Здравствуйте, дорогие друзья! Давно меня здесь не было, конечно, больше трех лет даже ...
Но вот решил вернуться и продолжить то, что начал годы назад - знакомить Вас с тем, где, как и чем жили и живут те, кого общество так часто сегодня отталкивает от себя и считает людьми второго сорта: геи, лесбиянки и трансгендеры.
Сегодня мне хотелось бы начать рассказ об одном из самых удивительных и ярких периодов в истории российской культуры, который дал нам целую плеяду выдающихся творческих людей, многие из которых нередко искали вдохновение в однополой мужской нежности. Конечно же, речь пойдет о Серебряном веке. Это была эпоха возрождения и прогресса, когда гомосексуальность в России проявлялась как никогда свободно, а многие геи открыто вели образ жизни, для которого были рождены. К сожалению, объем информации об этом времени настолько велик, что я ограничусь лишь обзорным рассказом о наиболее известных гомосексуалах, чье творчество стало символом этой давно ушедшей эпохи.
Во многом их свободное творческое самовыражение стало возможным благодаря возникновению полуоткрытой гомосексуальной городской культуры. Как мы знаем, к началу XX века в России, несмотря на преобладание крестьянского населения, существовали большие развитые города, что весьма способствовало формированию гомосексуальной «субкультуры». Либерализация общественного мнения к концу столетия предыдущего приводит к тому, что все больше людей решаются открыто проявлять свою гомосексуальность. Петербург, европеизированная столица огромной империи, становится центром российской гомосексуальной субкультуры. Несмотря на то, что гомосексуальность по-прежнему осуждается, ни государство, ни общество не проявляют открытой агрессии по отношению к гомосексуалам, и геи почти открыто встречаются в Таврическом саду, у памятника Екатерине Второй на сегодняшней площади Островского («Катькин сад») и в других общественных местах. Одними из наиболее популярных и безопасных мест для общения геев становятся петербургские бани. Неудивительно, что именно бани становятся источником компромата для тех, кто пытался подпортить чью-либо репутацию, раскрыв гомосексуальность своей жертвы. Все это отмечается как врачами, так и журналистами, а также криминологами (см. David Higgs. Queer Sites: Gay Urban Histories Since 1600. Psychology Press, 1999. – p. 45).
Своеобразным, но значимым описанием гомосексуального Петербурга стал репортаж журналиста В.П. Руадзе «К суду», опубликованный в 1908 году. Руадзе специализировался на криминальной хронике и в своей работе с возмущением обличает «пороки», которым предаются петербургские мужчины на своих квартирах, а также описывает основные места встреч гомосексуалов и констатирует распространение борделей для геев. Так, он с негодованием описывает известного в те времена петербургского гея по фамилии Курочкин, который содержал бордель для геев на Форштадской улице и часто без стеснения разгуливал в вызывающих женских костюмах. Руадзе сокрушается, что «гомосексуализм», некогда тщательно скрываемый, теперь свободно проявляет себя на улице и рекламирует себя. (Steinberg, Mark D. Petersburg Fin de Siecle. . New Haven: Yale University Press, 2011. – p. 110.)
Этому периоду в гомосексуальной и лесбийской городской субкультурах была свойственна эстетизация однополой любви в искусстве. Примерами подобной эстетизации в дореволюционной России могут служить соответственно «Башня» поэта, философа и переводчика В.И. Иванова и литературный лесбийский салон поэтессы С.Я. Парнок. ( См. об этом подробнее в: Жук О. Амазонки: История лесбийской субкультуры в России XX века. М.: Глагол, 1998.)
