• Авторизация


Православие. притча о бесплодной смоковнице. 18-04-2011 23:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Валера_Богуславский Оригинальное сообщение

Самоцитирование

Прочитав на ленте несколько раз о "проклятии смоковницы", я вспомнил что вроде бы на сей счёт в моём дневнике была в своё время сделана запись.
Поискал. Оказалось, что так оно и есть. Удивительно то, что я сегодня опять читал эту книгу. А тогда в первый раз и она произвела на меня очень сильное впечатление

Вот та запись от 5 мая 2008 года (http://www.liveinternet.ru/users/634766/post74288194).

[229x467]
"Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа".
Святитель Иннокентий Херсонский.
Впервые книга (по частям) была издана в 1828-30 годах (если я не напутал).
Я читал репринтное издание 1991 года.
Книга удивительная.
Процитирую часть главы, посвященной евангельскому эпизоду со смоковницей (который я, честно говоря, не очень отчетливо понимал до сих пор):

"...Во избежание тайных козней от врагов и во­лнений народных, Господь все последние но­чи перед страданием и смертью Своей прово­дил вне Иерусалима, в кругу усердных почи­тателей и друзей: но поприщем последних действий Его должен был быть Иерусалим как вместилище всего свя­щенного и средоточие всенародной деятельности. По­этому, едва только наступило утро, Господь вместе с уче­никами отправился во святой град тем же, что и вчера, путем, но уже без всякой торжественности, которая и вчера была более естественным следствием необыкно­венного стечения обстоятельств, нежели действием осо­бенных планов и предварительных соображений. Све­жесть весеннего утра, чистота горного воздуха, разнооб­разие видов, открывающихся с Елеона, делали это путе­шествие весьма приятным и легким. Господь почувство­вал голод и желал его утолить теперь же, вероятно, не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма. Как бы именно для этого недалеко от дороги росло смоковничное дерево. Пора смокв еще не наступила, но по­скольку дерево покрыто было листьями (на смоковнице листья выходят после плодов), то можно было предпо­ложить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды держатся иногда всю зиму и дозревают весной среди новых листьев. И Господь пошел прямо к смоков­нице, чтобы утолить плодами ее Свой голод. Но на дере­ве не нашлось ни одного плода зимовалого; не было признака и новых летних плодов — смоковница была совершенно бесплодна! Это огорчило всех, Сам Гос­подь, против обыкновения Своего, казался недоволь­ным. «Да николиже от тебе плода будет во веки», — ска­зал Он, возвращаясь от бесплодного дерева. Слова эти произнесены были, по-видимому, в тоне обыкновенно­го негодования; смоковница однако же тотчас начала засыхать, и впоследствии стало ясно, что в них заключа­лось проклятие (Мф. 21, 18—22; Мк. 11,12-14).

Если бы кто из нынешних любомудров находился тог­да в числе учеников Иисусовых, то, вероятно, изумился бы при том случае. «Как? Проклинать невинное дерево за то, что оно не утолило голода! Так не поступают и обыкно­венные мудрецы!» Но апостолы вовсе не знали подобного любомудрия, не почли даже нужным спросить своего Учителя, за что Он так строго поступил со смоковницей, изменил, по-видимому, прежним Своим правилам — тер­пения и кротости. «Если Он проклял смоковницу (дума­ли, конечно, ученики), то имел на то причины, и, без со­мнения, самые достаточные и справедливые: в Его пос­тупках скрывается какой-либо урок для нас. В самом деле, смоковница не исполняет своего предназначения — не приносит плодов; между тем, величается листьями, обма­нывает всякого своим видом, как бы она была действи­тельно тем, чем ей быть надобно. Подобное видим и в не­которых людях: ни смоквы, а все в листьях! И с ними бу­дет то же, и на них не может почивать Божье благослове­ние. О, смоковница проклята не напрасно!»
Мысли такие тем удобнее могли представляться со­ображению учеников, что неплодная смоковница уже служила (и, может быть, не раз) в беседах Господа сим­волом человека-грешника. Евангелист Лука сохранил целую притчу, взятую от смоковницы (Лк. 13, 6—9). В притче она представлена пощаженной в надежде буду­щего плодоношения; ее велено окопать и осыпать поме­том (чувственное выражение Божьего долготерпения к грешникам). Теперь смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. Таким обра­зом, прежняя притча служила для учеников изъяснени­ем настоящего поступка их Учителя, а этот поступок до­полнял урок, заключавшийся в притче, показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец и что нераскаянность, особенно лицеме­рие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное.

Сын Божий, рассуждает в этом случае св. Златоуст (Бесед. 67 на Мф.), сообразно Своему предназначе­нию — взыскать и спасти погибшее, непрестанно мило­вал, исцелял, воскрешал: между тем, Он должен был хоть единожды явить, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе и будущий Судья человеков; и что благость Божья и при Его всесильном ходатайстве никогда не мо­жет обратиться в потворство неправде и лукавству. И вот для этого святого опыта, суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо одушевленное, а бездушная смоковница — дерево, которое в Палестине по многочисленности его не имело никакой цены, стоя при пути, не составляло ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к то­му, чтобы засохнуть; так что проклятие его состояло, можно сказать, более в чудесном обнаружении повреж­дения, в нем уже скрывавшегося, нежели собственно в лишении его плодотворности.

В мыслях Богочеловека поступок Его со смоковни­цей мог образоваться, так сказать, сам собой. Теперь, при возвращении в Иерусалим бесплодный, как и вчера, при входе в него, господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бес­плодии и душевном ожесточении Своих соотечествен­ников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего! Те са­мые, от кого надлежало бы ожидать беспристрастия, го­товности ко всему полезному, любви к истине и рели­гии, — первосвященники и книжники — оказались ни­зкими человекоугодниками, бесчестными самолюбца­ми. Нигде нет плодов истинной веры и любви, а между тем все покрыто листьями: везде видна внешняя набож­ность, все рассуждают о законе, вопиют против порока. В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов. «Ужели и ты, по­добно синагоге, носишь одну личину, обманываешь дру­гих?» Приходят к дереву и находят его совершенно бес­плодным. «По крайней мере, ты послужишь уроком для других; Я покажу на тебе, как худо лицемерие (против лицемеров Господь всегда восставал с особенной си­лой): отселе да не будет от тебя плода во век!»
...
"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Православие. притча о бесплодной смоковнице. | Van-Dik - Дневник Van-Dik | Лента друзей Van-Dik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»