Все чудеса Ивана Купалы начинаются в ночь с 6 на 7 июля. Как только Солнце коснется края земли наступает Купальская Ночь. Вода приобретает очистительную силу, и все недобрые обитатели водоемов покидают их как ошпаренные и носятся посуху. Вот для чего Купальский Костер нужно развести заранее - к огню обитатели водоемов тоже не могут приблизиться, а еще они они боятся веселья... На Руси считалось, что летом можно без опаски купаться с Иванова до Ильина Дня. Начало купального сезона - это одна из причин почему Иванов День стал Днем Ивана Купалы. Другая причина имеет библейские корни и заключается в том, что на 7 июля (24 июня по юлианскому календарю) приходится Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), который проводил очищение перед крещением купанием в водах реки Иордан: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем"
Впервые просто "Купала" в литературном источниках появляется в 17 веке, в церковной летописи, где ночное празднование накануне Рождества Ионна Крестителя упоминается с осуждением, доподлинно:
- "Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелья, или коренья, и перепоясовшеся быльемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву себе приносяще..." 3
- и еще летописец пишет, демонстрируя свое классическое образование,
-..."Купало, якоже мню, бяше богъ обилья, якоже у Еллинъ Цересъ (Церера), ему же безумныи за обилье благодаренье принишаху"...
В петровские времена, когда народные праздники превносятся в разгулье высшего света с окраской классицизма на роль "Купайла" выдвигался "счастливчик", основное действие которого заключается в затаскивании не совсем одетых женщин в воду...
В дальнейшем в русских литературных источниках Купайло испытал небывалый карьерный рост и был даже вписан в пантеон славянских богов, как Купало...
На самом же деле, этимологические исследования достоверно показали, что слово "Купала" возникло в результате народной адаптации имени Иоанна Крестителя: "Иван Купала", которая связана с ассоциативным восприятием проводимого Иоанном обряда крещения.
Раньше всех начинают готовиться к празднику северяне. Накануне Ивана Купалы, 6 июля, в День Аграфены Купальницы с утра носят воду в баню, а затем весь день ее топят, ведь обязательно нужно пройти очищение водой, в реках же вода не в каждый год летом успевает нагреться...
Жители теплых, южных краев начинают готовиться к празднику, когда солнце уже клонится к горизонту: готовят дрова и хворост для костров, девушки собирают цветы и травы для купальских венков.
В Купальскую Ночь, чтобы заслужить удачу обязательно нужно искупаться и перепрыгнуть через костер, тем самым пройдя через очищение водой и огнем. На этом праздник не останавливался - вокруг костра водили, хороводы, пели песни, девушки гадали, а молодые пары уединившись, сговаривались о свадьбе, гулянья продолжались до восхода солнца...
Продолжение в статье: Иван Купала