• Авторизация


Живопись. венецианский хужожник Тьеполло. 10-04-2011 14:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Владимир_Гринчув Оригинальное сообщение

Неизвестные фрески Тьеполо

Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах.

Готхольд Эфраим Лессинг

Судьба палаццо Балле в итальянском городе Виченце сложна и драматична. Когда-то, в XVI веке, это был дворец аристократа, затем он превратился в пансион, а в годы господства Муссолини использовался в качестве тюрьмы для борцов с фашизмом. В последние годы дворец реставрируют. И вот недавно, когда было соскоблено несколько слоев относительно новой настенной живописи, перед глазами рабочих и техников открылись удивительные композиции. Как считают исследователи, фрески были созданы в 1747-1750 годах.

[показать]

Было высказано предположение, что их автор - великий Тьеполо. Но для точной атрибуции не хватало отдельных фрагментов, следы которых явно проглядывали на стенах. Эти фрагменты недавно были обнаружены в нью-йоркском музее "Метрополитен". Нашлась и дарственная 1953 года от двух состоятельных граждан США. Но как эти ценнейшие произведения искусства попали к ним, как были переправлены через океан? Ответа пока нет. Сама же находка оценивается специалистами как крупнейшее художественное открытие из сделанных в Италии за последние годы. Фрески палаццо Балле - своеобразная композиция на тему "Время раскрывает истину", включающая аллегорические образы наук: Арифметики, Геометрии, Метафизики и Математики.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов ( известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

[364x600]

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто. Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии - прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века. Тьеполо был известнейшим мастером фрески своего времени. Его слава недолго ограничивалась родной Венецией, очень быстро о нем узнала и заговорила вся Европа.

[показать]Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Спустя восемь дней его крестили в городском кафедральным соборе. Считается, что свое имя будущий художник получил в честь крестного отца, венецианского аристократа Джованни Баттисты Дона. Семья Тьеполо тоже в свое время принадлежала к высшим кругам венецианского общества. К концу XVIII века, однако, былая слава семейства потускнела. Доменико Тьеполо, родитель Джованни, был всего-навсего зажиточным купцом. Когда Джованни Баттисте исполнился год, Доменико скончался. Детей (у Джованни было еще пять сестер) воспитывала мать, Орсетта.

Интерес к живописи Тьеполо начал проявлять очень рано. В 1710 году он уже учится у венецианского художника Грегорио Ладзарини. Ладзарини был внимательным и знающим наставником и, несомненно, многому научил юного Тьеполо. В 1715 году Тьеполо получил свой первый официальный заказ, а в следующем году его картина имела большой успех на ежегодной художественной выставке, проводившейся в честь праздника святого Роха.

В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а в 1719 году женился на семнадцатилетней Сесилии Гварди, происходившей из семьи художников. У Джованни Баттисты и Сесилии родилось десять детей. Из них до зрелого возраста дожили четыре девочки и три мальчика. Двое из сыновей Тьеполо - Доменико и Лоренцо - пошли по стопам отца, а третий стал священником.

Искусство Дж. Б. Тьеполо было прославлено его современниками с таким единодушием, какое мало кому досталось в удел из великих мастеров европейской живописи. Но уже в конце жизни в связи со все усиливающейся волной неоклассицизма художнику пришлось испытать горечь отрицания и осуждения его искусства. Под этим бременем осуждения и забвения искусство Тьеполо продолжало оставаться и в течение всего 19 века. Только в начале 20 века стал возрождаться интерес к искусству Тьеполо и появились первые большие монографии, посвященные изучению его творчества.

[550x324]

Тьеполо еще не было и тридцати лет, когда за ним утвердилась слава одного из лучших итальянских художников. Приблизительно в 1725 году он создал свою первую потолочную фреску - в Палаццо Санти. В это же время Тьеполо получил крупный заказ от влиятельного аристократического семейства Дольфин. Художнику предложили написать фрески в принадлежавшем этой семье дворце, в небольшом городке Удине, расположенном приблизительно в 100 километрах к северо-востоку от Венеции.

[показать]

После завершения (в 1728 году) этой работы у Тьеполо не стало отбоя от заказчиков. Успеху его способствовала длительная поездка по северной Италии, во время которой он успел поработать в Милане (1730-31 гг.), где написал фрески в Палаццо Клеричи и Палаццо Дуньяни. В 1732-33 годах Тьеполо выполнил настенные росписи для церкви Коллеони в Бергамо, а в 1734 году создал серию аллегорических фресок для графа Лочи на его вилле близ Виченцы. Слава оказалась воистину тяжким бременем для Тьеполо. В ноябре 1734 года он писал одному из своих заказчиков, что он трудится над фресками для графа Лочи "день и ночь, не переводя дыхания". Дела Тьеполо, однако, противоречили его словам - во время работы над этим заказом он успел написать несколько алтарных образов и целый ряд светских картин.

