ТЯГА И НЕНАВИСТЬ:
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА

В 1842 году, 26 октября по новому стилю, в небольшом уездном городе Череповце родился величайший в истории России художник-баталист Василий Верещагин.
Кавалер ордена Святого Георгия 4-ой степени воевал в Средней Азии и на Балканах, путешествовал по Индии и Японии, собирал полные залы на персональных выставках в Европе.
Верещагин раскрывал истинное лицо войны, несущей бедствия и смерть. Войны он не боялся, но именно она унесла его жизнь: броненосец "Петропавловск", на котором находился художник, подорвался на японской мине и затонул близ Порт-Артура.
Спустя 175 лет со дня рождения мастера ТАСС рассказывает о самых удивительных фактах его биографии и его шедеврах, вошедших в историю живописи.
Иван Крамской, художник-реалист:
Верещагин не просто только художник, а нечто большее
Императорская Академия и влияние Европы
Василий Верещагин воспитывался в дворянской семье. В возрасте девяти лет отец направил его в морской кадетский корпус. Став гардемарином флота, Верещагин решил бросить военную службу и отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Его учителями в Санкт-Петербурге были академисты Федор Моллер, Александр Бейдеман и Алексей Марков; в Париже, куда он отправился, так и не закончив обучения в Академии, — французский академист и ярый противник импрессионизма Жан-Леон Жером.
Как и его консервативные учителя, Верещагин долгое время стоял особняком от новых веяний искусства.
В то же время, как отмечает искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Любовь Головина, его обучение в Европе могло сказаться на выработке неповторимой для России XIX века интерпретации темы войны.
"Представители академической школы баталистики того времени давали совершенно парадную сторону войны: полководцы на фоне взрывов гарцуют на конях со знаменами, природа идеализирована, раненые лежат в чистых одеждах", — рассказывает Головина.
Верещагин же, напротив, представлял войну абсурдом и ненавидел ее. Тем не менее на войну его тянуло.

Смертельно раненный", 1873 г.
Оборона Самарканда и "Варвары"
В возрасте 25 лет Верещагин оказался в Самарканде по приглашению Константина фон Кауфмана, генерал-губернатора Туркестанской области. В ту пору Российская Империя воевала с Бухарским эмиратом и двумя соседними ханствами — Хивинским и Кокандским.
Когда Кауфман занял Самарканд и отправился дальше, оставив за собой небольшой гарнизон, местные жители восстали. Оставшийся в Самарканде Верещагин участвовал в обороне города, причем воевал он столь доблестно и умело, что получил орден Святого Георгия 4-ой степени.
"Это была единственная принятая художником награда", — отметил искусствовед Яков Брук.
За время, проведенное в Средней Азии, Верещагин написал более 20 картин. Художник включил их в "Туркестанскую серию", в которую вошли такие полотна, как выдуманные Верещагиным "Двери Тимура", леденящая душу картина "Смертельно раненый" и этнографический портрет под названием "Богатый киргизский охотник с соколом".

Двери Тимура", 1872 г.
Григорий Островский, искусствовед, художественный критик:
Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь
Была у "Туркестанской серии" еще и подсерия — "Варвары". В нее входит "Апофеоз войны" — самая знаменитая картина художника. Верещагин написал ее под впечатлением от жестокости правителя китайского Кашгара, усмирявшего мусульманское население региона.
На переднем плане картины — пирамида из человеческих черепов. На заднем — развалины опустошенного города.

"Апофеоз войны", 1871 г.
Такие пирамиды оставлял за собой Тамерлан в XIV веке. А правитель Кашгара Валихан-торе, следуя "традиции", приказывал сооружать подобные, но уже спустя пять веков.
"Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим", — выгравировал Верещагин на раме картины.
Шипка-Шейново и лицо войны
Разгар русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Военачальник Михаил Скобелев одерживает блестящую победу в сражении при Шейново на территории современной Болгарии. Русские войска и командование ликуют: путь на Константинополь открыт.
Василий Верещагин, отправившийся на войну в качестве адъютанта с правом свободного перемещения по войскам, этого оптимизма не разделяет.
"Что мы видим на картине Верещагина? На переднем плане — люди, ценой жизни которых куплена эта победа. Генерал Скобелев со свитой уже в глубине", — отметила в беседе с ТАСС Любовь Головина.
В битве при Шейново только с российской стороны погибло более 5 тысяч человек.

"Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)", 1879 г.
Слово императора и сожженные полотна
За три года до событий русско-турецкой войны антивоенный настрой Василия Верещагина и некоторые его картины привлекли внимание не только многочисленных критиков, но и будущего императора Александра III, которого тогда именовали великим князем Александром Александровичем.
Весной 1874 года "Туркестанская серия" была выставлена в Санкт-Петербурге. Посетив ее, будущий император заявил:
Очевидно, такое освещение туркестанских походов императору понравиться не могло.
Несмотря на недовольство, через месяц после выставки Императорская Академия художеств присвоила Верещагину звание профессора. Художник, в свою очередь, от звания отказался, пояснив, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными".
Путешествия и зарисовки этнографа
Война привела Василия Верещагина на Балканы и в Среднюю Азию. А тяга к путешествиям — в Индию, Тибет, Японию, США, Кубу и даже на Филиппины.
Поездки в Индию и в Японию отражены в одноименных сериях картин, отличающихся особым подходом художника к местным традициям, обычаям и действам. В них можно увидеть не Верещагина-баталиста, а Верещагина — исследователя, этнографа, ученого.

"Индия. Дели. Повозка богача", 1875 г.
Художник настолько детально описывал увиденное на холсте, что критик Бенуа сравнивал картины Верещагина с анатомическими атласами и гербариями.
Как объясняет старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Любовь Головина, Верещагин придерживался позитивистской философии.
"Для него факт — это Бог. Верещагин не ставил перед собой чисто художественных задач. А ставил глобальные, философские, мировые, общечеловеческие. И решал их так, как понимал", – говорит Головина.

"Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876 гг.
"Шутка" и "Петропавловск"
В самом начале русско-турецкой войны Верещагин попросился на борт миноносца "Шутка". Корабль этот обстреливался как с берега Дуная, так и с вражеских миноносцев и броненосцев, и чуть было не затонул. Изрешеченная "Шутка" на две трети погрузилась под воду, а сам художник был ранен в бедро и чуть было не скончался.
Во второй раз на борту военного корабля Верещагин оказался лишь через 27 лет после событий на Дунае. Российская Империя вела войну уже с другой державой — Японией.
Эскадренный броненосец "Петропавловск" преследовал корабли противника близ Порт-Артура 31 марта 1904 года по старому стилю. В 9 часов 43 минуты он нарвался на японскую мину и уже через минуту ушел носовой частью в воду, после чего раскололся надвое и затонул.
Трагедия унесла жизни почти 700 человек, среди которых был и Василий Верещагин.

Василий Верещагин, 1892 год
Григорий Островский, искусствовед, художественный критик:
"Не романист-психолог и не занимательный рассказчик — Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, "специальным корреспондентом" русского искусства на театрах военных действий. Свое призвание он видел в том, чтобы стать историком современности, поведать людям правду о войне и тем самым возбудить ненависть к ней."
Современник Верещагина Илья Репин назвал его в траурной речи "сверхчеловеком", сравнив художника с Наполеоном и Петром Великим.
"Верещагин любил размах. В то время как мы работаем, мучимся над одной картинкой, сомневаешься, не доверяешь себе, он быстро писал целые серии, целые коллекции. Ах, какой это был успех!", — сказал художник на траурном заседании в Императорской Академии.
Критики Верещагина, такие, как Александр Бенуа, утверждали, что Верещагин вовсе не был художником в классическом понимании этого слова. По словам критика, заслуга художника перед искусством, стремящимся "найти в загадочной значительности форм разгадку высших тайн, равняется нулю".

Мастерская Василия Верещагина в Нижних Котлах
При этом Бенуа отметил, что заслуга Верещагина "перед человечеством, как повествователя, очень верного и остроумного, проницательного и сведущего о таком важном деле, как война, огромна".
А Островский сумел одной строчкой объяснить, почему одни Верещагиным восторгались, а другие — критиковали: "Творческому воображению художник не давал воли, и в этом была его и сила, и слабость".
http://tass.ru/spec/vereshchagin?utm_source=tass&utm_medium=referral&utm_campaign=interesnoe