Государственный Эрмитаж.Часы «Павлин». Мастерская Джеймса Кокса
Часы «Павлин»
Джеймс Кокс, Фридрих Юри
1770-е годы
Бронза, серебро, стразы; золочение
Великобритания, Лондон
Государственный Эрмитаж
Мастерская Джеймса Кокса (1723—1800) – самая изобретательная во всей Европе
Во второй половине XVIII века английский изобретатель и ювелир Джеймс Кокс считался самым прославленным и хитроумным в деле создания курьезных механизмов. В 1772 году Кокс открыл в Лондоне свой собственный музей диковинных автоматов, о чем даже в России было хорошо известно. Под руководством Джеймса Кокса работал целый коллектив европейских мастеров, в том числе и немец Фридрих Юри, считающийся теперь одним из непосредственных создателей «Павлина». И хотя на эрмитажных часах нет ни подписи, ни клейм Джеймса Кокса, традиционно принято приписывать эту работу именно его мастерской, поскольку в то время никто не мог сравниться со знаменитым англичанином в оригинальности идей и изобретательности подобного рода вещей.
[562x316]
Серебряный лебедь
Мастерская Джеймса Кокса
Около 1773 года
Высота 80 см.
Серебро, стекло, бронза
Музей Боуз, Великобритания (The Bowes Museum)
В 1777 году в Петербург прибыла английская герцогиня Кингстон, ставшая косвенной причиной появления на свет часов «Павлин». Являясь вестницей просвещенного мира, она настоятельно рекламировала князю Григорию Потемкину изделия английской фирмы Кокса, и князь не избегнул соблазна сделать заказ. На тот момент у Кокса уже имелось два готовых механических павлина, взяв одного из которых, он добавил к нему часы и двух других птиц. Изделие привез в Петербург в 1781 году уже упоминавшийся Фридрих Юри, и поскольку по традиции мастер должен был сам представить свое творение заказчику, то вывод напрашивается соответствующий. Часы изначально предназначались для Эрмитажа, основанного Екатериной Великой, но первые несколько лет оставались во дворце Потемкина. После смерти князя в 1791 году Екатерина приобрела Таврический дворец вместе со всем его содержимым, а в 1797 году новый владелец дворца Павел I повелел перенести необычный механизм в Эрмитаж. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии, и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.
[300x382]
Иоганн-Баптист Лампи-Старший
Портрет князя Григория Александровича Потемкина-Таврического
Холст, масло
Австрия, Около 1790 г.
Государственный Эрмитаж
Иван Петрович Кулибин (1735—1818) – второй создатель часов
Тем не менее, история часов «Павлин» вовсе не так безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что диковинный автомат прибыл в Россию в разобранном виде, и за неимением времени Потемкин так и не успел его собрать. В 1791 году он дал поручение талантливому русскому механику Ивану Кулибину привести эти часы в порядок, но продолжить работу мастер смог уже только после смерти князя благодаря соизволению императрицы. Поскольку с течением времени некоторые детали часов были утеряны, Кулибину пришлось тщательнейшим образом перебрать весь механизм, изготовить недостающие части, заново все собрать и позолотить. На все это ушло целых два года, и в 1794 году работа была завершена.
[300x371]
Неизвестный мастер
Портрет Ивана Петровича Кулибина
Холст, масло
Россия, 1818 год
Государственный Эрмитаж
«Не то ли славный царь пернатый? Не то ли райска птица Жар…»
Глядя сегодня на весь этот довольно внушительный птичий вольер, невольно задумываешься: как такой огромный механизм мог быть часами? На самом деле, здесь не стоит забывать о том, что в XVIII веке часы – это не столько фиксатор времени, сколько целая модель Вселенной, где есть место не только стрелке и циферблату, но и философскому осмыслению бытия. Вот и здесь у каждой из механических птиц, выполненных в натуральную величину, своя собственная роль и символика. Когда заводят часы, птицы «оживают», и перед зрителем разворачивается целое представление с музыкальным сопровождением, где сова олицетворяет собой ночь, петух – утро, а павлин с раскрытым хвостом – солнечный диск, который превращается в луну, когда тот поворачивается оборотной серебряной стороной хвоста. Он раскрывает и складывает свой роскошный хвост так же быстро, как возникает и исчезает все сущее на земле… Согласно мифологии, сова – спутница рвущей нить жизни мойры Атропос, а значит и символ конца. Петух же, наоборот, возвещая восход солнца, говорит о рождении новой жизни. Так что, часы XVIII века — это предмет роскоши и своеобразный «курьез», с одной стороны, развлекающий публику, а с другой — заставляющий задуматься о смысле жизни и быстротечности времени.
[300x489]
Константин Андреевич Ухтомский
Часы «Павлин» в Восточной галерее
Бумага, акварель, лак
Россия, 1860 год
Государственный Эрмитаж
А где же циферблат?
После первого беглого осмотра механических золоченых птиц возникает вполне естественный вопрос: а как же по таким часам определять время? Хитрость здесь заключается в том, что циферблат «спрятался» в шляпке самого большого гриба, что растет на холме прямо перед дубом. В прорези шляпки этого гриба видны римские цифры, обозначающие часы, и арабские – минуты. Бег секундной стрелки олицетворяет собой стрекоза, вращающаяся на шляпке вокруг своей оси. Когда механизм заведен, стрекоза подпрыгивает, символизируя мимолетность существования. Колокольчики на клетке совы отбивают четверти и часы. Изначально предполагалось, что движение птиц должно осуществляться ежечасно, но сегодня их заводят крайне редко для лучшей сохранности автомата. Часовой же механизм работает постоянно.
[562x445]
Часы «Павлин» (фрагмент: циферблат)
Джеймс Кокс, Фридрих Юри
1770-е годы
Бронза, серебро, стразы; золочение
Великобритания, Лондон
Государственный Эрмитаж
Серия сообщений "Фотографии":
Часть 1 - Золотая осень. Средний Дон. Воронежская область. Фото Андрея Qzmn.>>>>>
Часть 2 - Розы
...
Часть 38 - Способ размножения смородины.
Часть 39 - Восхитительный подводный мир в объективе российского биолога.
Часть 40 - Государственный Эрмитаж.Часы «Павлин». Мастерская Джеймса Кокса