Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи; 27 января 1842, по другой версии 1841 или 1843, местечко Карасу (Карасёвка), Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 24 июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник происхождением из приазовских греков, мастер пейзажной живописи, представитель русской школы люминизма.
[600x1]

Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В 1880 Куинджи организовал выставку для одной только что написанной им картины "Лунная ночь на Днепре" – факт по тем временам беспрецедентный. Картина вызвала фурор.
Художник избирает точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для изображения неба. Сияет диск луны, окрашивая контуры облаков в холодные тона. Лунный свет колеблется на темных водах реки, подчеркивая их медленное течение и очерчивая изысканную линию берега.По словам Крамского, "…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое". Крамской считал, что картина должна была экспонироваться в темном зале, с направленным на нее светом. Куинджи называли "художником света" за его любовь к светотеневым контрастам, эффектной передаче солнечных закатов, лунных ночей и полуденного освещения.
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.
И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.
[600x1]
Красный закат (1890—1895). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[700x364]
Закат. Между 1876 и 1890. Картон, масло 22 × 35,2, Государственный Русский музей
[700x429]
Закат. 1900-е. Холст, масло, 39,2 × 53,5. Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки
[700x515]
Исаакиевский собор при луне 1869 Холст, масло 80 × 124,5 Смоленская художественная галерея

Красный закат (1898—1908). Мариупольский художественный музей

Красный закат. 1905—1908. Холст, масло, 134,6 × 188. Метрополитен-музей

Ночь на Днепре. После 1880 Картон, масло 19,5 × 24 Государственная Третьяковская галерея
[700x618]
Лунная ночь на Днепре. 1880. Холст, масло. 105 × 146 см. Ж-4191. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
[700x508]
Ночь на Днепре. 1882 Холст, масло 104 × 143 Государственная Третьяковская галерея
[700x512]
Лунная ночь. Между 1876 и 1890 Клеёнка на картоне, масло 30 × 19,3 Государственный Русский музей
[421x665]