• Авторизация


Николай Островский. ПИСАТЕЛЬ-БОЕЦ. Часть 2 23-09-2016 15:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kirilyuch Оригинальное сообщение

ПИСАТЕЛЬ-БОЕЦ. Часть2

Книга на все времена

Судьба этой книги поистине удивительна. Она вдохновляла на бессмертные под¬виги народных героев Великой Отечественной войны: Зою Космодемьянскую, Олега Кошевого, Александра Матросова, капитана Гастелло. Миллионы участников великих боев воспитывались на примере жизни Островского — Корчагина. И как раньше творчество Николая Островского вдохновляло на воинские подвиги, так теперь оно призывает советских людей к мирному созидательному труду. Юноши и девушки учатся у Н.А.Островского и героев его произведений, как надо любить Родину, учатся умению преодолевать повседневные трудности, упорству в до¬стижении поставленных целей.

В основу романа «Как закалялась сталь» было положено немало автобиографического и фактического материала. Николай Островский, пытаясь, по его признанию, «облечь в литературную форму действительные факты», зарисовал целую группу товарищей, с которыми он работал. Писатель указал на прототипы ряда героев своего произведения. Так, известно, что Артем «списан» с Дмитрия Алексеевича Островского, брата писателя, И. П. Феденев изображен в романе под именем Леденёва, а И. Линник — под именем Долинника. Федор Жухрай тоже имеет своего прототипа в лице бывшего матроса Федора Передрейчука. Личная судьба комсомольца Павла Корчагина в значительной своей части отображает жизнь самого автора.
Но Н.А.Островский совершенно обоснованно защищал свой роман от попыток рассматривать его лишь как «автобиографический документ». Он считал «Как закалялась сталь» прежде всего художественным произведением, в котором использовал своё право на творческий «вымысел». Правильно понятая задача создания типического образа героя современности и творческое её осуществление привели талантливого писателя к заслуженной победе.

Роман «Как закалялась сталь» писался на протяжении трех с лишним лет в условиях, названных самим писателем нечеловеческими и невыразимо тяжелыми. Посетители музея Николая Островского подолгу останавливаются перед витриной, где лежит картонный транспарант,
с помощью которого слепой автор писал роман. Затем Островский перешёл на метод диктовки. Близкие люди чутко, любовно помогали его работе. Когда труд был завершён, автор не искал повода для снисхождения. От читателей рукописи он настойчиво требовал: «Говори, где плохо, что плохо. Ругай, издевайся, язви, подвергай жесточайшей критике все дубовые обороты, всё, что натянуто, неживо, скучно». Писатель предъявлял к себе суровые требования, уверенный в том, что большим трудом он может «дать качество». И он «дал качество», написав выдающееся произведение советской художественной литературы.
Сюжетом романа явилась история жизни, становление характера молодого героя гражданской войны, участника восстановления народного хозяйства. Благодаря взыскательному отбору фактов Гиколай Островский добился не только живого изображения незабываемых событий, но и глубоко правдивого освещения самого процесса формирования нового человека, о чем говорит и само заглавие произведения «Как закалялась сталь».

Подлинно художественное произведение социалистического реализма — роман «Как закалялась сталь» — убеждает в силе и красоте коммунистических идеалов правдой изображения жизни.
В истории боевой жизни Корчагина угадываются судьбы тысяч юных строителей нового мира.
Первые шаги Павла, сына нужды и бесправия, совпали с бурным временем последних предреволюционных лет России. Мальчику рано пришлось начать трудовую жизнь, каждодневно испытывая на себе оскорбительную власть хозяев. Посудник вокзального буфета, он говорит своему сверстнику и товарищу по несчастью Климке: «Ты погляди, что здесь делается! Работаем, как верблюды, а в благодарность тебя по зубам бьёт кто только вздумает, и ни от кого защиты нет». В словах Павки звучит отнюдь не жалоба: «Вот ты, Климка, молчишь, когда тебя бьют. Почему молчишь?».

