• Авторизация


Прекрасная Ферроньер 24-07-2011 22:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения olesja_mal Оригинальное сообщение

Прекрасная Ферроньер


Портрет «Прекрасной Ферроньер»
последняя работа Леонардо да Винчи


[230x310]
В 1518 году, во время прогулки по городу, молодой король Франциск I увидел в окне одного из домов женщину ослепительной красоты.

Франциск, охочий до женской красоты, удивился, как же это раньше он не обратил внимание на такую восхитительную женщину?

Но вскоре король выяснил, что дом принадлежит парижскому адвокату Луи Феррону, а женщина – его супруга.

Она не была аристократкой и никогда не являлась ко двору, поэтому королю и не случалось увидеть ее доселе.
Прошло несколько дней, но Франциск так и не смог изгнать образ красавицы из своих мыслей. Он мечтал о ней, он вожделел к ней… И вознамерился добиться во что бы то ни стало.

Сначала король пытался соблазнить молодую женщину с помощью драгоценных подарков и стихов, который Франциск писал довольно складно – во всяком случае, придворные и любовницы восхищались его талантом! Потом в ход пошли более серьезные посулы – за обладание красавицей король Франции готов был отдать земли и замки… Он даже предложил возвести во дворянство ее мужа!

Его многолетняя фаворитка, графиня де Шатобриан, была в ярости из-за того, что король позабыл о ней, добиваясь благосклонности какой-то горожанки. Она покинула двор и удалилась в свое поместье.

Франциск не пытался вернуть фаворитку – он забыл обо всем, кроме своего вожделения к жене Луи Феррона.



[400x559]

Но женщина, чье имя история не сохранила и которая известна под прозвищем “Прекрасная Ферроньер”, проявила удивительную стойкость. Она любила мужа, она была счастлива в браке, растила дочку и не желала нарушать верность обетам, данным в церкви в день венчания. “Прекрасная Ферроньер” снова и снова отказывала королю.

И тогда Франциск вспомнил поговорку: чего хочет король – того хочет Бог. И решил применить власть для того, чтобы добиться вожделенной женщины. Он просто приказал ее мужу привезти жену ко двору. Он ничуть не скрывал своих намерений. В случае неповиновение король обещал немилость и всевозможные кары не только адвокату и его излишне целомудренной супруге, но и всей семье Луи Феррона, включая его родителей и маленькую дочку.

Адвокат Луи Феррон был человеком честным и гордым. Он любил жену. Но родителей и дочь он тоже любил… И понимал, что бесполезно противостоять королевской воле: Франциск все равно получит “Прекрасную Ферроньер”, пусть даже ради этого ему придется пролить реки крови. И тогда адвокат решил хотя бы отомстить – чтобы других благородных мужей и целомудренных женщин не постигло это несчастье!

Луи Феррон обещал королю, что заставит свою жену покориться, но попросил небольшую отсрочку – несколько недель. И все это время ежевечерне он посещал самые грязные бордели Парижа. Его целью было заразиться – сифилис, или “неаполитанская зараза”, тогда считался болезнью ужасной и практически неизлечимой.

Старания адвоката увенчались “удачей” – он заболел.

И заразил свою жену – с ее согласия.

Она тоже хотела отомстить венценосному сластолюбцу, разрушившему ее счастливую жизнь!

Когда появились первые признаки болезни, Луи Феррон отвез жену к королю. Ему пришлось буквально вручить ее Франциску в присутствии толпы придворных – король хотел, чтобы все видели унижение гордого горожанина: чтобы другим – аристократам – неповадно было…

Далее – как гласит легенда – король пожелал немедленно овладеть “Прекрасной Ферроньер” и увлек ее в опочивальню. Но чистая женщина, не знавшая других мужчин, кроме своего мужа, несмотря на то, что заранее осознавала неизбежность своего позора, в последний момент потеряла голову от ужаса и отвращения, и начала яростно сопротивляться. Франциск, обезумевший от похоти, нанес ей несколько ударов и изнасиловал оглушенную женщину. Один из этих ударов оставил след на лбу “Прекрасной Ферроньер” – глубокая ссадина от королевского перстня, зарубцевавшись, превратилась в маленький розовый шрам. Чтобы скрывать этот шрам, молодая женщина придумала украшение – большой драгоценный камень в оправе, помещенный в центре лба и удерживаемый тоненькой цепочкой, обхватывающей голову. Это украшение стало очень популярно – и особенный успех приобрело в XIX столетии. Его назвали по имени создательницы: «ферроньер».
[270x374]
Постепенно “Прекрасная Ферроньер” смирилась со своим позором и некоторое время сожительствовала с Франциском I, считаясь его официальной фавориткой. Франциск, все больше влюбляясь в прелестную женщину, испытывал угрызения совести из-за того, что ему пришлось прибегнуть к жестокости, чтобы овладеть ею. Он делал ей бесчисленные подарки, возвел в дворянское сословие Луи Феррона – и заказал Леонардо да Винчи портрет своей возлюбленной. Но “Прекрасная Ферроньер” оставалась неизменно печальной. Кисть гениального художника запечатлела в веках ее взгляд, полный безграничной тоски и бесконечного смирения. Портрет “Прекрасной Ферроньер” до сих пор хранится в Лувре. Громадные ясные глаза юной женщины до сих пор завораживают туристов – как когда-то заворожили короля Франции…

Портрет «Прекрасной Ферроньер» — одна из последних, а может быть, и самая последняя работа Леонардо. Некоторые искусствоведы находят портрет недостаточно совершенным, чтобы стопроцентно приписать его авторству да Винчи, поэтому даже в каталоге Лувра авторство портрета оставлено под сомнением: «Джованни Болтраффио или Леонардо да Винчи». Но все же подавляющее большинство искусствоведов сходятся на том, что «Прекрасную Ферроньер» писал все-таки сам Леонардо. Об этом писал Вазари в своем «Жизнеописании». Об этом свидетельствует и то, что другие работы Болтраффио – ученика и возлюбленного да Винчи – значительно ниже по художественному уровню. К тому же большинство художников отдавали заказные портреты на доработку ученикам, не желая терять на них много времени, и возможно, кисть Болтраффио коснулась этого портрета…

Но это живое и одухотворенное лицо, эти прозрачные и скорбные глаза, безупречной гладкости кожа шеи и плеча, объемные ленты на рукаве, а главное – «воздух», явственно ощутимый, заполняющий картину между лицом модели и глазами зрителя – это бесспорно работа Леонардо да Винчи!

Что же осталось на доработку Болтраффио?

Очень много! Волосы, ткань платья и фон.

То, на что не хотел терять время Леонардо, тогда уже – тяжело больной.

Через несколько месяцев сожительства с “Прекрасной Ферроньер”, король Франциск почувствовал первые признаки “неаполитанской заразы”. Он пришел в ужас, обратился к лекарям… Но от тех примитивных методов лечения, которые они могли предложить, королю становилось только хуже: «неаполитанскую заразу» лечили с помощью ртути внутрь и прижиганий серой. Естественно, лечение было очень мучительным и в значительной степени ослабило организм короля. Бывали дни, когда он не мог встать с постели. Иногда ему казалось, что он умирает… И тогда Франциск впал в раскаяние, начал жертвовать храмам, отстаивал долгие мессы, надеясь вымолить у Бога прощение.

Разумеется, он прекратил грешить и отослал прочь всех своих любовниц, включая “Прекрасную Ферроньер”. Франциск и заподозрить не мог, что эта женщина – такая непорочная, так отчаянно защищавшая свою честь – заразила его ужасной болезнью! Нет, он винил во всем себя и свою сексуальную невоздержанность, ведь даже сожительствуя с “Прекрасной Ферроньер”, он соблазнял все новых и новых женщин… Бог знает, сколько из них умерло от “неаполитанской заразы” во имя мести адвоката Феррона!

