• Авторизация


Карл Фаберже|Пасхальные шедевры (5) 29-04-2012 09:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ludiko Оригинальное сообщение

Карл Фаберже|Пасхальные шедевры (5)

 
 
 

А потом началась война и тематика пасхальных яиц изменилась. Драгоценности и золото шли в то время на покрытие военных поставок из-за границы, работать с ними было запрещено. Поэтому мастерам Фаберже приходилось ограничиваться материалами более скромными.

[показать] [показать] [показать] [показать]

Фирма в то время вообще переключилась с изготовления драгоценностей на создание, например, втулок для снарядов (выпустив их два миллиона), котелков, жетонов, подстаканников, шприцев для госпиталей.Но создавались и произведения искусства, только стоили они копейки, потому что золото и платину мастера заменяли латунью и медью. Это были подарки для фронтовиков - ковшики, портсигары, плошки в русском стиле. Государь одаривал ими солдат и офицеров, посещая войска.

[показать]

Яйцо "С Красным Крестом и триптихом - Воскресенье". Изготовлено в 1915 году фирмой Фаберже. Размер - 8,6 см. Мастер - Генрих Вигстрем. Яйцо скромное, меньше украшений, только оправа сделана из золота, очевидно из-за экономии военного времени. В закрытом виде, в центре крестов - портреты великих княжен Ольги и Татьяны. Центральная часть триптиха - картина " Сошествие в ад". Христос, окруженный пророками и патриархами стоит над дверьми в ад, которые он только что разбил. Он держит Адами за правую руку. "Сошествие в ад" в русской православной церкви традиционно счтитется символом Воскрессения. На левой стороне триптиха равноопостольная княгиня Ольга, первокрестительница на Руси. На правой стороне - святая великомученица Татьяна. Яйцо находилось в футляре, подставка, очевидно была изготовлена позже. Яйцо было подарено На Пасху 1915 года императором Марии Федоровне. Хранится яйцо в коллекции Индиии Эрли Миншалл.
 
 
Во время войны Александра стала больше заниматься общественной деятельностью. К концу 1914 года она была патроном не меньше восьмидесяти пяти больниц только в Петроградской области. И она пошла еще дальше. Вместе со своими старшими дочерьми записалась в медсестры. В течение двух недель она ухаживала за ранеными, промывая открытые раны и даже присутствуя при ампутации. Возможно впервые в жизни она чувствовала себя полезной. Поэтому Александра была довольная миниатюрными портретами дочерей и самой себя, одетых в формы медсестер.
 
 
Яйцо "С  красным крестом" - изготовлено императорской ювелирной фирмой Карла Фаберже в 1915 году. Размер - 8, 8 см. Мастер-ювелир - Генрих Вингстрем. Материалы - позолоченное серебро, золото, перламутр, эмаль. Яйцо обрамлено золотым кантом и находилось на золотой подставке. Сюрприз яйца - пятипанельная ширма с миниатюрными портретами женщин императорской семьи в формах сестер Милосердия Красного креста. Яйцо было подарено Александре Федоровне. Хранится яйцо в Музее Изящных Искусств, в коллекции Лилиан Прат. Штат - Вирджиния. США.
 
 
Яйцо "Орден святого Георгия" был сделан на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1916 году. Мастер - неизвестен. Серебро, золото, прозрачная оранжевая, опаловая белая, непрозрачная розовая, бледно-зеленая, белая и черная эмаль, горный хрусталь, слоновая кость. Размер - 9 см. Яйцо с гравированной эмалевой трельяжной решеткой из листьев, с маленькими Георгиевскими крестами покрыто прозрачной перламутровой эмалью и драпировано рельефной лентой Императорского Ордена Святого Георгия, выполненной в черной и прозрачной оранжевой эмали. На одной стороне орден белой и красной эмали, подвешен на орденской ленте. Откидывается наверх при помощи маленькой кнопки, открывая под собой миниатюрный портрет Николая II. На обратной стороне помещена серебряная медаль Святого Георгия с профилем Николая II и надписью по краю «Е. В. Николай II, Самод. Всеросс.», также подвешенная на ленте и открывающая под собой миниатюру, на этот раз Цесаревича Алексея Николаевича, на обороте надпись «За храбрость, 4 степ.». На верху яйца – монограмма вдовствующей императрицы, выполненная накладным серебром, окруженная венком из листьев с ягодами прозрачной зеленой и красной эмали с каймой белой эмали. Николай II заказал Фаберже яйцо «Орден Святого Георгия» в подарок матери в конце 1915 года, вскоре после получения им награды. Принимая во внимания трудности военного времени, Фаберже придал яйцу более скромный вид, использовал менее дорогостоящее серебро и не включил в него обычного для других пасхальных яиц сложного в изготовлении и роскошного сюрприза. Вдовствующая императрица взяла с собой яйцо «Орден Святого Георгия» в Киев, куда она переехала в мае 1916 года, избежав, таким образом, все более сгущавшейся грозовой атмосферы в столице и революционных событий февраля и октября 1917 года в Петрограде. Яйцо «Орден Святого Георгия» унаследовала старшая дочь вдовствующей императрицы великая княгиня Ксения Александровна. После смерти Ксении Александровны в 1960 году яйцо было продано через аукцион «Сотбис» в Лондоне ее сыном князем императорской крови Василием Александровичем за 30 910 долларов Тому Ламли. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
 
 
Пасхальное яйцо императорской семьи - "Военное стальное". Работа исполнена на ювелирной придворной императорской фирме Карла Фаберже в 1916 году. Мастера: Генрих Вигстрем, миниатюрист - Василий Зуев. Золото, сталь, нефрит, кость, шелк, бархат. Размеры: высота с подставкой - 16,7 см; высота мольберта - 6,5 см; миниатюра - 5x5,5 см. Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Предположительно, яйцо из стали было отполировано в годы советской власти, чтобы не появилась ржавчина Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. Это последнее яйцо, полученное императрицей в подарок. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, в Оружейной палате.
 
