[700x505]
Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста. 1559, Дерево, масло. 118 × 164,5 см., Музей истории искусств, Вена
Картина написана в жанре Возрождения (Ренессанс) и Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая, религиозная и аллегорическая сцены.
Карнавал на картине
[700x525]
Пост на картине
[700x525]
На картине Брейгель изображает празднование этого торжества на площади одного из фламандских городков. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. В руках у Карнавала находится его «орудие» — вертел, на который нанизана мясная снедь.
Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, которого тащат навстречу Карнавалу монах и монахиня. На голове у Поста находится пчелиный улей — знак умеренности и верности церкви.
«Пост» протягивает по направлению к «Масленице» длинную лопату, на штыке которой лежат две сельди. Бочку с «Масленицей» толкают с места ряженые. Их состязание олицетворяет Добро и Зло, Воздержание и Обжорство, Веру и Безверие.

Мастер кисти талантливо изобразил в художественной работе городской фламандский праздник, в последний день Карнавала, перед Великим Постом. Он заключался в забавном театрализованном представлении, в котором участвовали ряженые и уличные скоморохи.
Площадь заполнена множеством людей, среди которых нищие, монахи, гуляки, торговцы. Они находятся в движении. Все заняты своими делами. Люди ходят по улице, выходят из дверей домов, протягивают друг другу руки в знак приветствия, смотрят из окон на прохожих, несут продукты с базара, держат в руках предметы, поднимаются по стремянке, играют в гольф и карты на асфальте, беседуют между собой, молятся и служат Богу в храме. Мастер кисти интересно изобразил колодец, стоящий на улице. Около него женщина набирает воду в вёдра. Внизу художественной работы мужчина играет на мандолине. Впереди него шагают ряженые, сзади – женщина с коробкой на боку, вероятно продавщица пирожков. Праздник проходит весело и задорно!