Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мне хотелось бы обратиться к теме ЛГБТ-кино и рассказать Вам, пожалуй, об одном из самых известных гей-фильмов всех времен, которому в этом году исполняется уже 97 лет.
1919 году на экраны вышел один из самых первым ЛГБТ-фильмов в истории, который перевернул кинематограф. Киноленты, в которых обыгрывались эксперименты с гендером, появлялись и раньше, но эта работа стала качественно иной. В ней нет ни переодеваний, ни комической двусмысленности половых ролей, а однополые чувства подаются открыто и прямо. Это пронзительная и открытая история молодого гомосексуала, жизнь которого перечеркнута гомофобией государства, общества и семьи. Впервые тема сексуальной инаковости была раскрыта во всей остроте - фактически, это первый серьезный фильм о геях.
Лента кинорежиссера Рихарда Освальда (Richard Oswald) под названием "Не такой, как все" ("Anders als die Andern") и буквально взорвала общество тем, насколько открыто, остро и прочувствованно в ней была рассказана нелегкая судьба гея, вынужденного жить среди ненависти и неприятия. Примечательно, что в создании фильма принял участие выдающийся сексолог и один из первых борцов за права ЛГБТ, основатель Института сексуальных исследований в Берлине Магнус Хиршфельд, который сыграл в нем самого себя.
Фильм начинается с того, что молодой талантливый скрипач по имени Пауль Кернер читает в газетах заметки о загадочных самоубийствах мужчин. Однако он понимает, что речь идет о таких же, как и он, гомосексуалах, которые не вынесли страха уголовного преследования по печально знаменитому параграфу 175.
Сам Пауль давно пытался избавиться от своей гомосексуальности, он даже обращался к шарлатану, который лечил его гипнозом. Мучения Пауля прекратились тогда, когда он встретил доктора Хиршфельда, который поделился с ним своими взглядами на гомосексуальность, сильно отличавшимися от позиции современной на тот момент науки.
Вскоре в доме Пауля появляется молодой человек по имени Курт, который хочет брать уроки у известного музыканта. Юноша вызывает симпатию у музыканта, и тот соглашается обучать его. Учитель и ученик становятся близкими друзьями и проводят время вместе.
Однако во время прогулки по городу они внезапно встречают Франца Боллека, бывшего возлюбленного Пауля. Мужчина начинает ревновать и грозится заявить в полицию о гомосексуальном скрипаче, требуя денег. Сперва Пауль, боясь преследований, откупается от него. Однако, когда вымогательство становится невыносимым, он отказывается платить дальше и вручает себя в руки судьбы.
Взбешенный Франц вламывается в дом Кернера и грабит ее, однако тут в нее возвращаются Пауль и Курт. Пораженный поведением Боллека, ученик музыканта ввязывается в драку с ним, на что тот обвиняет юношу в том, что он является любовником скрипача. Шокированный этим Зиверс, который был гетеросексуален, бросается прочь из дома учителя и даже покидает город.
Франц реализует свою угрозу и заявляет о своем бывшем возлюбленном в полицию. Начинается суд, на котором в защиту молодого музыканта выступают известные люди, и среди них - доктор Хиршфельд, который произносит пламенную речь о том, как тяжела судьба гомосексуалов, постоянно живущих в атмосфере страха и ненависти.
В итоге Боллека признают виновным в вымогательстве и приговаривают к трем годам тюремного заключения, а Пауля осуждают за гомосексуальность, назначив ему символическое наказание в виде недели домашнего ареста. Однако дело получило большой общественный резонанс, Паулю отказывают в праве выступать, его семья подвергается травле, и даже родители начинают доказывать ему, что теперь у него остается только один выход. И молодой, талантливый мужчина поканчивает с собой.
Узнавший об этом Зиверс винит себя в смерти друга и тоже хочет наложить на себя руки, но его останавливает доктор Хиршфельд.
Надо сказать, что фильм произвел неизгладимое впечатление на современников - впервые они воочию увидели, через что проходят люди, живущие бок о бок с ними, но в словно в другом мире. Перед премьерным показом в Берлине в 1919 году Хиршфельд обратился к аудитории с речью, в которой напомнил зрителям о том, как трудно жить гомосексуалам в условиях окружающей их ненависти, и выразил надежду, что фильм поможет людям осознать серьезность этой проблемы.
Кинокартина была неожиданной даже для Веймарской Германии, и в 1920 году кинокартина была запрещена цензурой, большинство копий было уничтожено, сохранились лишь перезаписи, вывезенные за границу (по James Steakley, "Anders als die Andern". Ein Film und seine Geschichte" // Bibliothek rosa Winkel., Bd. 43, Männerschwarm-Verlag, Hamburg 2007)
Примечательно, что никто из создателей фильма, кроме Хиршфельда, не был гомосексуалом. Поэтому тот факт, что гетеросексуальные мужчины взялись за работу над таким фильмом, все же говорит много об уровне толерантности в обществе тогдашней Германии по сравнению с многими другими странами, даже если судить по меркам сегодняшнего дня.
В дальнейшем участие в этом фильме не стало ни для кого из этих людей препятствием в продвижении карьеры. Однако в 1933 году Освальд и Хиршфельд были вынуждены покинуть Германию из-за еврейского происхождения. Через два года Хиршфельд скончался во Франции. Освальд через годы снова вернулся на родину и продолжил работать. Исполнитель главной роли Конрад Фейдт (Conrad Veidt) к концу 1920-х стал одним из самых высокооплачиваемых немецких актеров и даже снимался за рубежом, в Великобритании.
В 1933 году он вступил в имперскую палату искусств и снялся в популярном тогда фильме "Вильгельм Телль". Однако после участия в съемках антинацистского фильма "Еврей Зюсс" (1934) в Англии он стал персоной нон грата у себя на родине. Актер продолжил успешно сниматься за рубежом, в частности, он исполнил роль джинна Джафара в знаменитом фильме "Багдадский вор" (1940) по мотивам "Тысячи и одной ночи".
Фриц Шульц (Fritz Schulz), сыгравший Зиверса, успешно снимался дальше, но в годы нацизма был изгнан из киноиндустрии в связи с тем, что его считали евреем, и он уехал в Австрию, где продолжил карьеру. В 1938, после аншлюса Австрии, Шульц попал в концентрационный лагерь, однако благодаря заступничеству своей влиятельной жены Агнессы Эстерхази был освобожден и бежал в Швейцарию, вернувшись на родину лишь годы спустя, продолжая сниматься.
Рейнолд Шюнцель (Reinhold Schünzel), исполнивший роль Боллека, будучи наполовину евреем, покинул Германию в 1937 году и осел в США, где также продолжил свою карьеру, пусть уже не так удачно.
Несмотря на то, что этому фильму исполняется уже 95 лет, он, к сожалению, по-прежнему актуален для всех нас - ведь страх, ненависть и отчуждение по-прежнему окружают геев во многих странах, в том числе и в России, пусть гомосексуальность и исключена из уголовного
Для всех нас он служит напоминанием о том, как ненависть ломает жизни и судьбы, и как важно сделать все, чтобы приблизить день, когда эта боль и ужас останутся только на старой черно-белой пленке, напоминая о страшном прошлом.
Спасибо Вам за внимание. и до новых встреч)