Проблема большинства людей заключается в том, что они относятся к жизни слишком серьезно. Достаточно остановиться и спросить себя: «Будет ли это иметь какое-то значение хоть для кого-нибудь через десять лет?» Если ответ отрицательный, то нет никаких оснований относиться к этому слишком серьезно, не правда ли? Все это немного напоминает «двухшаговую формулу антистресса».
— Что это такое? — спросил молодой человек.
— Первый шаг: не волнуйся о мелочах.
Последовала пауза.
— А второй? — спросил молодой человек.
— Помни: большая часть жизни состоит из мелочей!
У меня есть один прекрасный рассказ, написанный смертельно больной восьмидесятипятилетней женщиной, — сказал мистер Харт, протягивая молодому человеку листок бумаги. — В нем заключена глубокая мудрость.
Если бы я могла прожить свою жизнь заново, я постаралась бы сделать намного больше ошибок. Я уже не была бы такой идеальной. Я бы расслабилась. Я стала бы гибкой. Я вела бы себя глупее, чем в уже пережитом путешествии. На самом деле, теперь мне известно совсем немного вещей, к которым я относилась бы серьезно. Я была бы чуть безумнее. Я была бы менее трезвомыслящ ей.
Я использовала бы больше шансов. Я бы больше путешествовала, карабкалась бы по горам, переплыла бы больше рек и побывала бы во множестве мест, в которых мне так и не довелось побывать. Я бы ела побольше мороженого и поменьше фасоли.
У меня было бы больше реальных проблем, — но меньше воображаемых!
Знаете, я была одной из тех, кто из часа в час, изо дня в день живет из соображений осторожности, благоразумия и здравомыслия. О Боже, у меня было столько мгновений, и, если бы только я вновь могла повторить все это, их было бы у меня намного больше — мгновение за мгновением.
Я была одной из тех, кто никогда не выходит на улицу без плаща, градусника, бутылки с горячей водой, чашки с полосканием для горла и парашюта. Но если бы я могла вновь повторить все это, я путешествовала бы налегке.
Если бы я могла вновь повторить все это, я ходила бы босиком с самой ранней весны до самой поздней осени.
Я больше каталась бы на каруселях, я встретила бы больше рассветов, я чаще играла бы с детьми, — если бы только я могла заново прожить свою жизнь!
Беда лишь в том, что я не смогу.
— Мы часто обвиняем других, но никогда не можем быть полностью уверены в том, что в тех же обстоятельствах повели бы себя как-то иначе. К примеру, я никогда не задумывался о том, что пережил мой отец после смерти матери, или о том, почему он так настаивал на моем отъезде в школу-интернат. Я предпочитал смотреть на все это со своей собственной точки зрения. Подсознательно я считал, что причиной того, что отец отдает меня в интернат, является его нелюбовь ко мне. Но он думал, что это лучший выход. Он тоже потерял мою маму, которую любил с самого детства, он не знал, как позаботиться обо мне, да и не смог бы делать это из-за своей работы.
Никогда не забывайте, что единственный, кто страдает, если вы не умеете прощать, — вы сами, поскольку именно вы несете в себе ненависть, гнев и обиду. Прощение освобождает от страданий. Вот почему оно так важно для достижения счастья. Только умение избавиться от осуждающего отношения и обид позволяет нам свободно наслаждаться радостью и счастьем.
Помню, как однажды на Рождество мне было так плохо, что я купил себе часы «Ролекс» — просто чтобы поднять настроение. Они стоили больше пяти тысяч, и какое-то время я был очень горд этой покупкой. Но уже через полчаса это ощущение улетучилось, и я чувствовал себя таким же несчастным, как и тогда, когда у меня не было этих часов. Оглядываясь назад, я не могу понять, почему считал, что эти часы сделают меня счастливым. Они были такими же, как любые другие; все, на что они были способны, — показывать время.
— Пару лет назад я познакомился с человеком по имени Пол, и он рассказал мне, как постиг силу умения давать еще в те времена, когда был студентом колледжа. Когда Полу исполнилось восемнадцать, старший брат подарил ему новенькую машину, и, естественно, Пол поехал в колледж, чтобы показать ее друзьям. Один первокурсник в восхищении кружил вокруг сверкающей новой машины. «Ну, что скажешь?» — спросил Пол. «Фантастика! — с восторгом ответил первокурсник. — Просто фантастика!» А когда Пол сказал ему, что это подарок ко дню рождения, сделанный его старшим братом, первокурсник был совершенно ошеломлен. «Ее подарил тебе брат?! — воскликнул он. — Ух ты! Как бы я хотел...» Пол догадывался, что собирался сказать этот парень: «Как бы я хотел иметь такого брата». Но первокурсник закончил эту фразу совсем другими словами, и Пол запомнил их на всю оставшуюся жизнь. Тот парень сказал: «Как бы я хотел быть таким братом!»
Слова этого первокурсника так затронули Пола, что он предложил ему прокатиться вместе с ним во время перерыва на обед. Парень не мог скрыть своего восторга и спросил, не могли бы они остановиться у его дома. Пол внутренне улыбнулся. Он думал, что знает, чего хочет этот парень: похвастаться перед друзьями и соседями тем, что ведет такую шикарную новую машину.
Десять минут спустя машина остановилась перед домом первокурсника, и тот вбежал внутрь. Через минуту он вновь показался, выкатывая на крыльцо малыша в инвалидной коляске. «Вот это да!» — воскликнул малыш, широко раскрыв глаза. А затем произошло нечто, от чего на глаза Пола навернулись слезы. Первокурсник сказал своему маленькому брату: «Когда-нибудь, Сэм, я обязательно куплю тебе точно такую же машину». Услышав это, Пол сказал: «Слушай, Сэм, хочешь прокатиться вместе с нами?» Он поднял крошечного хромого малыша в машину, и они катались втроем. В тот день гордый обладатель новенькой машины был смущен и впервые в своей жизни постиг, почему в Библии сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать».