Зеркальные пруды Екатерининского парка расположены в его партерной части — между Камероновой галереей и павильоном Верхняя ванна, на самом широком четвертом уступе Верхнего сада. Созданы они здесь искусственно в 1719 — 1722 годах садовым мастером Иоганном Фохтом по проекту Яна Розена. Прямоугольные, с закругленными углами пруды, каждый длиной по 33 сажени и 4 фута и шириной 17 сажен 2 фута, первоначально они наполнялись водой за счет донных родников. В XIX веке Зеркальные пруды перестраивались согласно вкусам и пожеланиям именитых владельцев летней резиденции. Довоенные посетители Екатерининского парка в том месте, где сейчас второй Зеркальный пруд, любовались водной гладью круглого водоема в обрамлении двух полулунных. Нынешнее барочное очертание возвращено пруду в период комплексной реставрации Екатерининского парка в 1960 — 1970 годах. Старый сад был восстановлен на период своего расцвета — на середину XVIII века
1.
2.
ФОТО МОИ
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Павильон "Верхняя ванна"или "Мыльня их высочеств"
Строительство Мыльни осуществлялась архитектором И. Нееловым в 1777 году. Отделочные работы были закончены в 1779 году. До середины XIX века здание сохраняло свое первоначальное назначение и состояло из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала, предназначенного для отдыха. Потолок и стены центрального зала были расписаны живописцем-декоратором А. Бельским по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренна, исполненных ими с росписей Золотого дома Нерона.
Верхняя ванна выполнена в стиле раннего классицизма. Несмотря на то, что ее фасады почти полностью лишены декоративного убранства, она производит сильное впечатление благодаря найденным пропорциям основного объема здания и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, в верхней — круглыми окнами. Здание увенчано парапетом с балюстрадой.
Верхняя ванна, разрушенная в годы Великой Отечественной войны, реставрирована в 1952 — 1953 годах. Живопись выполнена по эскизам и под руководством художника-реставратора А. Трескина. Как и прежде, плафон и два десюдепорта центрального зала посвящены античному мифу о Фаэтоне, сыне бога Солнца. В полихромной росписи стен использованы мотивы гирлянд, букетов, цветов и фруктов, придающих интерьеру праздничность и нарядность.
В настоящее время павильон используется для временных выставок.
12.
13.
14.
Павильон "Нижняя ванна" или "Кавалерская мыльня"
Павильон от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778–1779 годах. Его фасад наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.
Нижняя ванна состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большой круглой ванной. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.
Оригинальный план павильона определил его внешний облик. Два его фасада — обращенный в сторону дворца и противоположный — идентичны; ни тот ни другой не является главным. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Как на барабане, так и на фасадных стенах использованы круглые окна, расположенные в соответствии с функциональным назначением здания высоко над землей.
Внутренняя отделка Нижней ванны не сохранилась. Из архивных документов известно, что в некоторых ее помещениях существовала роспись стен и плафонов, что комната для отдыха и раздевальная обогревались мраморными каминами, а круглую ванну окружала балюстрада.
Незначительно пострадавшие в период Великой Отечественной войны фасады павильона были восстановлены в 1944–1945 годах. 5 июля 2011 года павильон Нижняя ванна был открыт для публики после реставрации.
16.
17.
18.
19.