[325x400]
Как это ни странно, но молитвы и пожертвования церкви возымели свое действие: Франциск выздоровел. Или почти выздоровел, теперь уже не известно. Но острое течение болезни прекратилось и, вроде бы, он больше никого не заразил, вернувшись к прежним утехам… А может быть, в конце концов подействовала ртуть, которую он в начале лечения принимал в лошадиных дозах и от которой чувствовал себя так плохо?

Король Франциск I прожил еще почти тридцать лет. Правда, в чем-то урок, преподанный Луи Ферроном, который сам Франциск принял за проявление Божьего Гнева, пошел на пользу: король никогда больше не принуждал ни одну женщину, а предпочитал ограничиваться соблазнением тех, кого можно было соблазнить. Он даже начал открыто проповедовать свои новые принципы. И запомнился современникам как король и рыцарь, громогласно выступающий против насилия над женщинами.

А “Прекрасная Ферроньер” воссоединилась с мужем. Они оба были больны, они понимали, что заразны и опасны для окружающих – потому-то Луи Феррон отослал свою дочку к дедушке с бабушкой сразу после того, как отвез жену к королю… И так и не позволил несчастной матери повидаться с малышкой, боясь, что их не удастся удержать от объятий и поцелуев.

Но все-таки последние годы жизни четы Феррон были озарены светом истинной любви. До самого последнего момента они поддерживали и утешали друг друга.

Первой умерла “Прекрасная Ферроньер” — ведь ее точили не только болезнь, но еще и стыд, и тоска по дочери.

Муж пережил ее на восемь лет. Возможно, он тоже пытался лечиться, но на него лечение не подействовало так благотворно, как на короля. Феррон успел выдать замуж дочь – тоже за адвоката, которому оставил в наследство свою клиентуру.

Перед смертью он призвал к себе нескольких друзей, зятя, отца и священника, и рассказал им всю правду о причинах болезни короля… История была записана и, вскоре после смерти Франциска I, разнесена по Парижу в качестве памфлета. Но случилось это еще очень не скоро: король Франциск прожил долгую жизнь и скончался только в 1547 году.

После смерти короля и распространения памфлета, родственники Луи Феррона бежали из Парижа, опасаясь мести со стороны членов королевской семьи. Но мести не последовало. Новый король, Генрих II, не любил и не уважал своего отца настолько, что даже восхищался поступком покойного адвоката.


[показать]
Неизвестно, сохранилась бы в памяти людей печальная история Прекрасной Ферроньер, если бы Леонардо да Винчи не написал ее портрет. И если бы украшение, которое она ввела в моду, не сделалось бы таким популярным.

На лбу у прекрасной Натальи Николаевны Пушкиной на самом ее знаменитом портрете мы видим ферроньер. Теперь их почти не носят...


Елена Прокофьева

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Lucky_Vesta 26-07-2011-11:05 удалить
Потрясающая история портрета. Благодарю!
Шанэл 26-07-2011-22:42 удалить
Lucky_Vesta, я люблю такие истории! а сколько таких мы ещё не знаем!
Lucky_Vesta 26-07-2011-23:03 удалить
Это верно... Читала со слезами на глазах. Думала раньше - обычный портрет, а у него такая история..
Шанэл 27-07-2011-11:43 удалить
Lucky_Vesta, мне кажется что у каждого портрета своя история.
я тут маленькое расследование одного портрета сделала в Оксфордском музее, с помощью одного американца. Он первый кто меня на это натолкнул. Словом напишу об этом позже. Пока что проверю информацию.
очень интересно.
Lucky_Vesta 27-07-2011-12:11 удалить
Ответ на комментарий Шанэл # Буду ждать!


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прекрасная Ферроньер | Шанэл - Дневник Chanel | Лента друзей Шанэл / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»