|
Ярчайшего образца "русского стиля" в Санкт-Петербурге Храм Воскресения Христова на Крови или "Спаса на крови", как известно, был посвящен далеко не веселому событию: его решено было построить на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II. Уникальный памятник архитектуры поражает не только внешним, но и внутренним содержанием. Внутреннее пространство собора настолько насыщено декором, что эту грандиозную красоту можно сравнить с большой сказочной шкатулкой с драгоценными камнями, позолотой и многоцветьем искрящихся мозаичных полотен. Хотя над оформлением интерьера работали разные художники, он выглядит как целостное, гармоничное произведение архитектурного искусства. Высокие пилоны, парящие купола и своды создают впечатление устремленности к небесам. На снимке: в центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне представлена земная жизнь Христа, начиная Благовещением и заканчивая въездом в Иерусалим.
В храме два ряда окон: внизу - бесцветные, прозрачные, вверху - голубые с плавным переходом цвета. Из-за этого, несмотря на погоду за окном, создавался эффект яркого голубого неба снаружи храма.
Спас на Крови славится крупнейшим в России ансамблем произведений мозаичного искусства, из-за чего собор называют "музеем мозаики". Мозаика здесь уникальна как по художественному уровню, так и по своим масштабам. Композиции практически полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола храма Воскресения Христова. Образа иконостасов и киотов - тоже мозаичные.
Идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу: изначально предполагалось расписать интерьер, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса.
В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. Через год было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание интерьера решили заказать известным художникам. К 1900 году были в основном закончены эскизы интерьерной живописи.
За сравнительно короткий период было создано почти всё мозаичное убранство Спаса на Крови. Крупным мастером русской и советской мозаики и главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) считается В. А. Фролов. В его творчестве точность в передаче индивидуального почерка авторов сочеталась с тягой к декоративной обобщенности рисунка и звучности колорита. Естественно, что художники под руководством Фролова писавшие оригиналы для мозаик, отличались как степенью дарования, так и художественной манерой. Например, мозаичные иконы по эскизам А. П. Рябушкина, Н. А. Кошелева и Н. К. Бодаревского выполнены в традициях академической живописи; в работах М. В. Нестерова и Н. А. Бруни можно заметить элементы модерна, а у В. М. Васнецова и Н. Н. Харламова преобладают черты византийской иконописи Несмотря на это, внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое, а заодно и отвечает характеру монументальной мозаики как искусства, неразрывно связанного с архитектурой.
Многочисленные библейские сюжеты разделены неповторимыми мозаичными узорами.
Святые на пилонах и пилястрах стен.
Монументальные мозаичные композиции северной стены Спаса на Крови, созданные по оригиналам художника А.П.Рябушкина.
Центральное место в мозаичном ансамбле Спаса на Крови принадлежит произведениям Николая Николаевича Харламова. К тому времени он снискал славу художника-монументалиста. Самая масштабная - мозаичный образ Христа Вседержителя в плафоне центрального купола - относится к числу наиболее значимых произведений в творчестве Харламова.
Широкий мозаичный фриз, украшающий вогнутую поверхность стены, находится на небольшой высоте. Эта мозаика изображает литургический тип сюжета "Тайная вечеря".
Мозаики апсид и куполов выдержаны в очень крупном масштабе. К числу таких знаковых композиций относится и мозаика "Христос во славе" над иконостасом (в средней апсиде).
Авторство самого большого количества мозаик в интерьере и на фасадах Спаса на Крови (48 эскизов) принадлежит художнику Василию Васильевичу Беляеву.
Кроме мозаики, уникальность храма-памятника подчеркивает использование ценных минералов. Удивительный наборный мраморный пол итальянской работы, как драгоценный мозаичный ковер, покрывает огромную площадь - 608(!) квадратных метров.
Еще один яркий пример использования ценных цветных минералов в интерьере Спаса на Крови - отделка иконостасов. Нарядный резной иконостас Спаса на Крови - одна из главных достопримечательностей собора.
Мозаичная композиция "Александр Невский" в северном киоте отмечена чертами "неорусского стиля" и удивительно теплой, лирической интонацией. На ней представлен святой благоверный князь Александр Невский, небесный покровитель императора Александра II.
Шатровая сень над местом смертельного ранения Александра II. Она выступает идеей всего интерьера храма. Как сказал при освящении Спаса на Крови митрополит Антоний, "там, на месте убиения царя, земная мысль о смерти, - здесь, у алтаря Господня, мысль небесная о Воскресении, там побежденная смерть, здесь Воскресением Христовым смерть победившая светоносная жизнь".
В храме можно увидеть макет Спаса на Крови. В подготовке материала использованы источники: http://spas.spb.ru/; Спас на Крови: большая подборка фотографий экстерьера и интерьера https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/spas-na-krovi/photo/; https://eksmo.ru/book/sankt-peterburg-i-okrestnosti-zolotaya-kollektsiya-luchshikh-mest-3- e-izd-ispr-i-dop-spas-na-krovi-ITD1118192/; Собор в честь Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге, Православная энциклопедия; Спас на Крови на архитектурном сайте Citywalls; Спас на Крови: подробное описание истории, архитектуры и интерьера на сайте Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор". |