…Что есть камень – живая материя или мертвая? С самого момента появления в истории человечества самоцветов над этой загадкой бьются лучшие умы – как создать из холодного минерала живой образ, так чтоб казалось, что чуть подует ветер, и склонится головка лазуритового колокольчика, взмахнет крыльями кварцевая сойка, поднимет голову серпентиновая змейка? И из всех сокровищ Природы более всего привлекают ювелиров цветы – прекраснейшие создания растительного царства, которые, как и самоцветы, рождены, кажется, лишь только чтоб радовать сердце человека и освещать нашу серую, обыденную жизнь. Терзания сказочного Данилы-мастера, который все мечтал создать каменный цветок и пожертвовал своей свободой ради того чтоб посмотреть на волшебные угодья Хозяйки Медной Горы – не совсем выдумка, ведь нет для камнереза большей радости, чем когда созданная им безделушка внезапно оживает, кажется зрителю не менее прекрасной, нежели ее настоящий прообраз. И главное отличие искусно сделанных самоцветных цветов от цветов настоящих пожалуй в том, что незабудка или лилия вянет за несколько дней, красота ее быстротечна – а прелесть ювелирного букета вечна, и хоть каменный цветок и не пахнет, но над ним витает неуловимый аромат бессмертной красоты.
Чаще всего имя Фаберже ассоциируется с Пасхальными яйцами, но еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже, принесшей ей мировую известность, было изготовление драгоценных цветов в миниатюрных вазочках. Гранильщики искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая впечатление, что вазы наполнены водой. Здесь прекрасно сочетаются фантазия художника, мастерство виртуоза-эмальера, кропотливая работа ювелира и камнереза. Выполняя цветы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мастера достигали максимального приближения к природе, но главным для них все-таки оставался декоративный эффект.
Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе.Коллекция минералов самого Фаберже имела большую известность, часть её и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве.
Горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшма, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни подбирались мастерами с большим вкусом. Кроме того, они умели изменятьестественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона.
В московской мастерской Фаберже разбили специальную теплицу, где выращивали растения, служившие впоследствии моделями для миниатюр из камней.
Изысканные цветы – «Одуванчик», символ бренности бытия, выполненный из натурального пуха.
«Анютины глазки» - из золота, эмали и алмазов, были помещены в вазочки из
горного хрусталя, как будто заполненные водой.
«Анютины глазки» - единственный в мире цветок фирмы Фаберже, снабженный механизмом и украшенный портретными миниатюрами. Он был выполнен в 1904 году в мастерской Генрика Вигстрема и подарен Николаем II императрице Александре Федоровне на десятилетие их свадьбы. Поэтому хрустальный стаканчик украшен римской цифрой Х и гравированными именами царских детей. При нажатии на крошечную кнопку открывались золотые, покрытые тончайшими полихромными эмалями лепестки цветка, и становились видны миниатюрные портреты четырех дочерей и единственного сына-наследника царской четы, написанные акварелью на кости, в рамках из мельчайших алмазов огранки «роза».
[290x480]
Уникальный цветок «Ландыш» был создан около 1900 года и выполнен из золота, нефрита, горного хрусталя, сами же бутоны ландыша — из жемчуга. В числе владельцев этого изящного произведения — из мастерской Фаберже вышло чуть менее ста «Ландышей» — были вдовствующая императрица Мария Федоровна, а также супруга Николая II императрица Александра Федоровна.
[показать]
[354x480]
[296x480]
[269x480]
[300x368]
[437x480]
[показать]
Из других выдающихся произведений, естественно упоминают «Корзину с ландышами» - подарок от нижегородских купцов на Коронацию 1896 года. Эта золотая корзинка с ландышами из жемчуга и бриллиантов всегда стояла на столе у Александры Федоровны.
Великая княгиня Мария Павловна (супруга великого князя Владимира Александровича, старшего дяди императора Николая Второго и президента Императорской Академии художеств) имела большую коллекцию рукотворных цветов фирмы Фаберже.
На Петербургской выставке произведений Фаберже из коллекций высочайших особ 1902 года, в витрине с изделиями, принадлежавшими Великой княгине, целая полка была занята драгоценными цветами в хрустальных вазочках
Согласно описи имущества дворца Великой княгини, составленной большевиками в 1917 году, в ее коллекции находилось 33 цветка: васильки, незабудки, кактусы и один одуванчик из золота и бриллиантов на золотом стебельке с нефритовыми листочками в вазочке из горного хрусталя
Прима императорского балета Мария Кшесинская также владела огромной коллекцией чудных искусственных цветов из драгоценных камней.
Британская королева Александра (сестра русской императрицы Марии Федоровны), супруга Эдуарда Седьмого и бабушка Эдуарда Восьмого (того самого, который в 1936 году отрекся от престола ради женитьбы на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон), также увлекалась коллекционированием композиций драгоценных цветов, выполненных мастерами фирмы Фаберже.