Как отмечает А. Клеш, переломным – и политически, и идеологически – становится 1905 год, год первой русской революции: смягчается цензура, гомосексуальность более не является второстепенным вопросом и оказывается в фокусе внимания мыслителей и литераторов, порой превозносящих и даже идеализирующих ее. Так, книги религиозного философа, литературного критика и публициста В.В. Розанова, в которых широко поднимается тема гомосексуальности, до сих пор вызывают споры. Некоторыми Розанов воспринимается как ярый гомофоб, хотя в его книге «В темных религиозных лучах», подвергшейся цензуре сразу после выхода в свет в 1910 году, выражена весьма неортодоксальная точка зрения на гомосексуальность. В эссе «Люди лунного света» (1911), написанном по материалам этой книги, Розанов выступает в защиту гомосексуальности и отвергает безличные, схематические конструкции, при помощи которых ее пытаются объяснить в юриспруденции, медицине и Церкви. Он восхищается гомосексуалом, нарушающим и закон, и норму, в едином порыве утверждающим себя как человека: Розанов отказывается от разделения сексуальности человека на две части, то есть от механического, жесткого разведения гомосексуального и гетеросексуального. Он утверждает, что в каждом гетеросексуальном человеке есть место для некоего гомосексуального желания, и наоборот. (А. Клеш. Русский гомосексуал (1905— 1938 гг.): парадоксы восприятия // Новое литературное обозрение, 2012, № 117.)
[195x300] Михаил Кузмин, портрет кисти Леона Бакста (1909)
Конечно же, одной из самых ярких гомосексуальных фигур Серебряного века стал знаменитый поэт Михаил Кузмин (1872-1936), которого Александр Бенуа иронично называл «чудачливым». Его произведения стали одними из первых ярких образцов гей-литературы в России. Воспитанному в строго религиозном старообрядческом духе мальчику было нелегко понять и принять свою необычную сексуальность. Но у него не было выбора. Он рос одиноким мальчиком, часто болел, любил играть в куклы и близкие ему сверстники “все были подруги, не товарищи”. Первые его осознанные эротические переживания связаны с сексуальными играми, в которые его вовлек старший брат, который влюблялся в других мальчиков и ревновал их к Мише. В гимназии Кузмин учился плохо, зато к товарищам “чувствовал род обожанья и, наконец, форменно влюбился в гимназиста 7 класса Валентина Зайцева”. За первой связью последовали другие (его ближайшим школьным другом, разделявшим его наклонности, был будущий советский нарком иностранных дел Г.В.Чичерин). Кузмин стал подводить глаза и брови, одноклассники над ним смеялись. Однажды он пытался покончить с собой, выпив лавровишневых капель, но испугался, позвал мать, его откачали, после чего он признался во всем матери, и та приняла его исповедь. В 1893 г. более или менее случайные связи с одноклассниками сменила серьезная связь с офицером, старше Кузмина на 4 года, о которой многие знали. Этот офицер, некий князь Жорж, даже возил Кузмина в Египет. Его неожиданная смерть подвигла Кузмина в сторону мистики и религии, что не мешало новым увлечениям молодыми мужчинами и мальчиками-подростками. Будучи в Риме, Кузмин взял на содержание лифт-боя Луиджино, потом летом на даче отчаянно влюбился в мальчика Алешу Бехли; когда их переписку обнаружил отец мальчика, дело едва не дошло до суда. (Кон И.С. Любовь небесного цвета. Глава 10. Голубые тени Серебряного века)
Все юноши, в которых влюблялся Кузмин, были бисексуальными и рано или поздно начинали романы с женщинами, заставляя поэта мучиться и ревновать. Так, летом 1912 года его возлюбленный поэт Всеволод Князев (1891-1913), которого Кузьмин знал с восемнадцатилетнего возраста, встретился с О. Глебовой-Судейкиной. После трех недель, проведенных в сентябре Кузминым в Риге у Князева (там был расквартирован драгунский иркутский полк, в котором Князев служил младшим унтер-офицером, позже преобразованный в 16-й гусарский. Отсюда образ молодого драгуна или гусара в стихах Кузмина и Ахматовой), Кузмин расстался с Князевым, а еще через полгода тот застрелился. (Подробнее этот эпизод рассмотрен в ст.: Р. Т и м е н ч и к, Рижский эпизод в «Поэме без героя» Анны Ахматовой. «Даугава», 1984, № 2. Самоубийство В. Князева является одной из сюжетных линий «Поэмы без героя» А. Ахматовой, называвшей Князева «драгунским Пьеро»).
В цикле “Остановка”, посвященном Князеву, есть потрясающие стихи о любви втроем (“Я знаю, ты любишь другую”):
Мой милый, молю, на мгновенье
Представь, будто я – она.
