Здравствуйте, дорогие читатели! Давайте продолжим наш разговор об
эволюции восприятия гомосексуальных отношений на протяжении истории. Сегодня я хотел бы рассказать Вам о гомосексуальности в Древней Индии – в одной из первых цивилизаций на планете.
[показать]
Это государство возникло в 4-м тысячелетии до нашей эры, объединив небольшие княжества вокруг Мохенджо-Даро – первого экономического, политического и культурного центра Индостана. Надо сказать, что Индия представляла собой высокоразвитое общество, которое уже в те далёкие времена чётко регламентировало многие стороны жизни человека. Не стала исключением и сфера половых отношений, в том числе гомосексуальных.
Вообще, в целом отношение к ним было относительно спокойным. Однако, несмотря на это, в религии и в законодательстве существовали санкции за определённые действия. Так, некоторые дхармашастры – правила поведения индуса – устанавливали наказание за мужеложество в виде изгнания из касты.
Уже старейший юридический документ – Законы Ману – говорит об однополых контактах. Так, если взрослая женщина склоняла к сексуальному контакту молодую девственницу, то «ее голову тот час следовало обрить или отрубить два ее пальца и прокатить на осле по всему поселку». (Как правило, обривали голову брахманке как представительнице высшей касты, а пальцы отрубали кшатрийке – более низкая каста). Но если сексом занимались две девушки, то «каждая из них должна была заплатить штраф в двести монет и свадебный выкуп в двойном размере, а также получить десять ударов палкой». Если проанализировать эти нормы, становится ясно, что они не настолько гомофобны, как кажется на первый взгляд. По сути, они не направлены против однополых связей, а касаются в основном вопроса потери девственности.
При этом ничего не говорится о наказании двух женщин, вступающих в половые отношения друг с другом.
Что касается мужчин, то их половые сношения наказывались, но достаточно мягко: им грозило только ритуальное омовение или небольшой штраф. Надо отметить, многие гетеросексуальные отношения наказывались гораздо строже: так, за измену полагались различного рода истязания и порой даже смертная казнь.
Ещё в древности в Индии выделилась группа людей, которых не относили ни мужскому, ни к женскому полу – клиба, это так называемый средний пол. К ним относились геи, лесбиянки, бисексуалы, трангендеры и гермафродиты. Фактически эта группа существовала на протяжении истории существования кастового общества и неформально выделяется даже сегодня.
Кстати, мужчин, ведущих себя, как женщины, иногда относили к особой группе – хиджры.
Однако, несмотря на относительно неприязненное отношение к гомосексуальности в Индии, в Камасутре Ватсьяяны Малланаги (III век) есть подробные описания техник орального секса с участием евнуха – аупариштака.
Таким образом, отношение к гомосексуальности в Древней Индии было неоднозначным. С одной стороны, канонические и юридические нормы порицали однополые связи, с другой стороны – общество признавало их неотъемлемым элементом сексуальности и училось принимать гомосексуалов такими, какие они есть.