Грянул Великий Октябрь. Павка и его друзья потянулись к большевикам. Еще не видя «живого» большевика, они определили свою симпатию к самому слову «большевик», воспринимая его как что-то «твердое, увесистое». Таким «твердым и увесистым» предстал перед Павкой большевик Федор Жухрай. От него Павел услыхал так много волнующего, важного и нового, что дни их взаимных встреч и задушевные разговоры стали для подростка решающими. Федор действовал на восторженного Павку «жестокой правдой жизни». Речь его была неотразима: «Говорил Жухрай ярко, четко, понятно, простым языком. У него не было ничего нерешенного».
«...Биться в одиночку — жизни не перевернуть. У тебя, Павлуша, все есть, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк».
В книге ярко показан рост политического сознания Павла, мужание его характера в условиях разгоравшейся классовой борьбы на Украине.

Немецкие захватчики, белобандиты разной породы и их местные пособники из буржуазно-мещанских слоев города, политические авантюристы, пытавшиеся воспротивиться неумолимой силе социалистической революции, — всех их перевидал и боролся с ними Павел Корчагин.
Н.А. Островский отнюдь не торопится показать своего героя «сложившимся», зрелым революционером. Павел юн, горяч, порывист, непосредственны его действия, в которых храбрость и риск сопровождаются подчас мальчишеским озорством.
Только что Павка с риском для себя стал обладателем оружия, спрятав винтовку на балках под крышей сарая. И вот он уже на гулянке, с гармошкой, непринужденный, весёлый. «В такие тихие летние вечера вся молодежь на улицах. Девчата, парубки — все у своих крылечек, в садах, палисадниках, прямо на улице, на сваленных для застройки бревнах, группами, парочками. Смех, песни. Воздух дрожит от густоты и запаха цветов. Глубоко в небе чуть-чуть поблескивают светлячками звёзды, и голос слышен далеко, далеко...».
Читатель не может не поддаться этим «гоголевским» краскам описания украинского летнего вечера. Эта лирика в романе Николая Островского органична, она глубоко передаёт строй юной души Павла и его сверстников, весёлых, жизнелюбивых, которым скоро придется биться за эту родную Украину, с её поэзией мирной жизни.
И то обстоятельство, что автор не идеализирует своего героя, не «украшает» его, делает Павку близким сердцу читателя. Островский не прочь показать героя и в явно юмористическом свете. Вспомним сборы Павла на первое свидание с Тоней — его смущение, когда в парикмахерской мастер долго и упорно трудился над непослушными павкиными вихрами. «Но вода и расческа победили», и неопытный «кавалер» в новенькой синей сатиновой рубашке, черных штанах и начищенных до блеска сапогах предстал перед девушкой совсем в ином свете».
Но действительно «в ином свете» предстает Павел, когда он дает отпор буржуйскому сынку Сухарько или когда похищает револьвер у немецкого офицера и в особенности в сцене освобождения им Жухрая.

Однако все эти характерные и яркие формы проявления смелости Павла ещё отдают духом своеволия. Иная пора наступает, когда Корчагин оказывается в рядах Красной Армии. «Вместе с тысячами других бойцов, таких же, как и он, оборванных и раздетых, но охваченных неугасающим пламенем борьбы за власть своего класса, прошёл он пешком взад и вперед свою родину...».
В эпизодических картинах фронтовой жизни Островский выделяет черты сознательности воюющего народа, у которого герой книги учится не только мужеству, но и дисциплине и глубине понимания целей борьбы.

