ПИСАТЕЛЬ-БОЕЦ. Часть3
Литературный стиль Николая Островского
Ещё не закончив работу над первым произведением, Н.А. Островский уже стал обдумывать план второго своего романа. В письмах писателя в редакцию «Большевистская правда» (весна 1935 года) мы находим уже весьма чёткое определение темы и сюжета романа «Рожденные бурей». На материалах истории революционной борьбы в Западной Украине, где вызревали военные провокации буржуазных государств против молодой Советской республики. Островский стремился показать два противоборствующих лагеря. С одной стороны, это польские и украинские буржуазно-помещичьи националисты, это Петлюра и граф Могельницкий, князь Замойский, сахарозаводчики, помещики, ксендзы и военные авантюристы. С другой — это подлинные польские и украинские патриоты, верные сыны народа, деятели революционного подполья. Это Раевские, кочегар Андрий Птаха, Данило Чобот, Пшеничек, Григорий Ковалло, его дочь Олеся и другие.
Николай Островский считал своим долгом написать антифашистский роман, вложив в него «огонь своего сердца». Автору суждено было закончить лишь первую книгу нового романа. Но и эта единственная часть трилогии дает представление о широте авторского замысла и многообразном составе персонажей.
Основной герой первой книги романа — Андрий Птаха — духовный брат Павла Корчагина, смелый, бесстрашный, неизменно преданный делу пролетарской революции. В нем ещё немало стихийного удальства. Но растёт он правильно. Выразительным эпизодом книги явилась сцена на заводе, когда Андрий подымает весь город заводским гудком, приводя в состояние бешенства контрреволюционных «хозяев» и вселяя бодрость в бастующих рабочих.
В романтическом озарении предстают старый Сигизмунд и молодой Раймонд. Великолепно передана революционная устремлённость Раймонда. «Ему снился сон. Они с отцом стоят на высоком кургане. Кругом необъятная степь. Ночь. А там, где восток, яркое зарево. И кажется, что степь пламенеет. Ветер доносит грозный рокот надвигающейся бури. Далеко, насколько хватает взор, волна за волной движутся людские множества. Залитые ярким светом, ярче пламени горят знамена. Сверкает сталь. Дрожит земля под конскими копытами. И над всем этим вьется и реет могучая песня. «Это, сынок, наши идут. Идем навстречу, — говорит отец и берет его за руку».
Работа над романом прервалась за несколько дней до смерти Островского.
Своеобразным, но и органичным видом литературного труда Н.А. Островского является его публицистика. Темперамент политического бойца, партийного пропагандиста вызвал к жизни эти речи и статьи писателя. Таковы его статьи «Нет ничего радостнее труда», «Мой день», выступления на съездах и конференциях комсомола, речи по радио. В них сверкает ум, светлая мысль патриота, восторженная, творческая мечта строителя нового мира.
В статьях и речах Николая Островского подкупает открытая позиция автора, правда содержания и задушевность тона. Он не изрекает, не декларирует, а убеждает. Следуя традициям партийной публицистики, Островский прекрасно использует лозунговую афористичность в построении «ударных» по смыслу фраз: «Товарищи, мужество рождается в борьбе»; «Тот день, когда ты оторвешься от коллектива, будет началом конца»; «Трус — почти предатель сегодня,
и безусловно, изменник в борьбе»; «Чувствуй всегда родную почву крепко под ногами»;
«Мы все в мирном труде, наше знамя — это мир».
Нытикам и эгоистам Островский отвечал:
«Эгоист погибает раньше всех. Он живёт в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем уже дышать, перед ним ночь обречённости. Но когда человек живёт не только для себя, когда он растворяется в общественном, когда он живёт единым целым со своим народом, то его невозможно убить: ведь надо убить всё окружающее, убить всю страну, всю жизнь..»
Талантливость писателя Н.А. Островского несомненна. Он создал живую панораму народной борьбы под руководством Коммунистической партии, показал галерею ярких индивидуализированных характеров, раскрыв в них типические черты, присущие людям нашего времени, советской страны.
За успехом Николая Островского стоит огромный, упорный труд взыскательного к себе художника. Рукописи свои он подвергал исправлениям и основательным переделкам, имеющим отношение к различным сторонам произведения. Островский учился мастерству у русских классиков и старших современных писателей. В самой организации сюжета романа «Как закалялась сталь» чувствуется благотворное влияние Максима Горького, точнее говоря — горьковского романа «Мать» и его автобиографической трилогии. «Как закалялась сталь» как бы продолжает заложенные Горьким начала социально-политического романа.
