Актерская пара Мария Миронова и Александр Менакер была цветом той эстрады,
о которой сейчас мы вспоминаем с грустью, как о чем-то настоящем, глубоком,
но ушедшем.
Любви, в которой родилось множество неповторимых творческих находок.
Любви, которая подарила стране одного из самых обожаемых актеров –
АНДРЕЯ МИРОНОВА.
[451x600]Мария Владимировна Миронова
родилась 7 января 1911 в Москве.
Отец Маши очень любил искусство:
музыку, живопись, театр. Эту любовь
он старался привить и окружающим,
в первую очередь своей дочке.
Она всегда ясно осознавала, что она
хочет от жизни, и как к этому прийти.
Причем заложилась эта черта
характера еще в глубоком детстве,
когда Маруся твердо решила стать
артисткой. Верилось в такую перспективу
с большим трудом, потому что девочку
преследовал синдром сцены: как только
она оказывалась перед зрителями,
слова пьесы, стихотворения напрочь
«выветривались».
Когда Маше исполнилось семь
лет, ее отдали учиться в опытно-
показательную школу имени Фритьофа
Нансена. Здесь девочка начала постигать
азы театрального искусства.
Она участвовала практически во всех
постановках школьного театра.
Многое у нее не получалось,
но Мария не сдавалась: уже тогда у нее
начал вырабатываться упорный характер.
Именно упорство и помогло ей в последствии стать большой актрисой.И все-таки
она не отступилась, и еще во время учебы в школе поступила в театральное
училище им. Луначарского.
[365x500]Весной 1927 года Мария Миронова окончила театральный техникум. Попасть
сразу во МХАТ ей не удалось – туда брали лишь членов профсоюза. И тогда
Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты,
где некоторое время танцевала в кордебалете. Здесь же она была принята в профсоюз, что позволило ей уже осенью подать документы во МХАТ.
Но долго работать в этом театре Мироновой не пришлось. Ролей ей, в силу
разных причин, доставалось мало, а тут, как раз, подвернулось приглашение
нового художественного руководителя Московского государственного мюзик-
холла Николая Волконского. Мария Миронова приняла это приглашение.
В том же 1928 году у Марии случилось несчастье - умерли родители, а вслед
за этим тяжело заболела и она сама. Родители умерли одновременно на разных этажах одной и той же больницы. Дочь разрывалась между ними, скрывая от отца тяжелое состояние матери, а от матери то, что отец находится на пороге смерти.
Долгое время актриса не работала, а когда поправилась -поступила в Центральный театр транспорта (впоследствии он будет называться Театром им. Н. В. Гоголя).
Параллельно с работой на «большой сцене» Мария Миронова начала свою деятельность на эстраде.
Так на эстраде впервые появилась Капа, а вместе с нею новый жанр - телефонные разговоры.Черный приталенный жакет, длинная прямая цветная юбка с ярко-красными оборками внизу, парусиновые теннисные тапочки, старая рыжая лиса с облезлым хвостом вокруг шеи, на голове шерстяной красный берет с маленьким торчком… Капа в исполнении Мироновой была просто неподражаемой, публику до истерического хохота.
После Капы Миронова продолжила «говорить по телефону» в образах Дуси,
Клавы, Марочки... Эти миниатюры она либо сочиняла сама, либо или с помощью писателей Угрюмова и Полякова. Героини были разными, но всех их объединяло
одно - празднословие, страсть к сплетням, сенсациям, беспардонность и
невежество.В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Андрей Миронов иногда шутил: -Я боюсь Бога, маму и Ольгу Александровну
Аросеву. Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки. Не секрет,
что характера Марии Владимировне Мироновой было не занимать, многие за
глаза называли её «железная леди». Она действительно была такой. И умела производить впечатление. Первое замужество Марии Мироновой не было
неудачным. Но и большой любви к Михаилу Слуцкому она не испытывала.
Вот как описывает Марию Миронову и её первого мужа Михаила Слуцкого
её знакомая Радовская, встретившая их в 1936 г.в гостях:
«Вы были не одна, приятный молодой человек сопровождал вас. На Вас
была надета красивая, очень широкая юбка, оттеняющая тонкую талию, а выше
сияли два огромных светлых глаза, оттенённые удивительно длинными вспархивающими ресницами».
[442x688]
Любовь вообще оставалась для Мироновой
непознанным чувством,пока в ее жизнь не
вошел артист эстрады Александр Менакер.
К ней долгое время питал тёплые
чувства певец Иван Козловский,
даже просил Машу уйти от первого мужа.
Маша исполнила просьбу наполовину:
ушла от мужа, но не к Козловскому,
а к своему молодому коллеге Александру Менакеру.
Их роман разгорелся в Ростове-на-Дону.
То, что оба несвободны, смущало только коллег.
Миронова же ждала нужной ей развязки.
Уже на четвертый день знакомства
Александр Менакер проснулся от скрипа пера
и увидел, что Миронова что-то старательно
выводит на листе. Он поинтересовался,
что же она делает?
«Сообщаю мужу о разводе, – не отрываясь
от письма, сказала Мария, –
и Вам советую сделать то же самое,
сообщить своей супруге о разрыве...»