Значительна по смыслу сцена задушевного разговора бойцов, возникшего после прочтения ими романа Э. Войнич «Овод». Красноармеец Андрощук рассказал к случаю о бойце, попавшем в плен к белым и геройски погибшем от гранаты, которую он бросил под себя и тем поразил окружавших его врагов. Андрощук заключил свой рассказ выводом: «Умирать, если знаешь за что, особое дело. Тут у человека и сила появляется. Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется. Отсюда и геройство получается...». В словах красноармейца отчетливо звучит мысль о разумном начале героизма советского человека, преданного идеям социалистической революции. Этот мотив в данном месте романа как бы предваряет собой тему борьбы Павла Корчагина с подстерегавшими его испытаниями.
Раненый Павел попадает в лазарет. Писатель ярко изобразил его борьбу за жизнь. Врачи считали положение больного безнадежным. Но вопреки их печальным заключениям Павел выжил и стал поправляться, поражая окружающих безграничным терпением. «Откуда у него это упорство?» — записывала в свой дневник врач Нина Владимировна. И когда она потом задала этот вопрос выздоравливающему Павлу, тот сказал: «Читайте роман «Овод», тогда узнаете». Павел, видимо, крепко запомнил слова Андрощука о стойкости и геройстве людей, сказанные бойцом в связи с оценкой романа «Овод».

Той же идеей проникнута история жизни друзей Павла: светлого юноши Серёжи, его сестры Вали и Ивана Жаркого. Их жизнь овеяна поэзией самоотверженной и беззаветной борьбы. Иван Жаркий вместе с тысячами бойцов штурмовал Перекоп. И когда «Республика прикрепляла... к истрепанным гимнастеркам» героев «золотые кружочки орденов Красного Знамени», среди них была «гимнастерка пулемётчика-комсомольца Жаркого Ивана».
Тема героизма советской молодёжи не ослабевает в романе, когда автор переходит и к описанию «будничной» работы Павла на трудовом фронте. Жизнь стремительная, многокрасочная заполняла эти дни... всегда чем-то новым, не похожим на вчерашнее. Великий народ в труде героическом и напряженном возрождал народное хозяйство. «Страна крепла, наливалась силой, и уже не видно было бездымных труб ещё недавно безжизненных и угрюмых в своей заброшенности заводов».

Николай Островский в характеристике восстановительного периода перекликается с поэмой Владимира Маяковского «Хорошо!», с теми её строфами, где поэт рассказывает о трудовом упорстве советских людей. В поэме «Хорошо!» хроника жизни этих лет воссоздана как эпопея созидательного труда советского народа. В романе «Как закалялась сталь» работа Павла и его соратников представлена как повседневный героизм советских людей.
В деятельности Павла — и в железнодорожных мастерских, и на прокладке узкоколейной дороги под Киевом, и на погранзаставе - автор стремился подчеркнуть социалистический характер рабочей активности, раскрыть новые формы трудовой солидарности коллектива.
Автор показывает первые, скромные по масштабам факты трудового энтузиазма, рабочей инициативы. Павел выступает в этих делах одним из застрельщиков трудового «состязания», то есть социалистического соревнования. На строительстве узкоколейки рабочие по примеру Корчагина и Панкратова выполняли досрочно нормы, заставляя инженеров пересматривать прежние свои расчеты. «Что это за люди? Что это за непонятная сила?» — удивленно спрашивал себя инженер Патошкин.
Героический труд раскрывает в человеке его лучшие свойства, делает строителя социализма прекрасным, благородным. Что может быть более прекрасным в человеке, если он участвует в созидательной работе во имя высшей реальной цели — во имя счастья страны, народа!
Этот высокий смысл жизни своего героя автор закрепил в замечательных словах, ставших девизом советской молодежи:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить...».
Слова эти, кристальные по чистоте благородного содержания, отражают моральную и идейную целеустремлённость жизни советской молодежи. Недаром их так крепко запомнило наше юношество, недаром их полюбили наши друзья за рубежом. В этих заветных мыслях Корчагина мы видим пафос всего произведения писателя-героя. В этом суть романа «Как закалялась сталь».