Нередко Кузмин переосмысливал гомоэротизм античных образов – в частности, это проявилось в его “Александрийских песнях” и в цикле произведений об Александре Великом, самое крупное из которых – написанные в прозе “Подвиги Александра Великого”. Л. Панова, анализируя особенности образа императора в произведениях поэта, отмечает, что для Кузмина он был символом мужской любви: в “Подвигах…” Александр целомудрен в отношении женщин — Роксаны и Кандакии, его любимец — Гефестион… И гомоэротика, и растворение великого в малом, и деавтоматизация — все это узнаваемый Кузмин образца “Александрийских песен”. (Л.Панова. Игры с Брюсовым: Александр Великий в творчестве Кузмина // Новое литературное обозрение, 2006, № 78. )
Самой большой и длительной любовью Кузмина (с 1913 года) был поэт Иосиф Юркунас (1895-1938), которому Кузмин придумал псевдоним Юркун. В начале их романа Кузмин и Юркун часто позировали в кругу знакомых, как Верлен и Рембо. Кузмин искренне восхищался творчеством Юркуна и буквально вылепил его литературный образ, но при этом невольно подгонял его под себя, затрудняя самореализацию молодого человека как писателя. С годами (а они прожили вместе до самой смерти поэта) их взаимоотношения стали больше напоминать отношения отца и сына: “Конечно, я люблю его теперь гораздо, несравненно больше и по-другому…”, “Нежный, умный, талантливый мой сынок…”. Кузмин и Юркун жили вместе на квартире матери Юркуна. (Кон И.С. Любовь небесного цвета. Глава 10. Голубые тени Серебряного века)
В 1920 году Юркун знакомится с молодой актрисой Ольгой Гильдебрандт (1897-1980), молодой драматической актрисой, в течение 1919-1923 годов выступавшей в труппе Александринского театра и пробовавшей свои силы в живописи и поэзии (сценический псевдоним Арбенина). Причем Юркун, будучи старше ее на два года, практически «отбивает» О. Гильдебрандт у активно ухаживавшего за ней Гумилева, который рассчитывал на ней жениться. Роман этот почти сразу же перерастает в любовь, что особенно остро переживает, конечно, Кузмин, памятуя о схожей ситуации с Князевым. (А. Шаталов. Предмет влюбленных междометий. Ю. Юркун и М. Кузмин к истории литературных отношений // Вопросы литературы, 1996, № 6. )
Кузмин в этот критический для себя момент (первая запись в его Дневнике о знакомстве Юркуна с О. Гильдебрандт относится к 27 декабря 1920 года, то есть еще до решившей все встречи Нового года, описанной выше) постарался переступить через собственные амбиции (может быть, и полагая вначале, что этот роман Юркуна, как и все предыдущие, окажется столь же мимолетным) и принять подругу Юркуна, в чем немалая заслуга, конечно, и О. Гильдебрандт, ставшей фактически женой Юркуна до его гибели (они не были формально женаты). Эти чувства Кузмина подтверждает и написанное им в 1921 году стихотворение «Любовь чужая зацвела…»:
Достатка нет и ты скупец,
Избыток щедр и простодушен.
С юницей любится юнец,
Но невещественный дворец
Любовью этой не разрушен.
Пришелица, войди в наш дом!
Не бойся, снежная Психея!
Обитель и тебе найдем,
И станет полный водоем
Еще полней, еще нежнее.
Текст опубликован в сборнике «Параболы» (1922), включившем несколько посвященных Юркуну стихотворений и заканчивающемся формально адресованными ему же строчками, в которых Кузмин и смиряется с новой для себя ситуацией, и одновременно как бы уговаривает себя с ней смириться (больно уж они декларативны): «А путь задолго наш судьбой измерен. / Ты спутник мой: ты рус и светлоок».
Надо отметить, что Гильдебрандт фактически стала женой Юркуна. При этом она жила не на одной квартире с Кузминым, Юркуном и его матерью, а по другому адресу.
Иосиф Юркунас был арестован и расстрелян в 1938 году. Ольга Гильдебрандт дожила до преклонных лет и скончалась в 1980-м, оставив после мебя обширные мемуары, благодаря которым история Кузмина и Юркуна дошла до наших дней во всей своей полноте и чистоте.
