Сегодня прогуляемся по отдалённым уголкам  Александровского парка, куда не водят туристические группы. 
Александровский парк обычно остаётся за границей известных туристических маршрутов. В сравнении со своим  «раскрученным» соседом - Екатерининским парком, он находится в некотором туристическом забвении и служит домашним и любимым парком для жителей Пушкина. По причине его немалых размеров, площадь парка 200 гектар, редкий турист способен добраться до всех заповедных уголков парка, и знакомство обычно ограничивается регулярной частью, примыкающей к Екатерининскому парку.
Своим названием парк обязан Александровскому дворцу, построенному Екатериной II для внука и будущего императора Александра I. В Александровском парке администрацией ГМЗ "Царское Село" фактически (пока) не запрещается кататься на велосипедах*, лыжах или ватрушках. 
Основные входы в Александровский парк расположены у Александровского дворца, Лицея и у Золотых ворот. Ещё один вход находится с западной окраины Александровского парка (со стороны пос.Александровская), здесь есть ворота и Розовая караулка. 
1.
 2.
br 
 Сразу после караулки на территории Александровского парка прогуливаемся вдоль прудов. 
Виттоловский (Шапельный) пруд. 
ФОТО МОИ
В 1822 году архитектор А. А. Менелас руководил большим объемом работ по расширению и углублению старых и созданию новых прудов в Александровском парке. Виттоловский канал был продолжен на территории нынешнего Александровского парка до реки Кузьминки. В 1823–1824 годах на бывшем «огородном месте», рядом с юго-восточным люстгаузом был выкопан по его проекту Виттоловский (Шапельный) пруд. 
Широкая часть пруда «наложилась» на трассу Виттоловского канала, а другая, узкая и длинная, — «русло», протянувшееся до начала Большого Ламского (Звериночного) пруда, — была вырыта заново.
 3.
 4.
 5.
 6.
 7.
 8.
 9.
 
Дальше за прудами выходим к павильону Шапель.В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Сооружение Шапели по проекту А. А. Менеласа на месте разобранного южного бистиона Зверинца, началось еще при Александре. Менелас использовал при строительстве Шапели часть стен елизаветинского Люстгауза Растрелли. Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых «разрушена» до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда.Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами,Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах — большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно — в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами. Она завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками с острыми шпилями. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.Он виден далеко из-за деревьев. Деревья, высаженные вплотную к стенам Шапели, камни, укрытые мхом, способствовали созданию иллюзии подлинных средневековых развалин.Дальше за прудами выходим к павильону Шапель.В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Сооружение Шапели по проекту А. А. Менеласа на месте разобранного южного бистиона Зверинца, началось еще при Александре. Менелас использовал при строительстве Шапели часть стен елизаветинского Люстгауза Растрелли. Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых «разрушена» до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда.Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами,Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах — большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно — в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами. Она завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками с острыми шпилями. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.Он виден далеко из-за деревьев. Деревья, высаженные вплотную к стенам Шапели, камни, укрытые мхом, способствовали созданию иллюзии подлинных средневековых развалин.
Это фото башни 7 летней давности, до реставрации, сделаны в 2013 году.
1.
 2.
 3.
 4.
 
А эти фото башни после реставрации, сделаны летом 2020 года.
1.
2.
 3.
 
4.
 При проведении восстановительных работ флюгер-петушок, венчающий башню, было решено заметить копией, в основание которой поместили капсулу с посланием потомкам. Оригинал со следами пуль времен Великой Отечественной войны и утерянным хвостом разместили под аркой-проездом.
6.
 7.
 8.
 9.
 10.
 11.

Дальше примерно на расстоянии 500 метров находится павильон Арсенал. 
Строительство павильона Арсенал началось в 1819 году по проекту Адама Менеласа на месте охотничьего павильона Монбижу.Павильон Монбижу (французское mon bijou означает моя драгоценность, мое сокровище) расположен симметрично Эрмитажу. Монбижу стал композиционным центром парка, созданного на месте Зверинца.Строительство Монбижу выполнялось с 1747 года по проекту Чевакинского, но позже в работу архитектора были внесены изменения. Согласно предложениям Бартоломео Растрелли, фасады здания получили более богатое оформление: наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе украсила резная деревянная статуя Славы. Работы по отделке Монбижу завершились в 1754 году.
Перестройка павильона Арсенал, начатая Адамом Менеласом, была закончена в 1834 году уже после смерти архитектора. Работы завершались под руководством Андрея Тона.Проект А. Менеласа предусматривал возведение здания в виде основного восьмигранного массива и четырех башен шестиугольной формы, примыкающих к нему. Фасады здания украшали стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, привезенными из Европы. Трёхъярусные башни увенчаны зубчатым парапетом.На первом этаже располагался большой зал, освещенный огромным венецианским окном, состоящим из 72-х витражных стекол XVI–XVII века.На втором этаже размещался восьмиугольный «Зал рыцарей», здесь находилась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая императору Николаю I. С 1934 года павильон получил название Арсенал.Во время Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено. Более 70 лет оно находилось в ужасающем состоянии. Реставрация завершилась 24 августа 2016 года. Теперь в нем располагается экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия», которая создана совместно с Государственным Эрмитажем.Всего выставлено более 400 предметов, например, восточное холодное оружие, огнестрельное оружие 18–19 веков, известная картина «Царскосельская карусель» Ораса Верне. Эрмитаж предоставил доспехи 16 века из коллекции Николая I, которые до революции находились в Арсенале.
1.
 2.

