• Авторизация


ЛГБТ в истории Польши 06-09-2016 13:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


УЗдравствуйте, дорогие друзья! Как мы знаем, геи и лесбиянки были всегда и везде, но относились к ним порой по-разному. Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, как жилось ЛГБТ на протяжении столетий в такой стране, как Польша.

Польша занимает особое место в истории гомосексуальности. Дело в том, что это единственное государство в западном мире, власти которого никогда так и не ввели наказание за однополые отношение, и польские геи могли чувствовать себя хотя бы немного спокойнее, чем ЛГБТ в других странах Европы.

Польское государство возникло еще в X веке, в к XVI веку оно стало одним из ключевых государств в Европе, объединившись в 1569 году по условиям Люблинской унии в единое государство с Литвой – Речь Посполитую. Примеры существования однополых отношений в Польше можно найти в первые же века существования этого государства. Так, польский историк XV века Ян Длугош (Jan Dlugosz) обличал в «содомии» короля Болеслава II Смелого (1076-1079 гг.), а также сообщал, что в однополых связях состоял и король Владислав III Варненьчик (1438-1444), который провел два похода против турок и погиб в сражении при Варне в 1444 г. в возрасте 20 лет (отсюда и его прозвище). Историк утверждал, что король не оставлял своей страсти к мужчинам и в о время пребывания в войске. По мнению Длугоша, причиной поражения Владислава как раз именно то, что накануне битвы он переспал с мужчиной. Это единственный король-крестоносец, который не был канонизирован. К слову, сообщается, что Длугош утверждал, что король «набрался» этого «греха» у жителей Руси, среди которых, по его словам, однополые отношения были очень распространены. Конечно же, гомосексуальность распространена в любом обществе примерно одинаково, однако на Руси, действительно, к геям издревле относились гораздо терпимее, чем во многих других странах, и сегодняшняя гомофобия – лишь плод последнего столетия.

[показать]Гомосексуальность в Европе была частым обвинением в адрес политических или религиозных оппонентов – так, католики обвиняли в «содомии» кальвинистов, а кальвинисты – католиков. Это был один из грехов, которым пытались дискредитировать противника. Однако на самом деле большинство религиозных деятелей высказывались о гомосексуальности с возмущением. Так, писатель-кальвинист и проповедник Павел Гиловский (Paweł Gilowski) с возмущением писал о том, что некоторые землевладельцы вступают в интимные отношения со своими работниками. Вацлав Потоцкий (Wacław Potocki) с отвращением писал о том, что мужчины в имениях и усадьбах, не желая смотреть на «прекрасный пол», предпочитают молодых юношей, работающих на дворе. (Piotr Oszko. Why I Do Not Want to Write about Old-Polish Male-Gedders: A Contribution to the “Archeology” of Gay Studies in Poland.)

Кстати, не стоит забывать, что в 1573 году на короткое время правителем Польши стал Генрих Валуа, известный своей неоднозначной сексуальностью.

Трансгендерность также не встречала понимания. В 1561 году некий мужчина по имени Войцех (Wojciech) из города Познань был предан суду за то, что в течение десяти лет (!) одевался в женские наряды. В Кракове он познакомился с мужчиной по имени Себастьян Слодовник (Sebastian Słodownik), вступил с ним в фактический брак и прожил с ним вместе два года. Через какое-то время он уехал, а впоследствии вновь вернулся в Краков и вступил в брак с горожанином по имени Вавринец Влошек (Wawrzyniec Włoszek). Все эти годы окружающие считали его женщиной. В результате он был осужден, признан виновным и казнен.

Интересные сведения об отношении к гомосексуальности в польском обществе можно найти в книге Валериана Неканда Трепки (Walerian Nekand Trepka,) "Liber generationis plebeanorum" (Liber “chamorum”,1624-1640). Это сборник сведений о различных представителях дворянства, порой вымышленных, а также всевозможных историй и даже сплетен. Им не всегда можно доверять, но сами сюжеты вызывают интерес, поскольку они показывают, что именно могло привлечь внимание общества, и какие случаи становились предметами обсуждения. Так, по сообщению Валериана Трепки, некий мужчина по имени Петр Кшиштопорский (Piotr Krzysztoporski) имел со своим слугой сношения in posticum (говоря нашим языком, анальный секс), и наложил на него «заклинание Венеры».