Конфликты, возникающие у Кузмина с его друзьями вследствие их увлечений той или иной дамой, становились для него ситуацией уже едва ли не болезненной. Можно упомянуть здесь не только союз Кузмина-Юркуна с Гильдебрандт и Кузмина-Князева с Глебовой-Судейкиной, но и предшествующие им подобные же взаимоотношения его с супружеской парой С. Судейкиным и О. Глебовой-Судейкиной.
Актриса Ольга Глебова познакомилась с художником Сергеем Судейкиным в 1906 году и в 1907-м вышла за него замуж. Некоторое время на одной квартире с ними (1912-1913) проживал и Кузмин. «Однажды Ольга, пишет современная исследовательница, случайно обнаружила дневник поэта и не смогла устоять против искушения прочитать его. С той минуты у нее не осталось никаких сомнений насчет чувств, связывав этих двух мужчин. Потрясенная Ольга попросила у мужа объяснений и потребовала, чтобы Кузмин покинул их дом». (Элиан Мок-Бикер. «Коломбина десятых годов»: Книга об Ольге Глебовой-Судейкиной.— Париж-СПб, 1993 (совместно с изд. «Арсис»); с. 44.)
На самом деле отношения Судейкина с Кузминым не были столь прочными, как это могло показаться. Познакомились они 14 октября 1906 года в Театре В. Ф. Комиссаржевской, где Кузмина привлек «молодой англизированный человек», и расстались уже в декабре. Судейкин избегал Кузмина, хотя они не раз и совершали совместно «долгое путешествие с несказанной радостью, горечью, обидами, прелестью». (Н. А. Б о г о м о л о в, Джон Э. М а л м с т а д, Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха, с. 122.) Буквально один к одному все обстоятельства этого расставания из-за женщины были описаны Кузминым в повести «Картонный домик». Через год после свадьбы Судейкин объявил жене, что ее не любит. Каждый из супругов стал жить самостоятельной жизнью. Однако окончательно Судейкин бросил Ольгу лишь в 1916 году, эмигрировав со своей второй женой сначала в Крым, а в 1917-м в Париж. (см.: Н. А. Б о г о м о л о в, Джон Э. М а л м с т а д, Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха, с. 196). (Как уже было упомянуто, Кузмин жил с Судейкиными и в период 1912-1913 годов. В 1913 году С. Судейкин работал в Париже над декорациями очередной премьеры дягилевского Русского балета «Трагедия Саломеи» в постановке Бориса Романова.) Кстати, именно Глебова-Судейкина в одном из ресторанов впервые способствовала знакомству Кузмина с Вс. Князевым, о чем Кузмин 2 мая 1910 года делает соответствующую запись в дневнике. (А. Клеш. Русский гомосексуал (1905— 1938 гг.): парадоксы восприятия // Новое литературное обозрение, 2012, № 117.)
11 ноября 1906 года в «Весах» символиста В.Я. Брюсова был опубликован знаменитый роман Кузмина «Крылья» – первое произведение в русской литературе , посвященное гомоэротическому чувству.
Роман вызвал сенсацию: в течение многих лет ни одно произведение не привлекало такого внимания. Издательство «Скорпион», выпускавшее «Весы», воспользовалось фурором и напечатало книгу отдельным изданием в конце весны 1907 г. Когда первое издание было мгновенно распродано, его также стремительно переиздали, — тоже нечто неслыханное для издателей, печатавших и распространявших модернистских авторов тиражом не более тысячи изящных экземпляров. Апология однополой любви между мужчинами сделала Кузмина за одну ночь самым скандально известным «декадентским» писателем в России. (Малмстад Джон. Бани, проституты и секс-клуб: Восприятие «Крыльев» М. Кузмина. // Эротизм без берегов. Сборник статей и материалов. М., 2004. С. 122—129.)
Для кого-то «Крылья» ознаменовали новую и необходимую откровенность в литературе; для других стали доказательством нравственного растления целого модернистского направления, которое, по мнению некоторых, подтверждает взаимосвязь между сексуальными (или гомосексуальными) и эстетическими прегрешениями (например, «нерусское» пренебрежение психологическим анализом). Конечно, ни один читатель раньше не встречал ничего подобного ни в русской, ни в западноевропейской литературе. Эта книга издавалась невиданными для гомосексуальной литературы тиражами вплоть до 1923 года.
