Один из самых первых и самых удивительных синтезаторов в мире – синтезатор АНС, созданный инженером Евгением Мурзиным в 1958 году. Этот музыкальный инструмент совершенно уникален, а для своего времени и вовсе является чем-то фантастическим.
Судите сами: первые американские синтезаторы для широкой продажи, появившиеся в конце 60-х годов, были оборудованы двумя способными работать одновременно генераторами звуковых частот. Современные дорогие синтезаторы поддерживают до 128 таких генераторов (некоторые модели – до 256). А синтезатор Мурзина, построенный ещё в конце 50-х годов, содержал больше 700 (!!!) способных работать вместе звуковых генераторов!
Именно поэтому инструмент получился опередившим своё время на десятилетия – но при этом тяжёлым, невероятно сложным в конструкции и дорогим. Синтезатор АНС существует в одном-единственном экземпляре, который сейчас бережно (он работает!) хранится в музее музыкальных инструментов имени Глинки в Москве; для посетителей регулярно проводятся демонстрации работы инструмента.
Синтезатор АНС, музей им. Глинки
У синтезатора АНС нет привычной большинству из нас фортепианной («как у пианино») клавиатуры. Вместо неё для программирования звука используется большая стеклянная пластина, на которую музыкант наносит своеобразный «рисунок» будущего произведения. Каждая точка соответствует определённой звуковой частоте; вместе точки собираются в линии, контуры, «пятна», которые и заставляют инструмент воспроизводить самые разные звуки – от чистых тонов до непредсказуемых шумов. Движущаяся вдоль пластины каретка со считывающим механизмом передаёт сигнал на генераторы звуковой частоты, а оттуда – на динамик.
Синтезатор АНС способен создавать невероятно эффектные «космические» и «электронные» звуковые «пейзажи» – например, именно этот синтезатор композитор Эдуард Артемьев использовал для создания музыки к знаменитому фантастическому фильму «Солярис» режиссёра Андрея Тарковского.
Кадр из художественного фильма "Солярис"
Синтезатор АНС использовали и другие композиторы-экспериментаторы – Альфред Шнитке, Владимир Мартынов, София Губайдулина и т.д.
Подумала, что напишу тут. Когда мы говорили о "тоске gо снегe" и моих ассоциациях с музыкой, но z не могла вспомнить чьей, а в голове вертелся "Солярис"... :))) . Так вот, имелось в виду хорал Баха, которsq использован в фильме. У меня именно эта музыка прочно ассоциируется со снегом. Порывшись в сети поняла, что не только у меня такие ассоциации. :))) Хоральная прелюдия Баха и Брейгель - идеально. имхо