Гомосексуальность и трансгендерность время от времени проявлялись и в среде высшего общества, где польские геи могли чувствовать себя более раскованно. Так, по словам мемуариста Марцина Матусевича (Marcin Matuszewicz), аристократ литовского происхождения Януш Александр Сангушко (Janusz Alexander Sanguszko) из города Дубно на западе современной Украины, предпочитал мужчин своей супруге, красавице Констанции Денхофф (Konstancja Denhoff), которая вернулась в родительский дом, так и не познав брачной жизни с ним. Сангушко был неравнодушен к возвышенным и утонченный юношам и осыпал их богатыми дарами. Одному из своих возлюбленных, по имени Кароль Шидловский (Karol Szydłowski), мужчина в итоге подарил принадлежавший ему город Козмин и семнадцать деревень. Несмотря на то, что гомосексуальные отношения принца вызывали гнев его отца, о словам историка и мемуариста Енджея Китовича (Jędrzej Kitowicz), почти все мужчины, которых любил Сангушко, прожили благополучную жизнь, удерживая благое положение в обществе даже после того, как расставались с ним. Исключением стал несчастный мужчина по имени Казимир Хилиньский (Kazimierz Chyliński), которого влиятельный отец принца отправил в Гданьск, где он провел 12 лет в заточении. Гомосексуальные отношения Сангушко вызвали такую ярость его отца, что в какой-то момент, после серьезных угроз, в ходе которых отец заставил сына передать ему имеющееся у него состояние, он стал вести более скрытый образ жизни, встречаясь с мужчинами тайно. (Why I Do Not Want to Write about Old-Polish Male-Gedders: A Contribution to the “Archeology” of Gay Studies in Poland. Piotr Oczko).

[показать]Еще один аристократ, Ежи Марцин Любомирский (Jerzy Marcin Lubomirski), представитель  известного клана магнатов, как сообщается, был неравнодушен к мужчинами и был влюблен в одного казака. Кроме того, он, видимо, был склонен к трансгендерности и появлялся на людях в женском наряде – так, он предстал в образе женщины на одном из балов в Варшаве в 1782 году.

Порой встречаются и совсем необычные истории – например, в книге рассказывается о том, что гомосексуальность становилась объектом колдовских чар. Например, в 1608 году колдунья по имени Ленкова (Lenkowa) искупала в травяных настоях молодого человека по имени Станислав Скшипчак (Stanisław Skrzypczak), чтобы приворожить к нему его господина по имени Миколай Турковецкий (Mikołaj Turkowiecki). Однако после того, как семейная жизнь Миколая с женой разладилась и резко обострились отношения с тещей, он попросил колдунью вновь снять чары, чтобы больше не испытывать страсти к юноше. (Małgorzata Pilaszek, Procesy o czary w Polsce w wiekach XVI-X V III, Universitas, Cracow, 2008, 411.)

Любопытно, что при всем при этом, польское государство так и не ввело наказание за гомосексуальность. Впервые на территории страны однополые отношения стали наказуемыми лишь тогда, когда Польша уже находилась в составе Российской империи, где в 1832 г. однополые отношения стали преступлением (хотя эта норма не соблюдалась).

Сведения о лесбиянках очень скудны, да это и понятно – лесбиянок в целом меньше, чем геев, к тому же сексуальность женщин, которые имели низкое положение в средневековом обществе, мало кого интересовала. Однако в более позднее время уже появляются некоторые имена. Например, одной из известных лесбиянок (или, скорее, лесбиянок) считается известная писательница и феминистка Габриэлла Нарциза Жмиховска (Narcyza Żmichowska, 1819-1876), у которой были отношения с женщиной по имени Паулина Збышевска (Paulina Zbyszewska). Свои лесбийские переживания Жмиховска в завуалированной форме выразила в романе «Язычницы» (1846 год), а в книге стихов «Белая роза» (1851 год) можно найти признание в любви к женщине.

* * *

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЛГБТ в истории Польши | equal-gay - Блог цвета радуги. Записки гея об истории, культуре и творчестве | Лента друзей equal-gay / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»