Кузмин не выходит за рамки понимания гомосексуальности, царившего в обществе, и «защиту» гомосексуальности в романе представляет, исходя из доводов ее противников. Например, он обосновывает превосходство гомосексуальности и мужской красоты над отношениями женщины и мужчины и женской красотой, причем осуждает женщину с моральной точки зрения, обвиняя ее в пошлости и греховности. Идея превосходства служит для главного героя романа, преподавателя по фамилии Штруп, принципом, руководствуясь которым он отделяет себя от других, испытывая снисходительность по отношению к невежественному «народу». Именно идеей превосходства ему удается «соблазнить» невинного мальчика Ваню, молодого студента из глубинки, интересующегося духовными исканиями русских сект, когда Штруп предлагает ему стать «новым», современным человеком, освободиться от традиционных предрассудков и тем самым обрести свободу. Противоречие, заключающееся в том, что свобода обосновывается Кузминым через идею превосходства и неравенства, — подорвало, на наш взгляд, всю идею романа и дало повод гетеросексуальным читателям навесить на Кузмина, оправдывающего, по их мнению, прозаический разврат красивыми словами, ярлык порнографа и «банщика». Дискурс Кузмина непосредственно обусловлен традиционными представлениями о гомосексуальности, и единственное, в чем он его преодолевает, — это идея, близкая идее Шарля Бодлера, о необходимости постоянно «изобретать» себя. И в этом отношении для гомосексуальной субкультуры Кузмин стал важным ориентиром, «петербургским Оскаром Уайльдом».
Как пишет М. Левина-Паркер, современники были правы, усматривая в романе намеки на эмансипацию геев и легитимацию гомоэротических отношений. Тем не менее “Крылья” — модернистский эстетический манифест, а не сексуальная прокламация. Будучи одной из основных тем романа, гомоэротическая любовь формирует, наряду с темами искусства, религии, природы, экзистенциального поиска, центральную антиномию свободы и необходимости. (М. Левина-Паркер. Две крайние точки Михаила Кузмина. // Новое литературное обозрение, 2007, № 87).
Неоднородна была реакция на роман со стороны левых. Так, Максим Горький летом 1907 года в письме к Л.Н. Андрееву писал о Кузмине и Иванове, что они «путают» гомосексуальность с подлинной свободой и что они способны только на высвобождение пениса, но ни на что более. Так же прореагировал на роман и Троцкий. Интересно, что Джон Малмстад, американский исследователь Кузмина, изображает Троцкого как гомофоба (Малмстад Д. Бани, проституты и секс-клуб: Восприятие «Крыльев» М. Кузмина / Пер. А.В. Курта // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов. М.: НЛО, 2004. С. 128.), ссылаясь на его слова из статьи 1908 года «Эклектик Санчо-Панса и его мистический оруженосец Дон Кихот»: «…господин Кузмин законы естества упразднил, и то мироздание не свихнулось со своих основ». (Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. С. 236—237. ). На самом деле, в этой статье Троцкий лишь иронизирует над Кузминым. Но в целом он отдает предпочтение «подлинности» Дон Кихота (то есть Кузмина) перед прагматичностью «эклектика Санчо-Пансы», имея в виду бывших марксистов, ставших мистиками. (А. Клеш. Русский гомосексуал (1905— 1938 гг.): парадоксы восприятия // Новое литературное обозрение, 2012, № 117. )
Тем не менее, по мнению исследовательницы гомосексуальной и в особенности лесбийской культуры в России Ольги Жук, роман является блестящей иллюстрацией изменения восприятия гомосексуальности в период с 1905 по 1907 год. По мнению Жук, в это время произошел качественный скачок в отношении к гомосексуальности, под которым понимает переход от личных сексуальных предпочтений и эстетизированных практик к созданию гомосексуальной субкультуры с собственным образом жизни и мировоззрением, социальными и культурными потребностями. И пример «Крыльев» Кузмина в этом отношении чрезвычайно показателен. (А. Клеш. Русский гомосексуал (1905— 1938 гг.): парадоксы восприятия // Новое литературное обозрение, 2012, № 117. )
Автор совершил не только качественный, но и количественный скачок: этот роман был первой книгой как на Западе, так и в России, которая откровенно осмысляла гомосексуальность и была при этом доступна широкому кругу читателей. Если у Оскара Уайльда речь идет об эстетизации гомосексуальности, то Кузмин еще до Марселя Пруста и «Коридона» Андре Жида поднимает рассмотрение гомосексуальности на новый уровень, говоря о ней как о «морально оправданной» любви. Его книга вполне заслуживает названия манифеста новой гомосексуальной субкультуры.