[показать]

В 1730-1740-е годы Тьеполо были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-43). Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов. Наряду с образами легендарной истории живописец Джованни Баттиста Тьеполо создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

[показать]

В 1736 году граф Карл Густав Тессин, шведский дипломат и меценат, предложил Тьеполо расписать королевский дворец в Стокгольме. Тессин был очарован Тьеполо, он назвал его "одухотворенным и обязательным" человеком. Но Тьеполо не захотел надолго покидать родину и от лестного предложения отказался.

[400x600]

В 1740 году художник начал работу над двумя большими полотнами "Сбор манны" и "Жертвоприношение Мельхиседека" для приходской церкви в Веролануова. Затем он создал потолочные фрески на сюжеты из жизни св. Доминика в церкви Санта-Мария дель Розарио и три большие картины с изображением Страстей Господних для церкви Сан-Альвизе.

Еще через пять лет Тьеполо пишет большую потолочную фреску для церкви Санта-Мария ди Назарет. К сожалению, она была утрачена во время Первой мировой войны. В эти же годы Тьеполо расписал Палаццо Лабиа сценами из истории любви Антония и Клеопатры.

[показать]

В 1750 году Тьеполо впервые покидает пределы Италии. Ему предстояло оформить резиденцию принца-епископа в немецком городе Вюрцбурге. Тьеполо провел в Германии целых три года, украсив за это время потолочными фресками "кайзерхолл" (салон) и лестничные пролеты дворца.

В процессе поиска собственной манеры интерес Джованни Баттиста Тьеполо вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

[показать]

Возвратившись в Венецию, художник с головой ушел в работу над заказами, поступавшими ему от близлежащих церквей и частных лиц. Среди прочих заказов следует отметить фрески, написанные художником для виллы Вальмарана близ Виченцы, которые искусствоведы считают лучшими произведениями Тьеполо.

В 1756 году, за год до окончания работы над этим заказом, Тьеполо избрали президентом только что открытой в Венеции Академии искусств. В мае 1760 года Тьеполо получил свой самый крупный "домашний" заказ - ему предложили написать большую потолочную фреску на вилле Пизани в Стра, близ Падуи. Во время работы над этой фреской Тьеполо поступило предложение от короля Испании Карла III. Король желал, чтобы художник приехал в Мадрид и украсил своими росписями его дворец. Тьеполо написал ответное письмо, в котором говорилось: "Считаю себя обязанным немедленно откликнуться на зов Вашего Величества". И не удивительно - ведь "предложение" Карла звучало, как приказ.

[показать]

Нужно помнить, что художник в это время был уже весьма пожилым человеком, и столь дальний переезд был тяжел для него. Поэтому он, как мог, оттягивал свой отъезд. Лишь в апреле 1762 года Тьеполо двинулся в путь. Вместе с ним в Испанию ехали его сыновья Доменико и Лоренцо (это не было внове для них - двенадцатью годами ранее они сопровождали отца в Вюрцбург). В июне того же года художник и его сыновья прибыли в Мадрид. Тьеполо надеялся, что он пробудет здесь не более двух лет, но в действительности все оставшиеся восемь лет жизни он провел вдалеке от родной Италии.

[601x848]

К 1766 году Тьеполо завершил работу над тремя потолочными фресками в королевском дворце. Они ничем не превосходили прежние фрески Тьеполо, однако их вид все же производит ошеломляющее впечатление - особенно, если учесть, что написавшему их художнику исполнилось уже семьдесят лет. Выполнив заказ Карла III, Тьеполо почему-то не стал возвращаться на родину и предпочел остаться в Испании. Причины этого поступка остаются неизвестными. В самые последние годы жизни художник успел написать еще серию из семи алтарных образов для церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе, городке, находящемся приблизительно в 30 милях к югу от Мадрида. Пафос и психологическая глубина, присущие этим картинам, говорят о том, что Тьеполо до самого конца сохранил творческую мощь и ясность мысли.

[показать]

Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. Работу для церкви Сан-Паскуаль Тьеполо завершил в 1769 году, но установлены его картины были лишь в мае 1770 года, уже после смерти художника. Более того, спустя несколько лет их сняли и заменили другими алтарными образами, написанными в более строгом (неоклассическом) стиле. Этот случай порой считают свидетельством того, что в последние годы жизни былая слава художника померкла, однако это не так. Он оставался одним из ведущих художников своего времени, его талант по-прежнему очень любил король Карл III, соответственно относясь и к самому Тьеполо.

