Христианский праздник Рождество Иоанна Крестителя и древнеславянский праздник летнего солнцестояния свадьба Солнца. Обычаи, обряды, гадания и легенды купальской ночи
День Рождества Иоанна Крестителя (Предтечи) и древнеславянский праздник Солнца, в ночь на Ивану Купалу принято купаться и прыгать через костер.
Содержание:
Все чудеса Ивана Купалы начинаются в ночь с 6 на 7 июля. Как только Солнце коснется края земли наступает Купальская Ночь. Вода приобретает очистительную силу, и все недобрые обитатели водоемов покидают их как ошпаренные и носятся посуху. Вот для чего Купальский Костер нужно развести заранее - к огню обитатели водоемов тоже не могут приблизиться, а еще они они боятся веселья... На Руси считалось, что летом можно без опаски купаться с Иванова до Ильина Дня. Начало купального сезона - это одна из причин почему Иванов День стал Днем Ивана Купалы. Другая причина имеет библейские корни и заключается в том, что на 7 июля (24 июня по юлианскому календарю) приходится Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), который проводил очищение перед крещением купанием в водах реки Иордан: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" 1 (картина)
Чтобы увеличить изображение картины кликните по ней...
Рождество Иоанна Предтечи по православному календарю, учрежденному еще Юлием Цезарем, приходится на 24 июня, в начале нашего летоисчисления на эти дни приходилось еще и летнее солнцестояние... Но, вот беда, Юлианский календарь каждые 128 лет отстает от принятого сейчас Григорианского календаря на одни сутки, за 2000 тысячи лет с Рождества Христова набежало почти 14 дней, так что теперь православные празднуют Ивана Купалу 7 июля по современному Григорианскому календарю.
Итак, как мы теперь узнали, празднование Иван Купалы в прежние времена приходилось на дни летнего солнцестояния. У всех древних народов этот день не обходится без особого внимания. У древних славян в первую начинающую удлиняться ночь (обычно с 23 на 24 июня) праздновали Свадьбу Солнца, поскольку в эту пору "заря с зарею сходится". - Женой Солнца (Ярило, и, соответственно, Ярилин День 2) являлась Заря (Заря Заряница), по другой версии Солнце, и связанные с ним тепло и огонь, олицетворял Дажбог (Даждьбог), который женился в этот день на богине земли и воды Мокоши. Последняя версия имеет некоторое логическое подтверждение в древней традиции, празднуя этот союз богов управляющих стихиями огня и воды, люди подвергали себя очищающему воздействию этих стихий. К сожалению, хотя в раннехристианский период церковь и не препятствовали справлению древнеславянских обрядов, но стремилась подвести под них православную основу. В итоге от древнеславянской языческой мифологии практически ничего до наших дней не дошло. Кроме того, письменно упоминаемый в древних источниках пантеон восточно-славянских богов так малочисленнен, что предоставляет возможность для неограниченный полета фантазии в сочинении "праславянской мифологии" и "воссоздании" многочисленного пантеона "славянских богов".
Впервые просто "Купала" в литературном источниках появляется в 17 веке, в церковной летописи, где ночное празднование накануне Рождества Ионна Крестителя упоминается с осуждением, доподлинно: - "Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелья, или коренья, и перепоясовшеся быльемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву себе приносяще..." 3 - и еще летописец пишет, демонстрируя свое классическое образование, -..."Купало, якоже мню, бяше богъ обилья, якоже у Еллинъ Цересъ (Церера), ему же безумныи за обилье благодаренье принишаху"... В петровские времена, когда народные праздники превносятся в разгулье высшего света с окраской классицизма на роль "Купайла" выдвигался "счастливчик", основное действие которого заключается в затаскивании не совсем одетых женщин в воду... В дальнейшем в русских литературных источниках Купайло испытал небывалый карьерный рост и был даже вписан в пантеон славянских богов, как Купало... На самом же деле, этимологические исследования достоверно показали, что слово "Купала" возникло в результате народной адаптации имени Иоанна Крестителя: "Иван Купала", которая связана с ассоциативным восприятием проводимого Ионном обряда крещения.