13 июня 1906 года, после встречи Кузминым поэт и философ Вячеслав Иванов (1866-1949) в своем дневнике выражает разочарование в отношениях между мужчиной и женщиной, обусловленных продолжением рода. По мысли Иванова, таким отношениям непременно присущи безликость и запрограммированность: «эстетика грубости и нигилизма» у мужчин и «тривиальные прелести» у женщин. То, как Кузмин преподносил свою гомосексуальность, показало Иванову, что она может выступать в качестве «гуманистической» альтернативы биологической «дикости» в отношениях между мужчиной и женщиной. Взгляд Иванова на гомосексуальность был обусловлен именно гуманизмом и эстетикой эпохи Возрождения, связанной с утверждением красоты как блага и обращением к древнегреческой культуре.
[195x304]Вячеслав Иванов, портрет кисти Константина Сомова (1909)
Здесь стоит заметить, что несмотря на глубокую любовь к жене, писательнице Лидии Зиновьевой-Аннибал, Вячеслав Иванов был сам не чужд гомоэротических увлечений. В его сборнике “Cor ardens” (“Пламенное сердце” – лат.) (1911) напечатан исполненный мистической страсти цикл “Эрос”, навеянный безответной любовью к молодому поэту Сергею Городецкому:
За тобой хожу и ворожу я,
От тебя таясь и убегая;
Неотвратно на тебя гляжу я, -
Опускаю взоры, настигая…
Именно с именем Кузмина связано появление в России высокой гомоэротической поэзии. Для Кузмина любовь к мужчине совершенно естественна. Иногда пол адресата виден лишь в обращении или интонации:
Когда тебя я в первый раз встретил,
не помнит бедная память:
утром ли то было, днем ли,
вечером, или позднею ночью.
Только помню бледноватые щеки,
серые глаза под темными бровями
и синий ворот у смуглой шеи,
и кажется мне, что я видел это в раннем детстве,
хотя и старше тебя я многим.
В других стихотворениях любовь становится предметом рефлексии.
Бывают мгновенья,
когда не требуешь последних ласк,
а радостно сидеть,
обнявшись крепко,
крепко прижавшись друг к другу.
И тогда все равно,
что будет,
что исполнится,
что не удастся.
Сердце
(не дрянное, прямое, родное мужское сердце)
близко бьется,
так успокоительно,
так надежно,
как тиканье часов в темноте,
и говорит:
“все хорошо,
все спокойно,
все стоит на своем месте”.
А в игривом стихотворении “Али” по-восточному откровенно воспеваются запретные прелести юношеского тела:
Разлился соловей вдали,
Порхают золотые птички!
Ложись спиною вверх, Али,
Отбросив женские привычки!
(Кон И.С. Любовь небесного цвета. Глава 10. Голубые тени Серебряного века )
Как писал Вольфганг Казак, лирика Кузмина отмечена предметным и физическим ощущением мира, также и в эротическом смысле. При этом и в своих гомосексуальных стихах он настолько точно передаёт сущность любовного чувства, что толкование их, привязанное к конкретной биографии поэта, выглядит бессмысленно ограниченным. Кузмину свойственно исключительное чувство формы, он передаёт радость высокого искусства поэтической игры. (Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. - С. 213. )
Кузмин был членом петербургского «Кружка Гафиза», куда также входили известные нам Вячеслав Иванов с женой, Лев Бакст, Константин Сомов, Сергей Городецкий, Вальтер Нувель (Валечка), юный племянник Кузмина Сергей Ауслендер. Все члены кружка имели античные или арабские имена. В стихотворении “Друзьям Гафиза” Кузмин хорошо выразил связывавшее их чувство сопричастности:
Нас семеро, нас пятеро, нас четверо, нас трое,
Пока ты не один, Гафиз еще живет.
