Одна из главных тем недели — новость о возможном введении в российских школах обязательного изучения предмета «Православная культура». Согласно распространённой информации, Минобрнауки РФ совместно с РПЦ занимаются подготовкой курса по изучению православия, который рассчитан на все время обучения в школе — с 1 по 11 класс.
По мнению авторов проекта, выпускник девятого класса обязан знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые ими решения, ориентироваться в месяцеслове, перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники, а также перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов.
Школьный курс православия ориентирован на «формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции» и на «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».
Несмотря на то, что глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что разрабатываемый курс будет носить факультативный характер, нельзя отрицать, что за последние несколько лет православие всё больше вторгается в светское школьное образование. Так, например, в начале нынешнего учебного года во всех школах Кубани в курс кубановедения ввели дополнительный блок «Духовные истоки Кубани». В методических рекомендациях по преподаванию блока говорится, что реализация программы «предполагает вовлечение родителей, активное взаимодействие с представителями РПЦ и других социальных институтов».
Итак, монолог краснодарского учителя, который на условиях анонимности рассказал о клерикализации школьного образования в крае.
«В начале недели я участвовал в православном образовательном форуме для школьных учителей. Он был посвящён методике преподавания нового блока в курсе кубановедения — «Духовным истокам Кубани».
Участие в форуме было, как у нас принято, добровольно-принудительным. На мероприятие съехались несколько сотен учителей со всего края. Многие из них, кстати, не преподают кубановедение. Например, я. Как же я туда попал? Всё просто. Завучу из моей школы позвонили из краевого департамента образования. Сказали, что необходимо обеспечить явку. Учителя кубановедения были заняты, пришлось ехать мне. И слушать несколько часов то, что совсем не относится к преподаваемым мной дисциплинам.
При входе стояла регистрационная стойка, где всем надо было обязательно отметиться. А перед началом форума в спорткомплексе закрыли двери. Якобы из соображений безопасности. На самом деле, чтобы никто не вздумал уйти.
[показать]/www.yugopolis.ru/media/cache/longrid2x/data/img/c8b0a1cc155a36819009f471dac20a88/226666.jpg" target="_blank">http://www.yugopolis.ru/media/cache/longrid2x/data...6819009f471dac20a88/226666.jpg 2x" style="height: 438px; width: 700px;" />
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Вступительный день» (1898)
Спикерами были сплошь священники, за исключением одной чиновницы из краевого минобра. Сама атмосфера тоже была пропитана религиозностью: аудиторию украсили иконами и лампадами. Естественно, форум начался с молитвы. И большинство работников сферы образования, которое у нас носит светский характер, встали и начали молиться и креститься. Правда, не все.
Этим религиозная часть не ограничилась. После молитвы священник попросил поднять руки тех присутствующих, кто истинно верует в Господа нашего. Увидев поднятые руки, он констатировал: «Мы здесь все православные, все свои».
И большинство работников сферы образования, которое у нас носит светский характер, встали и начали молиться и креститься
Несмотря на то, что форум был посвящен преподаванию блока «Духовные истоки Кубани», никаких ценных сведений с точки зрения методологии и методики преподавания не представили. В основном акцент был сделан на необходимость патриотического воспитания, духовные скрепы, традиционные ценности и т.д.
К концу пятичасового мероприятия многие уже не выдерживали. В конце форума священник снова попросил всех помолиться. Но на этот раз молиться практически никто не стал — к этому моменту уже открыли запертые двери.
Блок «Духовные истоки Кубани» был включен в учебную программу кубановедения в этом году. Все классы — с первого по одиннадцатый — будут в апреле-мае проходить четыре урока по этому блоку. Все темы посвящены православию на Кубани и религиозности казаков.
Методической разработкой «Духовных истоков Кубани» занималась Екатеринодарская и Кубанская епархия РПЦ. Как вы понимаете, религия тут находится на первом месте.
Если говорить строго об образовательном компоненте, то особого смысла во введении этого блока в курс кубановедения я не вижу. В старом учебном плане все эти темы так или иначе затрагивались. Только раньше они шли в связке с какими-то историческими событиями, а сейчас выведены в отдельные уроки. Духовная культура, материальная культура, войны, особенности быта — когда рассматриваешь все эти типичные для кубановедения темы, то очень часто переходишь и на то, что сейчас отдельно выделили в блок «Духовные истоки Кубани».
