и тому подобное являются следствием таких мук. Когда обнаруживается истинное состояние нашей сущности, но нет возвещения благой вести о кресте, тогда начинается ад внутри нас.
К счастью, над духом человека есть своего рода покров.
Существует временное забвение, пока внутри нас не откроется крест. Лишь тогда в свете этого откровения могут обнаружиться глубины нашей сущности без того, чтобы ввергнуть нас в пучину отчаяния. Весь грех, вся наша вина снимаются с нас и погружаются в еще более глубокую «пучину морскую». В этом наше спасение. Однако в центре, в самой глубине нашей сущности, в нашем духе должен стоять крест. Возлюбленные, возможно, мы не в состоянии во всей полноте постичь значение этой истины, когда она откроется нам. Мы не понимаем ее. Мы ошеломлены. Это слишком потрясающе, и наши чувства цепенеют, наша воля оказывается парализованной. Крест сокрушает нас, и мы входим в смерть. И только посредством силы Его воскресения наш дух оживает и укрепляется, чтобы вновь воспрянуть. Мы не способны идти крестным путем самостоятельно. Лишь когда в нашем духе начинается жизнь воскресения, мы в состоянии взять на себя крест.
Эти пространные рассуждения проясняют нам некоторые вопросы. Но мы хотим здесь подчеркнуть то, что нас постоянно занимает: одного учения недостаточно, каким бы правильным оно ни было. Нам необходимо усвоить это практически. Сущность креста Христова невозможно найти в теологии или в Библии, если ее рассматривать лишь во внешней форме, как книгу, или в христианском учении, или на кафедре. Крест необходимо пережить внутренне, в нашем духе; он должен захватить нашу внутреннюю сущность и оттуда пронизывать всякую нашу деятельность. Наше мышление и наши рассуждения, наше хождение, наша речь, наше молчание, образ действий в делах нашей фирмы, в нашем доме - отныне все находится под руководством духа и закона креста, который действует в нас. Все теперь рассматривается в свете креста - не рассудочно, а духовно. Нами постоянно руководит внутренняя сила духа, привлекая нас к ответственности, когда мы сказали не то, что нужно. Сила креста действует в нас и останавливает нас. Лучше бы мы не говорили этого слова или иначе выразили свою мысль; мы знаем это, хотя никто нам этого не говорил. Это нечто чудесное, когда люди дисциплинируются духом и крест посредством духа становится живым центром во внутреннем человеке, чтобы судить и убивать плотскую сущность.
О, если бы мы уже пришли к этому и могли крепко держаться этого во всем нашем служении! Возлюбленные, откровения и призвания недостаточно. Ты труженик в Царстве Божьем, учитель воскресной школы, служитель Господа в какой-то особой области? Да, ты веришь, что получил особое поручение от Господа; в этом у тебя нет никаких сомнений. Ты предоставил это дело Богу, ты молился о нем. Ты убежден, что исполняешь волю Божью. Небо и земля должны прийти в движение, чтобы убедить тебя в обратном. Возможно, Господь в славе Своей явился тебе и призвал тебя. Он открылся тебе, чтобы ты возвещал Его откровение. Но этого недостаточно. Слушай! Господь явился Моисею, дал ему откровение и сказал: «Иди!» Основанием его поручения было откровение Божье, проникновение в Его планы. «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его». Тебя никогда не встречал Господь, чтобы воспрепятствовать тебе, когда ты хотел исполнить Его поручение? Здесь откровение и призвание несомненны. Однако же так написано. И так бывает. Вместо того, чтобы ты мог продвигаться вперед, тебя останавливают. «...Встретил его Господь и хотел умертвить его». Почему? Потому, что он не совершил знак завета - обрезание. Это символ Крови, которая охраняет нас и посредством которой устраняется греховное тело плоти (Кол. 2,11).
Лишь тогда, когда крест проник в нашу сущность, может проявиться данное нам откровение и благословенно исполняться порученное нам. Можно говорить о Божественных откровениях в плотской ревности; но если здесь будет примешана плоть, исполнение воли Божьей лишится силы. Крест должен действовать и в служении нашему Господу, как центральный пункт всей нашей деятельности.
Является ли крест живым и действенным в нас? Все зависит от этого, все изменяется под влиянием креста: наш взгляд в будущее, наши убеждения, наше внутреннее сознание, наши отношения. Мы уже не можем смотреть на вещи с человеческой точки зрения. Плод в христианских делах зависит не от того, наполнена ли наша церковь, много ли у нас приверженцев, проявляются ли внешние признаки успеха. Признаки могут быть хорошими и правильными, но плод зависит не от этого. Мерилом его является духовная способность. Позже мы еще возвратимся и посмотрим, как это совершается посредством креста. Духовное восприятие и познание занимает место природного; новое откровение наполняет нас, даруя нам полное удовлетворение.
КРЕСТ И СТОЛЬ ВЕЛИКОЕ СПАСЕНИЕ
Настоящий раздел ясно показывает, что в основе столь великого спасения (Евр. 2,3) лежит крест, посредством которого оно и действует. Мы употребляем выражение «столь великое спасение», потому что оно глубоко и всеохватывающе. Мы не объясняем его более подробно, так как оно достаточно знакомо вам. Каждое слово на нашей схеме касается какой-то особой стороны этого всеохватывающего спасения.