И если есть любовь, в одной улыбке двое.
Другой уж у дверей, другой уже идет.
Для некоторых членов кружка однополая любовь была всего лишь модным интеллектуальным увлечением, игрой, на которые падка художественная богема. С другими (например, с Сомовым и Нувелем) Кузмина связывали не только дружеские, но и любовные отношения. О своих новых романах и юных любовниках они говорили совершенно открыто, иногда ревнуя друг к другу. В одной из дневниковых записей Кузмин рассказывает, как однажды, после кутежа в загородном ресторане, он с Сомовым и двумя молодыми людьми, включая тогдашнего любовника Кузмина Павлика, “поехали все вчетвером на извозчике под капотом и все целовались, будто в палатке Гафиза. Сомов даже сам целовал Павлика, говорил, что им нужно ближе познакомиться и он будет давать ему косметические советы”. (Кон И.С. Любовь небесного цвета. Глава 10. Голубые тени Серебряного века )
[229x300]Вальтер Нувель, портрет работы Леона Бакста (1895)
Вальтер Федорович Нувель (1871—1949)
был чиновником особых поручений по Императорским театрам Министерства двора, один из учредителей общества и журнала «Мир искусства», организатор «Вечеров современной музыки», участник Религиозно-философских собраний. Гиппиус рассказывает о Нувеле в мемуарном очерке «О бывшем». Летом 1906 года Вальтер Нувель некоторое время был возлюбленным Сергея Дягилева (1872-1929), выдающегося деятеля российской культуры, основателя журнала “Мир искусства” создателя нового русского балета. (Petersburg/Petersburg: Novel and City, 1900–1921 Novel and City, 1900-1921. Ed. by Olga Matich. Madison, London: University of Wisconsin Press. 2010.. р. 215).
Нувелю Кузмин посвятил пьесу «Опасная предосторожность», созданную в 1906 году. Нувель написал музыку для нее. Когда в 1907 году Кузмин издал сборник, в который помимо этой пьесы вошли еще две – Выбор невесты (1906) и Два пастуха и нимфа в хижине (1907), весь тираж был конфискован властями. Предполагается, что причиной послужили именно гомосексуальные образы в «Предосторожности», которые отсылали читателя к «греческой любви». (Laurence Senelick. Lovesick: Modernist Plays of Same-Sex Love, 1894-1925. Routledge, 1999 – pp. 95-96).
Примечательно, что Михаил Кузмин вынашивал идею создания «карты страны нежности» - своеобразного плана гомосексуального Петербурга. (Petersburg/Petersburg: Novel and City, 1900–1921 Novel and City, 1900-1921. Ed. by Olga Matich. Madison, London: University of Wisconsin Press. 2010. – pp. 208. – 209). Об этом свидетельствует его Дневник, который рассказывает о существовавшей тогда гомосексуальной субкультуре с хорошо известными «точками», в том числе там фигурирует и известный нам парк за Таврическим дворцом, — излюбленное место для «эскапад», как он и его друзья гомосексуальной ориентации называли случайные сексуальные встречи, или таверны и кафе, где встречались гомосексуалы, и бани, специализировавшиеся на подобных посетителях. Однако Кузмин понимал необходимость определенной осторожности, и в его Дневнике отражена та тревога, даже паника, которая охватила некоторых его друзей, работавших в государственных учреждениях, при одной мысли о том, что их склонности могут быть раскрыты. Кузмин мог быть самим собой в узком кругу близких людей. (Малмстад Джон. Бани, проституты и секс-клуб: Восприятие «Крыльев» М. Кузмина. // Эротизм без берегов. Сборник статей и материалов. М., 2004. С. 122—129.)
Кузмин был не единственным центром притяжения гомосексуальной богемы. Не скрывал своих гомоэротических наклонностей выходец из хлыстов выдающийся крестьянский поэт Николай Клюев (1887-1937), которого постоянно окружали молодые люди. Особенно близок он был с Сергеем Есениным, два года (1915-1916) поэты даже жили вместе. Друг Есенина Владимир Чернявский писал, что Клюев “совсем подчинил нашего Сергуньку”, “поясок ему завязывает, волосы гладит, следит глазами”.