 4.
 5.
 6.
 10.
Дальше направимся к Белой башне.  
7.
 8.
 
По дорожке к Белой башне, слева,  есть памятник памяти защитников города Пушкина в Отечественной войне с фашистами. 
Авторы: Николай Николаевич Карасёв — преподаватель Пушкинского высшего строительного училища. (он же автор проекта стелы при въезде на центральную усадьбу совхоза Детскосельский),  Вячеслав Александрович Трынин, и Аркадий Петрович Букин.
Торжественно открыт в 1969 г., на месте трагической гибели 14 сентября 1941 г. почти всей группы Пушкинских милиционеров во главе с начальником майором И. Я. Яковлевым и прокурором района М.Мироновым. Они спешили на помощь защитникам города у посёлка Александровка. 14 сентября 1941 года сражения шли в Александровском парке. Отборным войскам и технике противника противостоят наши разрозненные и ослабленные войска, отступавшие из-под Луги и Пскова, а также сформированные в Пушкине 76-й и 77-й истребительные батальоны. Истребительные батальоны были сформированы из числа работников предприятий и учреждений
 города, преподавателей вузов, студентов и школьников старших классов. Только во главе батальонов  стояли кадровые командиры. Эти батальоны были призваны защищать город, хотя их личный состав был почти не обучен и слабо вооружен. Неудивительно, что 14 сентября 1941 года почти все ребята пали в Александровском парке смертью храбрых или были тяжело ранены. Погибли в этот черный день и многие пушкинские милиционеры: они первыми встретили фашистов в парке.
22 июня 2012 на мемориале состоялось открытие памятной доски с именами павших бойцов
6.
 7.
 
Белая башня 
была построена для детей Николая I и Александры Федоровны — Александра, Николая, Михаила и Константина и была предназначена для их занятий и игр.Здесь проводились уроки военного дела, фортификации и гимнастики. Для занятий астрономией на смотровой площадке был установлен телескоп, также на последнем этаже находилась мастерская придворного живописца, обучавшего цесаревичей живописи. Вокруг Белой башни размещалась спортивная площадка, где были установлены кегельбан и дорожки для бега, бревно для тренировки равновесия, карусели и качели, огромная корабельная мачта с полным оснащением и веревочной лестницей. На ней Николай и Михаил упражнялись в лазании, а Константин учился морским приемам. Белая башня высотой 37,8 метра является доминантой Александровского парка. Ее строительство и всего комплекса сооружений проходило в 1821–1827 годах по проекту архитектора Адама Менеласа. В основании здания установлены скульптуры четырех рыцарей — французского, английского, немецкого и русского, в то время представителей союзных держав. По этой причине Белую башню называли также Домом рыцарей. Некоторое время Белая башня использовалась для связи по оптическому телеграфу с караульным дозором на башне, расположенной у казарм воздухоплавательного парка в южной части Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны нацисты превратили Дом рыцарей в наблюдательный пост. Белая башня была хорошим ориентиром и для защитников Ленинграда. В результате она была почти полностью разрушена, от нее остался только цоколь, на котором и была восстановлена историческая постройка.В летнее время посетители Александровского парка могут подняться на смотровую площадку и увидеть Царское Село с высоты птичьего полета. Выход на смотровую площадку разрешен только с экскурсоводом. Зимой и в плохую погоду экскурсии не проводятся.
17.
 18.
 19.
 20.
 21.
 22.
 23.
 24.
 25.
 26.
 27.

За башней, примерно метров через 300 находится Фёдоровский собор. 
С инициативой построить Федоровский собор в Царском селе выступили князь Алексей Ширинский-Шихматов и полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Ломан, члены православного Палестинского общества. (Палестинское общество занималось изучением истории и археологии, филологии и этнографии стран Ближнего Востока).Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.В 1908 году Николай II дал разрешение на строительство и в августе 1909 года рядом с казармами и Александровским дворцом, недалеко от Ковшового пруда храм был заложен. В церемонии участвовал сам император, а члены императорской семьи посадили на храмовой площади 7 дубков, четыре из которых стоят здесь и сейчас. Было принято решение построить храм в стиле церковной архитектуры XVII века. Проект сооружения выполнил архитектор Александр Померанцев, автор здания ГУМа в Москве. Однако, его замысел показался комиссии слишком громоздким и дорогим, а формы, представляющие «нарышкинское барокко», не отвечающими архитектурным идеям начала XX века. Работа опытного архитектора была отклонена. Окончательный проект подготовил молодой и полный свежих идей архитектор Владимир Покровский, взявший за основу храма архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля в первоначальном его виде. В 1913 году строительство завершилось, храм получил имя «Федоровского государева собора».
30.
 31.
 32.
 33.
 34.
 35.
 36.
 37.
 38.
 39.
 40.
 41.
 42.
 