И при всем том, раскрывая духовное богатство Корчагина, автор отнюдь не внушает читателю мысли о какой-либо исключительности натуры своего героя. Павел не нуждается в каком-то ореоле. Его качества проистекают из его неразрывной связи с жизнью коллектива строителей нового мира. Его сила в том же, в чем и сила его соратников, наставников и сверстников: Жухрая, Токарева, Панкратова, Окунева, Литке, Акима и других. Все они — бойцы великой армии труда. Вместе с тем отрыв человека от партии, от дела класса неизбежно приводил его к болоту оппортунизма и мещанства. Такова участь Файло, Туфты, Развалихина, Цветаева, Шумского и Чужанина.

Партийная позиция писателя Николая Островского даёт ему возможность говорить о врагах революции сущую и полную правду. Изображение попа Василия, буржуйских сынков Сухарько и Лещинского, мещан типа Автонома Петровича и Герасима Леонтьевича, шепетовского собственника Блюмштейна, а также «маленьких и больших батьков», подобных Петлюре, Голубу, Архангелу, Ангелу, Паляныце, проводится автором в сатирико-юмористическом освещении. Сатирический приём применил автор и при изображении выше названных перерожденцев типа Развалихина, Цветаева, Файло, Шумского, Туфты, Дубавы.
Прямым контрастом этому скопищу «мёртвых душ» представляется галерея героев борьбы и строительства. Им присущи моральная собранность, идейная целеустремлённость, чувство боевого содружества. Они жизнелюбивы, мужественны, самоотверженны. Их многогранные натуры развиваются под благодатным, но и суровым воздействием революционной эпохи.

После Павла значительное место в романе Островский отвел Артему Корчагину и Федору Жухраю. Жухрай представлен полно и разносторонне: и как подпольщик-революционер, и как строитель новой жизни после победы пролетарской революции. Вместе с тем автор не считает Жухрая каким-либо необычайным героем, не создает вокруг него ореола исключительности и недосягаемости. Жухрай и не даёт к этому основания. Он прост, скромен, но умён и опытен в суровой практике борьбы. Именно он и наставил Павку на верный путь жизни.
В образе Артёма Корчагина писатель выявил характерные черты честного труженика, медленно, с трудом шедшего к партии, преодолевавшего на пути влияния старого уклада жизни. Свет ленинской правды поднял этого пролетария к сознательной политической жизни. В траурные январские дни 1924 года Артём вступает в партию. «Он отчётливо осознал, что жизнь его пошла на крутой перелом». На партийном собрании Артём сказал: «Когда погиб наш товарищ Ленин и партия бросила клич, посмотрел я на свою жизнь и разобрался, чего в ней не хватает. Мало свою власть защищать, надо всей семьей заместо Ленина, чтобы власть советская, как гора железная, стояла. Должны мы большевиками стать — партия наша ведь?».
И партийное собрание принимает его в ряды партии, сопровождая прием выразительными репликами:
— Дать ему путёвку, и все тут!
— Такой под откос не слезет, товарищ будет крепкий.
Несмотря на эпизодический характер изображения целого ряда коммунистов — Акима, Токарева, Гаврилова, Панкратова, Сегала, Крамера, Пузыревского, Долинника, Литке, — их образы остаются в сознании читателя. Это честные, принципиальные люди большевистской породы, люди революционного действия и мужества.
Вполне естественно, что в романе о молодом революционере автор выразил свою открытую любовь к молодёжи и нарисовал друзей Корчагина ярко, романтично.Большой удачей автора надо считать изображение им благородной Риты Устинович, смело включившейся в водоворот политической борьбы и обнаружившей дар организатора молодёжи. Николай Островский показал в Рите ум и мужество революционера и вместе с тем женственность, девическую чистоту.