Заместительство: первый пункт в этом столь великом спасении. Один умер за многих.
Подобие: «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6,5). «Если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5,14). Это означает, что все включены в эту заместительную смерть.
Искупление: Для того чтобы охватить особое значение этого понятия, нам нужно только спросить себя: «В каком состоянии находится человек на том или ином этапе?» К примеру, какое состояние указывает нам на необходимость искупления? «Я... продан греху», поэтому необходимо «искупление удела Его» (Еф. 1,14). «...Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6,20; 7,23).
Оправдание: Через оправдание нам даровано такое положение, будто мы никогда не согрешали. Это чудо оправдания! Однако мы не должны забывать, что оно возможно лишь в результате смерти. «Ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6,7). Один должен был умереть, включив в эту смерть весь человеческий род, чтобы мы обрели такое положение перед Богом, словно никогда не согрешали! Какое чудное положение!
Примирение: Это выражение говорит о предшествующем состоянии человека, которое характеризуется враждой, сопротивлением, отчуждением, борьбой. Крест совершенно устраняет корень такой враждебности.
Обновление: Возможно, мы не вполне осознаем различие между обновлением и возрождением. Это не родственные понятия. Хотя они выражают одну и ту же мысль, означают они не одно и то же. Обновление указывает на новый род и характеризует вид этого рода, в то время как с возрождением связано наше сыновство. Оно несет в себе дар усыновления, дух сыновства. Мы родились от Бога, мы сыны Божьи. Если мы новое творение, если мы обновлены, то получаем дар сыновства в этом новом роде.
Освящение и прославление: Эти ступени нам хорошо известны, но их истоки и происхождение - в кресте. Однако необходимо заметить, что эти дары благодати, как и все то, о чем мы говорили и еще будем говорить, в первую очередь предназначены Церкви и в настоящее время находят свое выражение в Церкви. Все принадлежит избранному Телу Христову. Понятно, что многие оказываются вне этого спасения. Но не по вине Бога. Вина лежит на тех, кто уклоняется от спасения. Для тех, кого Бог предузнал и в ком теперь осуществляет «столь великое спасение», у Него есть все, что включает в себя это спасение. Может возникнуть вопрос: «Разве это имеет особое значение?» На что мы отвечаем: Богу нужно особое орудие, посредством которого Он может передать это «столь великое спасение». Передать его можно лишь на пути опыта, на пути личного переживания спасения. Каждый может проповедовать Евангелие как учение, как систему, как теорию; но лишь те, кто внутренне пережил Евангелие и кого это Евангелие преобразовало, действительно могут эффективно возвещать весть спасения. Другими словами, если «столь великое спасение» связано с крестом, то необходимо наличие «тела», которое пережило бы крест, чтобы затем быть способным предлагать людям поистине спасительную весть. Это тело должно быть избранным по Божьему предузнанию, телом, которое не может погибнуть. Оно необходимо Христу и потому непоколебимо, как и Сам Христос. Лишь в той мере, в какой мы внутренне пережили Голгофу, наша проповедь Евангелия имеет вечную ценность. Или, выражаясь иначе, мы должны отождествиться с Евангелием и Евангелие должно слиться с нами, чтобы мы могли передавать его в силе Духа.
Бог нуждается в человеческой жизни, или в верующих, которым Он не только может открыть Благую весть, но в которых может осуществить ее как живой опыт. Христу было необходимо претерпеть вместо нас крест до самых глубин, чтобы сделать действенной спасительную весть и сообщить ее во вселенной. Мы не можем просто выучить и проповедовать истины Священного Писания, назидая таким образом церковь. Этого недостаточно. В этом состоит трагедия современной проповеди. Бог не имеет ничего общего с такой проповедью и не проявляет к ней интереса. Он хочет привлечь к Себе Своих посредством креста. Он хочет поместить крест в саму их сущность, осуществляя в них все его значение. Посредством таких людей Бог хочет излучать те силы, источником которых является Голгофа, затрагивая все более отдаленные уголки вселенной, пока «начальства и власти» не ощутят на себе действие этих сил. В этом задача Церкви. Благая весть нуждается в Церкви. Крест и связанная с ним спасительная весть действуют через Церковь. Церковь, согласно предвечному Божьему определению, представляет собой Тело, во внутренней сущности которого крест стал живым опытом.
Церковь - Тело Христа. Все, что касается Главы, имеет отношение и к Телу. Искупление во Христе означает как личное, так и общее искупление, однако в большей мере это личное, индивидуальное искупление. Испытание крестом особым образом проявляется в общении и в совместной жизни единоверцев. Как бывает трудно детям Божьим жить дружно вместе! Совместная жизнь и совместный труд — самые сложные проблемы христиан. Враг обращает особое внимание на совместную жизнь христиан, постоянно стараясь разрушать ее. Здесь особенно необходимо действие креста, чтобы привести нас на почву воскресения, где мы уже знаем друг друга не по плоти (по внешним человеческим качествам), но по духу. Церковь нуждается в кресте, и крест нуждается в Церкви.
(продолжение следует)
Источник -