 
Яйцо "Березовое" изготовлено на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1917 году. Разделено на шесть сегментов чеканным золотом. Впервые выставлено на обозрение в 2001 году. Яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
 
 
В запасниках Минералогического музея им. Ферсмана было обнаружено еще одно яйцо — «Созвездие цесаревича», много лет считавшееся утраченным. Вероятно, это последнее из императорских пасхальных яиц создавалось в 1917 году для цесаревича Алексея. Оно представляет собой небесный свод из горного хрусталя и сапфирово-синего стекла с созвездием зодиака из небольших бриллиантов. Гравировка — положение звёзд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Яйцо не закончено.

[показать] [показать]

По версии Александра Николаевича Иванова, подлинное и законченное яйцо принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в городе Баден-Баден, Германия. Тем не менее, имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. В отличие от экспоната Музея Ферсмана, яйцо, находящееся в Музее Фаберже, представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие льва, под которым родился царевич Алексея. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе.

[показать]

Есть еще два яйца, которые входят входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к "пустым" 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для кого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции.
 
 
На яйце "Воскресение Христово" стоит раннее клеймо главного мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое ставилось в петербургской ювелирной мастерской Фаберже до 1899 года. Это сочетание позволяет отнести яйцо к периоду от 1884 до 1894 года. Золото, красная, белая, синяя, зеленая, желтая и бежевая эмаль, серебро, жемчуг, бриллианты, горный хрусталь. Размер яйца - 9,8 см.см. Золотые узоры двух разных оттенков. С обратной стороны яйца перфорированная решетка закрывает часовой механизм, приводимый в действие большим серебряным ключом. На основании в виде четырехлистника, тщательно расписанном эмалью в духе Возрождения, большая натуральная жемчужина, на которой расположено совершенное по форме яйцо из горного хрусталя в золотой оправе. Одна лишь подставка уже являет собой шедевр ювелирного искусства. Орнаменты выполнены из прозрачной голубой, зеленой и красной эмали. Четыре натуральных жемчужины, алмазная россыпь и восемь крупных бриллиантов в черно-белых эмалевых оправах завершают изысканный декор основания. Внутри яйца, за хрустальной скорлупой предстает виртуозно выполненная сцена Воскресения: Христос, встающий из гроба и два ангела по обе стороны от него. Фигурки тщательно раскрашены эмалью в пастельных тонах. Здесь Фаберже впервые отражает религиозную сторону праздника Пасхи в серии пасхальных яиц, выполненных по заказу царской семьи. Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Федоровне, 1889 году на Пасху. Яйцо «Воскресение Христово» было конфисковано Временным правительством в 1917 году, продано Совнаркомом (Советом народных комиссаров) некоему господину Дереку. Позже, 15 марта 1934 года, Фредерик Берри выставил его на продажу на аукционе «Кристи» в Лондоне . В каталоге оно было описано как гробница Христа, и его изображение поместили на фронтисписе. При стартовой цене около 75 гиней яйцо было куплено за 110 фунтов стерлингов господином Р. Суинсон- Тейлором (позднее лорд Гранчестер). Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
 
 
На яйце "Весенние цветы" стоит  клеймо ведущего мастера фирмы Фаберже Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое применялось в Санкт-Петербурге до 1899 года. Яйцо - цветное золото, платина, прозрачная красная эмаль, бриллианты,халцедон, боуэнит. Корзина - платина, золото, прозрачная зеленая эмаль, белый халцедон, демантоиды. Размер - 8,3 см. Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1886 года. Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся продажей российских императорских сокровищ, в 1933 году продало яйцо «Весенние цветы» неизвестному лицу за 2 000 рублей (1 000 долларов). Позднее оно было продано фирмой A La Vieille Russie коллекционеру из Лонг Айленда Ландсделлу Кристи, а затем, в 1966 году, теми же нью-йоркскими дилерами Малькольму Форбсу, как императорское пасхальное яйцо. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США. Описываемое яйцо дважды выставлялось в качестве императорского пасхального яйца в музее Метрополитан в Нью-Йорке – в 1961 и 1996 годах.
 

 Серия коллекции пасхальных яиц Его Императорского Величества на этом заканчивается. Получив известие о гибели Царской Семьи, Карл Густавович покинул Россию. Три года он не распаковывал чемоданов, надеясь вернуться. Потом умер в нищете. Его сын Агафон в это время сидел в концлагере, где его трижды водили на расстрел. Магазины и мастерские были разграблены, дело жизни Фаберже - уничтожено под корень. Как сложилась судьба пасхальных императорских яиц? Из пятидесяти четырех яиц императорской коллекции Фаберже, осталось в Кремле лишь десять, многие исчезли бесследно, сохранились лишь описания. "Мы их любим, - сказала однажды хранительница кремлёвской коллекции Татьяна Мунтян, - ещё и потому, что Пасха - главный праздник русского православия. И яйцо, символ возрождения Христа, искупления людских грехов, - наиболее понятный русскому человеку пасхальный подарок, как в те времена, так уже, к счастью, и сейчас".

 * * *

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Карл Фаберже|Пасхальные шедевры (5) | ovkoch - Дневник ovkoch | Лента друзей ovkoch / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»