Духовная сила комсомольского племени с наибольшим пафосом раскрыта автором в последней части романа, когда его герой оказался сраженным неизлечимой болезнью. Передача Николаем Островским герою «своего» недуга не просто придала истории болезни Павла характер драматизма и неопровержимой достоверности. Истинное значение этого факта заключается
в том, что мы видим в книге не клинический ход развития недуга, а борьбу Павла с отчаянием, подстерегавшим его. Незабываемы страницы романа, где изображена кульминационная точка духовной драмы Павла. Он подошёл к мысли о самоубийстве. «Перед его глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, проверял свою жизнь, как беспристрастный судья, и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо».
Павел признал, что были в жизни и ошибки, допущенные по молодости, а больше по незнанию. Но он с удовлетворением также признал, что самое главное в его жизни то, что он «не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови...».
Теперь, когда он «не может держать фронт», когда не осталось надежды «на возвращение в строй», перед ним встал вопрос: «Для чего жить, когда он потерял самое дорогое — способность бороться?». Так Павел подошел к решению: «Умел неплохо жить, умей во-время и кончить». И в руках его появилось оружие для расчёта со всеми страданиями.

Но не от малодушия перед страхом смерти отменил Павел расчёты с жизнью! Нет. Он осудил капитуляцию, потому что нашёл в себе силы жить. Он отверг «бумажный романтизм» оправдания смерти, как «самый трусливый и легкий выход из положения», найдя опору в народе, переносившем титанические, испытания в годы великой борьбы. «А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему?». Этот голос революционного бойца возобладал в его душе над отчаянием.
Так Николай Островский показал, что народ, которому верно служил его герой, не оставил его в тяжёлые дни болезни и нравственных сомнений. Народ поднял ослабевшего бойца, вдохнул в него силу живую и приказал жить. Корчагин отвоевал право на радость борьбы за всенародное счастье, и жизнь, сделавшую «несколько острых зигзагов», он «повернул к новой цели».

Заключительные главы второй части романа посвящены жизни Павла, победившего несчастье и снова вернувшегося в строй. Героическое сопротивление, которому его научили партия и комсомол, увенчалось успехом. Павел снова включился в общественную деятельность, а страстная жажда к самообразованию ускорила решение — писать повесть о современниках. Так, Корчагин, лишенный зрения и движения, не потерял связи с миром, с творческим созиданием социалистического общества. Он повседневно, ежечасно чувствовал верные руки дружбы товарищей по борьбе за новую жизнь. Тема коллективного содружества хорошо подкреплена
в романе краткими характеристиками друзей Павла. Они «эпизодичны» в общей системе образов романа, но они органичны для доказательства глубокой идеи связи человека с обществом в нашу эпоху. Петя Новиков и Лев Берсенев, Жигирева и Галя Алексеева, Леденёв и Чернокозов, Эбнер и Марта — они и есть та товарищеская среда друзей Корчагина, которую он всегда ощущает. И то обстоятельство, что все названные лица — живые люди, которые окружали самого автора, свидетельствует о подлинной реальности новой среды.

Здесь уместно вспомнить о письме-ответе Н.А. Островского к одной читательнице-комсомолке, которая хотела бы видеть героя романа «Как закалялась сталь» не инвалидом, а здоровым.
«К глубокой моей грусти, Корчагин написан с натуры, — отвечал Островский . — И это письмо я пишу в его комнате. Я сейчас у него в гостях. Павлушка Корчагин — мой друг и соратник. Вот почему мне и удалось так тепло написать его.
...Он лежит сейчас передо мной, — писал дальше Островский, — улыбающийся и добрый. Этот парнишка уже шесть лет прикован к постели... Павел просит меня передать вам свой привет. Он говорит: «Скажи ей, пусть она создает себе счастливую жизнь... Борьба за коммунизм, истинная дружба, любовь и молодость — все это для того, чтобы быть счастливым».

Н.А.Островский думал приступить в дальнейшем к созданию романа под выразительным заглавием «Счастье Корчагина». Роман не написан. Но содержание его почему-то нам кажется известным, близким. Ибо мы знаем пафос деятельности писателя-героя и его светлый взгляд на судьбу советской молодежи.

 

Продолжение в части 3.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Николай Островский. ПИСАТЕЛЬ-БОЕЦ. Часть 2 | _Моби_Дик_ - Дневник _Моби_Дик_ | Лента друзей _Моби_Дик_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»