Смысл такого подробного акцента на духовности заключён в воспитательном компоненте. Это ведь краеугольный камень риторики властей. Патриотическое воспитание, духовные ценности, традиционная культура. Однако без связи с историческими событиями школьникам будет сложнее ориентироваться в этой теме.
[показать]/www.yugopolis.ru/media/cache/longrid2x/data/img/c8b0a1cc155a36819009f471dac20a88/226670.jpg" target="_blank">http://www.yugopolis.ru/media/cache/longrid2x/data...6819009f471dac20a88/226670.jpg 2x" style="height: 776px; width: 500px;" />
Николай Петрович Богданов-Бельский, «У дверей школы» (1897)
Опыт показывает: уроки кубановедения, «Основы православной культуры» лучше преподаются в станицах и сёлах. Ведь там нет такой текучки кадров и загруженности преподавательского состава, как в городе. Практически в каждой станице есть какой-нибудь местный кревед, занимающийся историей села и готовый об этом рассказывать школьникам. Есть внеурочная практика, посвященная истории региона. Конечно, формально это есть и в краснодарских школах, но у учителей и учеников на это попросту не хватает времени. Поэтому на всех конкурсах по краеведению побеждают учащиеся не городских, а сельских, станичных школ.
Официально в российских школах сейчас нет уроков православия. Есть обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. В нём должны давать на выбор несколько модулей, среди которых есть «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы светской этики» и т.д. По факту же выбора обычно нет. Учителей готовят преподавать лишь «Основы православной культуры», а родителей и учеников оставляют без выбора. За все учебные заведения я, естественно, говорить не могу, но, например, в моей и многих известных мне краснодарских школах ситуация именно такая.
Конечно, многие могут увидеть в этом серьёзную угрозу для светского характера образования в России. Но на практике это выглядит пока довольно безобидно. Курсы «Основ православной культуры” преподают обычно учителя русского языка и литературы. И во многих случаях вместо «Основ православной культуры» они преподают свой предмет. Или превращают эти уроки в чистую формальность. Случаев агрессивной религиозной пропаганды на уроках я не встречал. В старших классах «религиозные» уроки чаще всего используют для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Сельская школа» (1898)
Сложности с преподаванием этой дисциплины связаны также и с повсеместным отсутствием методического материала. На нашу школу не выделили необходимое количество учебников. И я знаю, что во многих краснодарских школах ситуация такая же.
Мне всё это напоминает историю с внедрением казачьих классов. На бумаге много всего прописано, политики делают громкие заявления. Но когда мы переходим к практике, то видим, что казачьи классы мало чем отличаются от обычных. Складывается впечатление, что всё это делается для галочки, для того, чтобы продемонстрировать, что все мы идем верным курсом традиционных ценностей.
У педагогов, преподающих «Основы православной культуры», нет никакого энтузиазма по отношению к этому предмету. В моей школе есть только один учитель, который реально преподаёт эту дисциплину. И то он это делает из чувства долга и ответственности.
Что касается представителей школьных администраций, то они люди тоже подневольные. Хотят ли они сами внедрять православие — сложный вопрос. Я знаю, что у многих директоров краснодарских школ в кабинетах висят иконы. Портреты президента, разговоры о духовных скрепах и традиционных ценностях, о нравственности, иконы — все это, по-моему, в первую очередь, знак лояльности существующему режиму. Это просто декорации, в которых отсутствует внутреннее содержание.
Если говорить о родителях школьников, то многие выступают против обязательного курса православия. Но их успокаивают тем, что по большому счёту «Основы православной культуры» существуют в школьной программе лишь номинально. Мол, это всё только на бумаге и для отчётности, никакой пропаганды православия на уроках не будет. Что, в принципе, пока соответствует действительности.
Но несмотря на всю симуляционность происходящего, есть основания думать, что в скором времени нажим усилится. Ещё несколько лет назад было сложно представить, что сотни учителей в обязательном порядке должны будут слушать пять часов выступления священников о необходимости нравственного воспитания. А сейчас это реальность.
http://www.yugopolis.ru/articles/esh-molis-uchis-p...lnom-obrazovanii-kubani-98608#