Островский учёл в своей работе не только опыт А.М. Горького, он учёл также и опыт своих старших товарищей-литераторов, которые до него создали произведения социалистического реализма. Автору «Как закалялась сталь» был особенно близок автор «Чапаева» и «Мятежа». Оба они работали над автобиографическим материалом из истории гражданской войны. Их роднит проблема создания нового, положительного героя — защитника Советской республики от интервентов и белогвардейцев. Недаром Павел Корчагин читает «Мятеж» Дмитрия Фурманова. Тема социалистического труда и борьбы с мещанством в быту, которую ведет Корчагин, естественно перекликается с аналогичными мотивами романа «Цемент» Фёдора Гладкова. Наконец, самая поэзия борьбы и труда в романе Островского созвучна с пафосом творчества
Владимира Маяковского.
Но из всего сказанного отнюдь не следует, что Николай Островский лишён оригинальности и индивидуального творческого своеобразия, что он весь состоит из влияний! Самобытность Островского-художника прежде всего и выразилась в том, что он умел найти близкие ему по духу творчества традиции, что освоение последних было актом сложной самостоятельной работы.
Н.А. Островский обладал острым глазом художника. Он изучал и изображал действительность в её диалектическом многообразии. Произведения Островского явились самобытным развитием жанра историко-революционного повествования в советской литературе, а образы Павла Корчагина, Раймонда Раевского и Андрия Птахи были его художественным открытием.
Островский оригинально воссоздавал картины новых форм общественной жизни (партийные собрания, митинги, дискуссии), производственной и военной среды (фронт, пограничники). Глубоко оправданы приёмы включения в роман документально-исторического, бытового и политического материала. Романам Николая Островского присущ широкий диапазон эмоциональных тонов и оттенков повествования: от трагизма до легкой шутки, от описания революционного подвига героев революции до трагикомических раздоров между белобандитами.
Творческое наследие Н.А.Островского стало действенным фактором дальнейшего развития советской литературы. Такие произведения, как «Парень из нашего города» Константина Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Знаменосцы» Олеся Гончара, явно свидетельствуют о живой силе традиций Николая Островского .
Молодые патриоты, изображённые в ряде произведений советской литературы, обнаруживают «корчагинские» черты мужества, стойкости и высокой сознательности. Писатель Эммануил Казакевич считает героев своей повести «Звезда» «младшими братьями Павла Корчагина».
Николай Островский строго и взыскательно относился к своему писательскому долгу. Он умел видеть недочёты своих произведений, стремился к их исправлению. Он считал, что критика, «как бы ни была остра», необходима для писателя, что указания на недостатки не ослабляют художника, а «за хорошее народ ругать не будет». Он считал, что «принципиальная критика помогает писателю расти, она облагораживает».
Много полезного для себя извлёк Николай Островский из дискуссии о языке, поднятой Максимом Горьким в 1934 году. Островский откровенно высказался: «Я открываю первую книгу своей повести, вновь читаю, вернее слушаю знакомые строки, и статьи великого мастера открывают мне глаза, я вижу, где написано плохо, и ряд слов, ненужных и нарочитых, безжалостно зачёркивается».
Благодаря такой требовательности к себе Николай Островский добился очевидных успехов в овладении художественной формой. Язык его произведений яркий, живой, непринужденный. Речевой язык героев характерен для каждого из них, он раскрывает их внутренний мир. Стоит вспомнить, как говорит Файло, с одной стороны, и Рита Устинович — с другой. Циничен и грязен язык разнузданного, аморального Файло. Речь Риты Устинович умна, пластична, сердечна, откровенна. Речевой язык Павла Корчагина отражает интеллектуальный рост героя. От речи подростка, засорённой вульгаризмами, Павел постепенно уходит. Его содержательные речи на собраниях и дискуссиях, наконец, монолог-раздумье о смысле прожитой им жизни (сцена у братской могилы) прекрасно отражают духовный расцвет личности героя.
Не так уж важно, что Н.А. Островский не достиг вершин пластической формы языка в своих первых книгах: в них остались следы недоработки. Но не эти «следы», как мы видели, определяют высокий художественный уровень литературного труда писателя.
Ромен Роллан назвал Николая Островского «горящим факелом активности». Верная, романтическая характеристика рожденного бурей писателя-героя !
Факел этот не гаснет. Голос страстного художника-патриота социалистического государства продолжает звучать — звать, убеждать и вдохновлять. Хорошо сказал о нём Михаил Шолохов:
«На примере Островского миллионы людей будут учиться, как надо жить, бороться, побеждать, как надо любить свою Родину».
Окончание статьи.