Судьба свела их на сцене, когда ей было
29 лет, а ему – 26. Каждый из них
находился в браке и, на первый взгляд,
не испытывал никакого желания что-то
ломать. Но любовь выскочила на них
такая же яростная, как описывается в
романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Только в отличие от булгаковской
героини, Мария оказалась куда более решительной. Вскоре бывший муж Марии Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа».
Александр Менакер к моменту встречи с Марией Мироновой был женат на исполнительнице грузинских танцев Ирине Ласкари. У них рос сын Кирилл. Но страсть
к московской артистке поглотила молодого мужчину. К разводу его безапелляционно подтолкнула сама Миронова, собственным волевым решением перевернув судьбу свою, Менакера и еще многих участников этих событий.
Младший сын Менакера Андрей Миронов родился во время Великой Отечественной войны. Младенцем он доставил своей маме немало хлопот. С его недугами Мария Миронова боролась самоотверженно, но материнскую любовь проявлять не умела – поцелуи и обнимания были не в ее стиле. Андрей часто жаловался на мамину тиранию и вспышки гнева родственникам со стороны отца. Но сам Андрей Миронов никогда и ни в чем не мог отказать Марии Владимировне. Он всю жизнь пытался завоевать ее любовь, о чем говорят его письма к маме, цитируемые в фильме.
Мария Миронова была императрицей в своей семье. Но власть ее опиралась на ее мужчин, готовых подчиниться и поддержать в любую минуту. Мужа, согласившегося стать на сцене лишь скромным дополнением ее – примы. И сына, который жертвовал личной жизнью, чтобы не вызывать недовольства мамы.
Единственный сын, любимый сын, Андрей Миронов с малолетства был привязан к матери. Где бы он ни был, звонил почти каждый день, присылал открытки с видами городов, где побывал, сообщал местные новости: «В Парме цены фантастические! Что-либо выбрать невозможно, но я стараюсь». Скучал по матери больше, чем по жёнам: «Мамочка, приезжай скорее, мы все тебя ждём, без тебя не может быть новоселья!»; «…я приложу все усилия, чтобы не огорчать тебя и быть приличным, порядочным человеком… Твой сын «киноартист» Андрей».
В отличие от сцены, в кино Марии Мироновой не везло. Снималась она мало,
а если ей и доставались роли, то, как правило, второго плана. Жена директора завода в спортивной комедии Семена Тимошенко «Запасной игрок» (где блистали Георгий Вицин и Павел Кадочников), Леокадия Михайловна в приключенческой комедии Александра Роу «Драгоценный подарок» и еще десятка полтора ролей – вот и все, что оставила Мария Миронова, как киноактриса. И это не ее вина. Скорее это беда нашего кинематографа, который так и не смог раскрыть незаурядное дарование замечательной актрисы…
Так как вы,мои друзья,в курсе,что ролики блокируются на You-tube,
предлагаю пройти по ссылкам,чтобы увидеть то немногое,
что осталось из эпизодических ролей М.Мироновой!
СЕКРЕТАРША ТОВАРИЩА БЫВАЛОВА В ФИЛЬМЕ"ВОЛГА=ВОЛГА"
Семья Мироновой-Менакера никогда не считалась и не была богатой. И не потому,
что раньше актерам платили сущие копейки. Просто ни Мария Владимировна, ни Александр Семенович никогда не делали культа из денег. Есть они – хорошо, нет – ничего страшного, как-нибудь выкрутимся. А когда «лишние» деньги все-таки появлялись, Мария Владимировна любила собирать друзей. Ради кого-то она была готова пожертвовать всем, и часто говорила, что лучше есть торт с друзьями, чем ..."
В повседневной жизни Мироновых-Менакера царило взаимопонимание и любовь.
Постепенно Александр Менакер становится не только верным и полноценным партнером Марии Мироновой, но и творческим вдохновителем и организатором нового театра — «Театра двух актеров». Он в одном лице и заказчик, и завлит, и директор, и режиссер, и исполнитель.
Дверь была приоткрыта. Смотрю: сидит в своем кресле.
Тишина. Сумерки. И смотрит… если сказать «вдаль» – ничего не сказать.
В глубь галактики. В бесконечность. Ощущение было, что она выпала из времени,
что это истинный, главный ее монолог. Монолог молчания…»
Жизнь Марии Мироновой превратилась в пустыню, когда любимые мужчины ушли один за другим. В марте 82-го года Мария Миронова стала вдовой. Без Менакера не стало и эстрадной сцены, на которой Миронова не мыслила себя в одиночестве. А в августе 87-го года судьба нанесла ей сокрушительный удар – умер единственный сын Андрей. Тогда она сказал: "Это мой конец". Могла ли Мария Миронова представить, что опустошенной жизни ей осталось еще целых 10 лет. После всех ударов судьбы в 80 с лишним лет эта сильная женщина находила в себе силы работать и бороться за Дом Актера.
На праздновании своего 85-летнего юбилея Мария Миронова вывела на сцену свою единственную внучку Марию Миронову и правнука Андрюшу, сказав залу: «Вот вам Мария Миронова, а вот - Андрей Миронов!» Она умерла 13 ноября 1997 года, но даже после смерти в квартиру Мироновых-Менакеров продолжали приходить письма с надписью: «Москва. Маме Андрея Миронова».