[показать]

Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей. Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом.

После смерти Тьеполо остались его наброски к новым картинам, которыми он по заказу короля должен был украсить церковь Сан-Ильдефонсо, но судьба не оставила ему времени на то, чтобы завершить и эту работу. Художник умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Прах его был с почестями погребен в мадридской церкви св. Мартина.

[показать]

Фрески — очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, эксперессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

[показать]

В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской — как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

[показать]

Нельзя утверждать, будто современные искусствоведы единодушны в своей оценке творчества Тьеполо. Наряду с учеными, высоко оценивающими достижения Тьеполо в разных областях его художественной деятельности (Морасси, Палуккини), есть исследователи, которые признают художественную ценность только за эскизами мастера и отрицают высокое художественное значение его законченных фресковых циклов (Лонги). Или другие, которые считают, что Тьеполо - художник, который выпадает из исторических рамок своего времени и представляет собой странное исключение в венецианской живописи 18 века (Дамерини), или третьи, которые называют искусство Тьеполо "помпезным" и "пустым". Как считает Борис Робертович, с этими оценками и точками зрения трудно согласиться. Прежде всего, потому что Тьеполо - художник, не только созданный Венецией 18 века, но и воплощающий Венецию своей эпохи со всей силой и полнотой, представляющий собой своего рода квинтэссенцию венецианского сеттеченто. Правда, искусство Тьеполо противоречиво и неравномерно, но эти противоречия, эта неравномерность его искусства выросли именно из предпосылок венецианской жизни 18 века, из ее социально-политических и культурных особенностей, из острого противоречия между свободолюбивыми мечтами венецианского народа и застывшей в своей продажной, реакционной политике верхушкой венецианского общества. Тьеполо же, по мнению Виппера, отличался совершенно исключительной творческой энергией и размахом.

[показать]

Живопись Тьеполо вспыхнула и погасла как блестящее, но мимолетное явление. Она найдет продолжение лишь в работах двух его сыновей, Джан Доменико и Лоренцо. Сам Тьеполо после многих триумфов с горечью узнает, что при мадридском дворе ему предпочли такого слабого художника, как Менгс, выразителя новых идей, принадлежавших по большей части другим. И можно сказать, что творчество этого гениального художника было лишь яркой красочной вспышкой в широком и глубоком кризисе, очень скоро сделавшем старым и неинтересным искусство, которое, как и искусство Тьеполо, казалось когда-то не только современным, но и предвестием будущего.

[показать]

Было бы неправильно считать Тьеполо последним барочным живописцем, который тщетно пытался создать новое искусство, пользуясь старыми идеями. Скорее всего, он проложил дорогу новому искусству, вобрав в себя историческую сущность великой итальянской традиции. Искусство, пришедшее за ним, исходило уже из других, не итальянских предпосылок.

[показать]

Тьеполо не пытается воздействовать на мысль и сердце зрителя, но стремится поразить его воображение и, несомненно, достигает этого пышной торжественностью образов, яркостью контрастов, радостной и величавой гармонией целого. Кроме того, кризис гуманизма, определивший идейную ограниченность венецианского искусства 18 века, одновременно проявился и в особенностях личности художника, в его идейно-эстетической и общественной позиции.

[показать]

Тьеполо прожил долгую жизнь, наполненную непрекращающимся, неустанным трудом; произведения его имели широкую, можно даже сказать, всеевропейскую известность и оказали значительное влияние на современных ему живописцев. Монументальная декоративная живопись, к области которой относятся его основные художественные достижения, была чрезвычайно распространенным жанром в итальянском искусстве 18 века, и нет ни одного декоратора этого времени, чье творчество не потонуло бы в свете мощной индивидуальности Тьеполо.

[показать]

От позднего творчества Тьеполо путь ведет, с одной стороны, к Гойе, бесспорно вдохновлявшемуся и живописью и графикой Тьеполо, а с другой - к Жерико. Делакруа и Домье, которые в новых условиях, вооруженные новыми идеями и новыми методами, в известной мере продолжали традиции последнего великого венецианца. Таким образом, это период глубоко трагизма, который, наблюдая в обществе, художник перенес в свои произведения, период разочарований и потерь.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живопись. венецианский хужожник Тьеполло. | Van-Dik - Дневник Van-Dik | Лента друзей Van-Dik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»