• Авторизация


Тинторетто - выдающийся живописец итальянского Возрождения и маньеризма 11-07-2023 16:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 (700x477, 410Kb)
Якопо (Робусти) Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя, 1550-е , 181×266см. Масло, Холст. Стиль: Маньеризм. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Я́копо Робу́сти, более известный как Тинторе́тто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; ок. 1519, Венеция — 31 мая 1594, Венеция) — выдающийся живописец венецианской школы позднего итальянского Возрождения и маньеризма.


О картине: "В XVII веке в собрании кардинала Мазарини эта картина Тинторетто значилась под названием «Рождество Марии». Позднее, в составе коллекции барона Кроза, и далее при поступлении в Эрмитаж (в 1772 году Екатерина II купила бóльшую часть картинной галереи Пьера Кроза у барона де Тьера, одного из его наследников) полотно называлось уже «Рождество Иоанна Крестителя».

Эрнест Липгарт, директор Картинной галереи Эрмитажа и крупнейший знаток итальянской живописи, совершенно справедливо отмечал, что в центральной женской фигуре, держащей на руках новорожденного, безошибочно узнается Дева Мария — вокруг ее головы распространяется сияние, она одета в традиционные цвета Мадонны (красное платье и синий плащ). Справа стоит Захария, которому вернулся дар речи, и он нарекает младенца Иоанном (Лк.1:57–1:80).

Сцена разворачивается в интерьере богатого венецианского дома со всеми характерными приметами его бытовой обстановки: цветным мраморным узором пола, полосатым шелковым балдахином над роскошной резной кроватью, на которой в глубине просторной спальни лежит немолодая утомленная мать Иоанна — Елизавета. На переднем плане многочисленные служанки хлопочут вокруг новорожденного, готовя для него пеленки и колыбель; к младенцу, лежащему на коленях Девы Марии, склоняется кормилица.
[700x471]

Повествовательный тон не снижает символической многозначности эпизода — во многих из изображенных предметов заключен иносказательный подтекст: пустая купель — знак чистоты рождения Иоанна и его будущей роли Крестителя, молодой петушок — предвестник солнца, подобно тому, как Иоанн — предтеча Христа; крадущаяся кошка — олицетворение ночи и смерти, справа от нее в медном тазу — сожженные кости животных, с помощью которых, по легенде, очищали воды, и кроме того здесь скрыт намек на будущее второе мученичество Иоанна, кости которого после смерти будут сожжены и прах развеян.

Нарядные, яркие одежды служанок сливаются в звучный красочный аккорд, в котором доминируют два акцента: ярко-красное платье Марии и густой винно-розовый тон одежд Захарии. Очевидно, что на цветовом решении картины сказалось искусство более молодого, только что утвердившегося в Венеции живописца Паоло Веронезе, давшее новый импульс и колористическому дарованию Тинторетто. Выразительность полихромной гаммы сочетается с динамичным, резким пространственным решением, лишенным ренессансной симметрии и равновесия. Фосфоресцирующие вспышки света, ритмика жестов, неустойчивые позы вытянутых фигур вносят в композицию беспокойство, подчеркивают мистический смысл происходящего". И.С.Артемьева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства ГЭ.


Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Святой Георгий, убивающий дракона (480x640, 205Kb)

Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта
Брак в Кане Галилейской (700x493, 337Kb)

Введение Марии во храм. 1552—1553. Холст, масло. Церковь Мадонна-дель-Орто, Венеция
Введение Марии во храм (700x609, 649Kb)

Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
Крещение Христа. Церковьjpg (427x700, 352Kb)

Крещение Христа. Церковь Сан-Пьетро Мартире в Мурано
Крещение Христа (220x461, 122Kb)


Сусанна и старцы (итал. Susanna e i vecchioni). 1555−1556, холст, масло, 146,6×193,6см. Музей истории искусств, Вена
Тинторетто. Сусанна и старцы (700x530, 446Kb)
Сусанна и старцы, деталь
Сусанна и старцы. Деталь (700x504, 287Kb)
Сусанна и старцы, деталь
2 (525x700, 489Kb)

Девять муз (Le Muse). 1578. Холст, масло. Кенсингтонский дворец, Лондон, Англия
Девять муз (700x445, 396Kb)




Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция
Тинторетто. Сотворение животных. (700x401, 317Kb)



Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тайная вечеря. (700x445, 351Kb)

Рай. 1579—1588. Холст, масло. Зал Большого совета. Дворец дожей, Венеция
Рай. (671x390, 277Kb)


Тинторетто родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился у Тициана, но в студии мастера Якопо провёл не более 10 дней (по другой версии несколько недель), после чего Тициан, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
[491x50]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Всего Вам доброго!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тинторетто - выдающийся живописец итальянского Возрождения и маньеризма | КристинаТН - уютная гостиная ТН | Лента друзей КристинаТН / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»