Любопытно, что, как отмечают О. Лекманов и М. Свердлов, дополнительный стимул, питавший интерес окружавших его литераторов к молодому Есенину, заключался в том, что большинство ее участников были гомосексуальны. (см. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — СПб.: Вита Нова, 2007. — C. 83). При этом высказывалось мнение, что сам «Есенин любил только женщин», как свидетельствовал знаток петроградского гомосексуального быта Георгий Адамович (см. Проект «Акмеизм» / Вступ. статья, подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова // Новое литературное обозрение. № 6 (58). (2002). - С. 162).
В золотой период дружбы с Клюевым Есенин был готов до известных пределов терпеть его «настойчивые притязания». Теперь он все чаще вырывался из-под назойливой опеки наставника. Приведем свидетельство из мемуаров прославленной исполнительницы русских народных песен Н. Плевицкой, относящееся к весне 1916 года: «Сначала Есенин стеснялся, как девушка, а потом осмелел и за обедом стал трунить над Клюевым. Тот ежился и, втягивая голову в плечи, опускал глаза» ((Плевицкая Н. Клюев и Есенин // Русское зарубежье о Есенине. Т. 1. - С. 103.). Тогда же Есенин подарил Клюеву свою фотографию с очень теплой надписью, сделанной, однако, как бы из отдаляющих и примиряющих грядущих лет: «Дорогой мой Коля! На долгие годы унесу любовь твою. Я знаю, что этот лик заставит меня плакать (как плачут на цветы) через много лет. Но это тоска будет не о минувшей юности, а по любви твоей, которая будет мне как старый друг. Твой Сережа 1916 г. 30 марта. П<е>т<роград>» (Есенин. Т. 7. Кн. 1: 42). В начале лета этого же года Есенин писал Михаилу Мурашеву из Москвы: «Клюев со мной не поехал, и я не знаю, для какого он вида затаскивал меня в свою политику. Стулов в телеграмме его обругал, он, оказалось, был у него раньше, один, когда ездил с Плевицкой и его кой в чем обличили» (Есенин. Т. 6: 79). Не очень понятно, о какой «политике» Клюева идет тут речь, но весь фрагмент есенинского письма дышит темной и, думается, не вполне оправданной злобой по отношению к старшему другу. (Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — СПб.: Вита Нова, 2007. — C. 118. )
В целом, в отношении сексуальности Есенина существует много мифов и недоказанных предположений. Есенин хвастался количеством “своих” женщин, но его отношение к большинству из них было довольно циничным. Некоторые близко знавшие его люди утверждали, что он вообще не мог никого глубоко любить, хотя добивался, чтобы любили его. Эта потребность быть любимым распространялась и на мужчин, многие из которых влюблялись в обладавшего редким, поистине женственным, шармом, поэта. Есенин явно предпочитал мужское общество женскому, охотно спал с друзьями в одной кровати, обменивался с ними нежными письмами и стихами. (Кон И.С. Любовь небесного цвета. Глава 10. Голубые тени Серебряного века )
Особенно “подозрительной” выглядит его дружба с Анатолием Мариенгофом. “Милый мой, самый близкий, родной и хороший”, – писал он ему из Остенде. Откровенно любовным кажется стихотворение “Прощание с Мариенгофом”:
Есть в дружбе счастье оголтелое
И судорога буйных чувств -
Огонь растапливает тело,
Как стеариновую свечу.
Возлюбленный мой! Дай мне руки -
Я по иному не привык, -
Хочу омыть их в час разлуки
Я желтой пеной головы….
Прощай, прощай. В пожарах лунных
Не зреть мне радостного дня,
Но все ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.
Таким образом, литературному миру Серебряного века были вовсе не чужды порывы однополой любви, и многие мастера слова, которыми гордится российская культура, находили вдохновение в гомосексуальном чувстве, которое привело к подлинному расцвету гей-литературы в нашей стране.
В следующий раз я продолжу обзорный рассказ о тех, кто работал и творил во имя «любви небесного цвета» на заре двадцатого столетия.
Спасибо большое за внимание!
До скорых встреч!
Источник: "Голубая" лира Серебряного века: геи в российской литературе начала XX столетия
http://equal-gay.com/2013/12/28/golubaya-lira-serebryanogo-veka/
Ваш Андрей