В ее коллекции, насчитывающей более 20 композиций, были веточки рябины, дикой вишни, малины и клюквы, полевые маргаритки, хризантемы, гвоздики, анютины глазки, а также миниатюрное хвойное дерево в горшке из яшмы. Теперь этот "сад", выращенный в начале 20 столетия, является собственностью королевы Англии Елизаветы Второй.
Британская Королевская коллекция хранит самое большое число сохранившихся цветов работы Фаберже: двадцать шесть от общего числа примерно в восемьдесят наименований, которые, как предполагается, были выполнены.
[показать]
Коллекция королевы Елизаветы II
[159x300]
[174x300]
[135x300]
[146x300]
[101x300]
[189x300]
[124x300]
[176x300]
[127x300]
[122x300]
[124x300]
[170x300]
[219x300]
[128x300]
[206x300]
[188x300]
[показать]
Официальный сайт коллекции английской королевы http://www.royalcollection.org.uk/egall
В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, британская королева Мария приобрела васильки Фаберже для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: "Это очаровательно и так против войны".
Особенно необычно выполнены стебельки овса - из золота, и, кажется, будто они колышутся. Похожий, но не идентичный букет, приобрел в 1922 году Музей Эрмитажа из коллекции Юсупова. В другом букете - из васильков и лютиков, выполненных из золота, эмали, розовых алмазов и рубинов, в композицию добавлена пчела.
Нынешняя британская королева Елизавета сама ничего не добавила в коллекцию Фаберже, но другие члены Королевского дома, например, Принц Уэльский, приобрели некоторые изделия.
Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже открыл множество мастерских - в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице Великобритании изделия Фаберже продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год.
В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год.
Цветы в императорских пасхальных яйцах.
Первым императорским пасхальным подарком от Фаберже, с темой цветов было яйцо «Бутон розы»,1895 года для молодой императрицы Александры Федоровны.
[405x388]
[показать]
Затем последовал «Букет ландышей» (1898 год, Александра Федоровна).
[251x325]
[показать]
«Анютины глазки» (1899, Мария Федоровна).
«Букет белых лилий» (1899, Александра Федоровна).
[показать]
[360x480]
[338x435]
[показать]
«Букет полевых цветов» - (1901, Александра Федоровна).Коллекция королевы Елизаветы II.
[254x480]
«Клевер» (1902, Александра Федоровна).
[264x344]
[358x428]
«Трофей любви» (1907, Мария Федоровна).
[445x480]
[показать]
«Букет роз» (1907, Александра Федоровна).
[395x480]
«Лавровое дерево» (1911, Мария Федоровна).
[251x325]
[показать]
«Зимнее яйцо» (1913, Мария Федоровна).
[498x480]
[показать]
Итак, из 52 известных в настоящее время императорских пасхальных яиц (включая последние находки яиц 1917 года), тема цветов использована в 10 случаях, с 1895 по 1913 годы.
Долгие годы яйцо «Букет полевых цветов» (1901) считали произведением Бушерона, а в Списках Оружейной палаты 1922 года оно числится как работа Болина. (Это к вопросу об авторстве работ Фаберже). Можно отметить также, что в яйце «Павлин» (1908, Мария Федоровна), сама птица сидит на цветущем яблоневом дереве.
Нельзя обойти вниманием выдающее яйцо «Цветущая яблоня», исполненное в 1901 года для Варвары Кельх, и яйцо-часы д-ра Метцгера, исполненные в 1893 году. Нетрудно заметить, что яйцо-часы д-ра Метцгера предвосхищают идею яйца «Букет белых лилий» 1899 года.
После 1918 года новых изделий Фаберже уже не появлялось. Сам Карл Фаберже эмигрирует в Швейцарию, где умирает спустя два года. Но в 1920-е годы работы Фаберже начинают продаваться на открытом рынке на Западе. Впервые - в 1927 году - на Кристи, где в одно и то же время были выставлены для продажи драгоценные камни из Российской короны.
Подделки и копии
Подделывать "flower studies" и другие произведения Фаберже начали после смерти мастера, особенно много в 1930-х годах в Америке. Изделия Фаберже, которые в 1920-1930-х годах продавали через "Антиквариат" на зарубежных рынках и частным лицам, а также ценности, вывезенные эмигрантами из России, не удовлетворяли возраставший спрос на произведения царского ювелира. Все это активизировало поддельщиков. По свидетельству Виктора Хаммера, брата знаменитого "друга Советской страны" Арманда Хаммера, наряду с подлинными ценностями, вывезенными из большевистской России, они продавали и подделки с благословения новой власти. По свидетельству западных специалистов, некоторые музеи и частные коллекции США содержат целый ряд "шедевров", будто бы происходящих большей Частью из имущества царской семьи и других русских высочайших особ. Сочинение подобных легенд и сертификатов, дающих жизнь подделкам, всегда было движущей силой фальсификаций.