С вами бывало так – стоишь у картины, и изобразительные средства настолько акцентируются художником, что сразу бросаются в глаза: вот здесь композиция необычна, а здесь эффектное цветовое решение, а вот графика изысканна… Со мной да. Не говорю, что это плохо. Но… Сколько бы раз не смотрела на работы очень любимого мною Левитана, не могу вспомнить ничего подобного. Не хочется думать о тех составляющих, которые сложили это несравненное целое, эти удивительные пейзажи. Кажется, всё так просто: увидел художник и «спел». Дано было Исааку Ильичу донести до нас своё эмоциональное состояние, не засушить его в процессе работы. Умел он не затерять за деталями целое, воплотить свои замыслы свежо и непосредственно, как будто написано всё «с лёту», хотя, когда Левитан был недоволен работой, над одной картиной он мог трудиться годами. И именно по этой причине, любой его этюд - даже совсем небольшой - несёт в себе потрясающий поэтический образ.
Автопортрет. 1880-е гг. Бумага кремовая, тушь, перо, белила, кисть.
"Тихая обитель". 1890 г.
"Белая сирень". 1895 год. Картон, пастель.
"Осень. туман". 1899 год. Бумага, акварель, белила.
"Журавли летят. Разлив". Вторая половина 1880-х гг. Бумага, карандаш.
Жизненный путь художника никак нельзя назвать осыпанным благостями судьбы, более того, с самого раннего детства Левитан испытывал нужду. Он родился в 1860 году в интеллигентной, но бедной еврейской семье, в Литве, в местечке Кибартай. Его отец окончил раввинское училище, но священнослужителем не стал - в разное время он был преподавателем иностранных языков, железнодорожным служащим. Он сам обучал грамоте своих детей (в семье – кроме Исаака - был ещё сын и две дочери), а в 1870 году перевёз семью в Москву, чтобы дать детям возможность «выйти в люди». Семья жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Но родители не стали возражать, когда старший брат Исаака, а затем и он сам (в 1873 году) поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре родители умерли, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Современники Левитана оставили нам воспоминания о том, что с первых дней обучения он отличался и невероятной нуждой, и своей беззаветной преданностью искусству: голодный, оборванный, не имевший постоянной крыши над головой, сначала подросток, потом юноша, никогда не складывал своих кистей и карандашей. Полагаю, только великая страсть к искусству помогла Левитану преодолеть невероятные трудности, выпавшие на его долю. Впрочем, и сама среда молодых художников (товарищами по училищу были Михаил Нестеров, Константин Коровин, Николай Касаткин, Алексей Степанов, Абрам Архипов, Василий Часовников, Николай Чехов – имена-то какие!) и талантливых педагогов (учителями были Алексей Кондратьевич Саврасов и Василий Дмитриевич Поленов) – эта живая, творческая среда сыграла огромную роль в становлении таланта художника, пейзажиста, который так пленительно, так страстно, так потрясающе красиво рассказал нам о своей любви к России. Как писал искусствовед, критик, художник Александр Ростиславов, «как бы в насмешку над национализмом, именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты».
"Вечер". 1877 год.
"Дорожка". 1877 год.
"Лодки у берега". 1877-1878 гг.
"Берёзовая роща". 1878 год.
"Вечер после дождя". 1879 год.
"Осенний день. Сокольники". 1879 год.
Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Русские художники восхищались величественными водопадами Швейцарии, сверкающими на солнце вершинами Альп или Кавказа, яркими красотами Италии; в пейзажах больше всего ценилась эффектность художественного языка. Но вот на выставке появилась картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», и обычный, ежегодно встречаемый сюжет «зацепил», задел особые струны – повседневное стало дорогим и близким. Левитан продолжил дело своего учителя, показав, что самый простой мотив русской природы несёт в себе огромную силу эмоционального воздействия. Пейзаж настроения… становление его - это, прежде всего, заслуга Исаака Ильича.
Когда впервые увидела «Берёзовую рощу» Левитана, остановилась, как зачарованная - меня буквально накрыла «волна» воспоминаний: детство в деревне, походы в лес… Это было поразительно точно по ощущениям (не фотографически точно, а именно на уровне чувств): мне показалось, что вдыхаю аромат трав, слышу шелест листвы берёз, более того, захотелось поймать солнечных зайчиков, «скачущих» по сочной траве))) Какие уж тут размышления о художественных средствах, когда перед нами «страсть» художника, влюблённого в русскую природу.
"Берёзовая роща". 1885-1889 гг.
"Дуб". 1880 год.
"Дуб и берёзка". 1884 год.
"Лес зимой. 1880-е гг.
"Зимний пейзаж с мельницей". 1884 год.
"Бульвар зимой". 1883 год.
"Вечер над болотом". 1882 год.
"В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря". Середина 1880-х гг.
"Пейзаж с избами". 1885 год.
"Черёмуха". Начало 1880-х гг.
Достаточно поздно Исаак Ильич попал за границу и смог познакомиться с теми сокровищами, которые хранятся в западноевропейских музеях. Он побывал во многих странах. С огромным интересом изучал произведения барбизонцев - поверхность холста, технику мазка. Сильное влияние оказал на него Камиль Коро. И всё же Левитан, безгранично влюблённый в природу России, очень скоро начинал скучать за рубежом. Он оставил нам небольшое количество произведений, в которых отразились его заграничные впечатления. Среди них есть работы, относящиеся к лучшему из созданного русскими художниками за рубежом – как пример, одна из самых поэтичных марин (мысль не моя, но согласна полностью) "Берег Средиземного моря".
"Берег Средиземного моря". 1890 год.
"Близ Бордигеры. На севере Италии". 1890 год.
"Альпы". 1897 год.
"Весна в Италии". Этюд. 1890 год.
"Весна в Италии". 1890 год.

"Венеция. Рива дельи Скьявони". 1890 год.
"Канал в Венеции". 1890 год.
"Корниш. Юг Франции". 1895 год.
"Крепость. Финляндия". 1896 год.
"Цепь гор. Монблан". 1897 год.
"Озеро Комо (Италия)". 1894 год.
https://obiskusstve.com/1110019688077986597/pripadayu-rossiya-k-tvoej-krasote/






