Федоровский собор стал не только полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя, но и приходом императорской семьи, члены которой могли войти в храм через специальный вход в юго-восточном углу здания. Николай II чаще посещал не придворную церковь при Екатерининском дворце, а именно Федоровский собор, где он молился вместе с солдатами. Вместе с тем, простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам. Роспись Федоровского собора выполнена по эскизам, созданным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Униформа солдат-служителей храма, похожая на стрелецкие кафтаны, сшита также по эскизам Виктора Васнецова. После Октябрьской революции Федоровский собор не был разрушен, в отличие от многих других храмов. Но после его закрытия в 1933 году иконы передали в Русский музей, правда, при этом было выяснено, что многие из них, считавшиеся древними, оказались подделкой. Во время войны Федоровский собор не был полностью разрушен, но лишился куполов. Оккупанты разобрали входную лестницу из розового мрамора, спилили несколько дубков, посаженных членами царской семьи и сломали царские ворота. В это же время сгорели все архивные материалы. В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви и уже в следующем году в нем начались богослужения. К настоящему времени завершена реставрация сооружения. Возле дубов, посаженных императорской семьей в 1993 году установлен памятный бюст императора Николая II. 
35.
 36.
 37.
 38.
 39.

Через дорогу от собора находится Федоровский городок.
В 1913–1917 годах в северной части Александровского парка был построен Федоровский городок — комплекс зданий в неорусском стиле.
Во время строительства Федоровского собора церковный староста храма Дмитрий Николаевич Ломан выступил с инициативой построить архитектурный комплекс в национальном стиле. Важную роль в создании архитектурного облика Городка в стиле древнерусского зодчества сыграло также «Общество возрождения художественной Руси».Авторы идеи хотели в новую эпоху начинавшегося XX века создать в Царском селе «живой» музей старины. Федоровский городок должен был стать местом деятельности Общества и центром духовного и нравственного возрождения исторических русских национальных традиций.В сентябре 1913 года началось строительство, а летом 1914 года все дома были возведены. В последующие годы, вплоть до революции, проходила их отделка. Сооружение домов велось на частные пожертвования, свой вклад внес статский советник А. Н. Заусайлов, также деньги перечислили купцы Елисеев и Воронин. В тоже время для доставки материалов можно было использовать императорскую ветку железной дороги.
Комплекс зданий получил название «Городок при Федоровском государевом соборе» и предназначался для служащих собора. Он был обнесен кирпичной кремлевской стеной со сторожевыми башнями, бойницами и каменными воротами с богатой резьбой. Официально в городке было пять основных строений, которые условно имели названия — Дом для священников (Белокаменная палата), Дом для причетников (Желтая палата), Трапезная, Дом дьяконов и Здание канцелярии.
Осенью 1914 года во время Первой Мировой войны в двух зданиях Федоровского городка был устроен лазарет №17 для раненых солдат под покровительством императрицы Александры Федоровны и великих княжон Марии и Анастасии. В доме священников организовали отделение для офицеров, а в доме причетников — отделение для рядовых. Причем, содержание лазарета взял на себя Степан Елисеев, представитель знаменитой династии купцов, предпринимателей, общественных деятелей Елисеевых. Позже лазарет содержал сахарозаводчик Карл Ярошинский. Благодаря их помощи на питание здесь расходовалось денег намного больше, чем в лазаретах Красного креста.
В 1916 году в Федоровском городке служил поэт Сергей Есенин. Он числился санитаром, но по воспоминаниям современников, ничем другим, кроме выступлений в концертах, Есенин не занимался. Он пользовался большой свободой передвижения, в санитарном поезде также ездил как поэт. За участие в концертах Есенин был награжден золотыми часами с гербом, столовыми часами и деньгами, а также был представлен к награде медалью «За усердие». По словам поэта Деев-Хомяковского, хорошо знавшего Есенина, он даже не заметил, что Есенин служит в армии.
После того, как лазарет был закрыт, Федоровский городок стал местом хранения коллекции икон и церковной утвари, оружия и других предметов русской старины.
Во время войны, находясь на линии фронта, Федоровский городок очень сильно пострадал. В настоящее время комплекс полуразрушенных зданий принадлежит церкви и является Патриаршим подворьем Московской патриархии. Его восстановление идет такими медленными темпами, что, скорее всего, завершится лишь через десятилетия.
 Федоровский городок закрыт для входа.
45.
 46.
 47.
 48.
 49.
 50.
 51.
 52.
 53.
 54.
 
Сегодня я рассказала вам о малоизвестных достопримечательностях Александровского парка. 
Мне очень хотелось, чтобы вам было интересно. Буду рада, если у меня это получилось.
 Благодарю за внимание.
1.