Это цитата сообщения
Dancing_Witch Оригинальное сообщениеstrong>EX VOTO - вотивные дары - от этруссков до наших дней<
[показать]
Вотивные дары в Неаполе.
Про милагрос я уже писала...
[показать]
... мексиканские ретаблос - наивные и смешные иногда - обошли уже весь интернет..) Но тема оказалась намного шире, я к ней подбиралась долгое время и вот, наконец, более-менее объединяющий пост готов. Однако все равно охватить все варианты не реально и мне даже больше нравится выражение "вотивная религия", потому что традиция эта намного шире, чем просто дар, присутствует во всех конфессиях мира, как отдельное внутреннее течение. Народная религия всегда отличается от заумной богословской. Очевидно ведь, что осязаемые подарки всегда получать приятнее, и людям, и богам..)
[показать]
Древние вотивные пластинки их Франции.
Кроме того, здесь есть и медицинские, и магические аспекты...
"...разновидности религии замещающей жертвы - вотивной религии этрусков.
3. ВОТИВНАЯ РЕЛИГИЯ
В святилищах этрусков были найдены изображения всех членов тела и внутренних органов человека - так называемые вотивные дары. Вотивные дары являлись своеобразным обращением или посланием к богам, состоящим в просьбе излечить орган, изображение которого приносилось богу в качестве дара или платы.
Вотивы прикреплялись к стенам в святилищах. Когда на стенах больше не оставалось места, их снимали и складывали в особые священные ямы.
В некоторых случаях жертвовали целые фигурки больных. Видимо, такое пожертвование было связано с общим недомоганием или неустановленным диагнозом.
[показать]
Рисунок 81
Вотивное приношение в форме левой руки и форме женского лона
Процесс оздоровления понимался обычно как повторное рождение. Больное умирало, здоровое нарождалось. Вот почему, когда шла речь о здоровье всего человека, больной приносил свой портрет. Этот портрет часто отражал стадию начавшегося перехода человека в божество - стадию второго рождения. Скульптурные и ри-сованные портреты изображают голову человека, а основная душа человека мыслилась этрусками в голове. Поэтому на этрусских погребальных урнах часто изображен портрет умершего. Подобный подход к влиянию на тело и органы человека через его изображение или соответственное изображение органа - древнейшая черта симпатической магии, или магии замещения, сохранившейся до наших дней. Широко известно средство черной магии: при желании колдуна навредить человеку он делает изображение своей жертвы и при соблюдении соответствующего ритуала наносит увечье изображению, считая, что по принципу подобия увечье перейдет и на живого человека. Кроме этого, формула прошения дара у бога в обмен на что-то ему даваемое-жертвуемое - своеобразный торговый обмен, который входит во все религии мира. Даже в наши дни свечка, поставленная перед иконой, является своеобразным даром-жертвой Богу; в случае пожертвования денег на дом Бога - храм происходит своеобразный обмен денег на исполнение просьб и молитв верующих. У этрусков такой обмен с богом сохранил древнейшие черты прямого конкретного обмена, что указывает на древность самого ритуала и его культурных носителей. ("Мифология и религия этрусков", А.Е.Наговицын)
Приношения по обету - вотивные дары
(Из Википедии, свободной энциклопедии -Январь 2009)
[показать]
Часть женского лица с инкрустированными глазами, древнегреческий вотивный дар, 4-ый век до н.э., вероятно работы Praxias, установленный в нише столба в святилище Асклепия в Афинах, Музей Акрополя, Афины.
Древнее греческое вотивное изображение, 400 г до н.э. Асклепий сидит на омфалосе между своей женой Эпайон и человеком, одетым в гиматион, Музей Акрополя, Афины.
[показать]
Икона Святой Параскевы с подарками по обету, висящими около нее. Крит, 2001. Святая держит пластину с изображением двух глаз на ней. Она, как полагают, является целительницей слепых. Один из ее посетителей оставил исполненное по обету предложение (tama) с изображением глаз, чтобы указать, каково его несчастье.
[показать]
Исполненный по обету дар или исполненное по обету предложение - это один или более сохраняющихся объектов, без какого либо последующего восстановления или использования, которые используются в священном месте с разнообразными религиозными целями. Такие предметы - особенность как современных , так и древних обществ и сделаны главным образом для того, чтобы снискать расположение сверхъестественных сил. Некоторые дары были очевидно сделаны в ожидании достижения особого желания, но для Западных культур, от которых сохранились письменные свидетельства, было более типичным ждать, пока желание не будет исполнено, прежде чем сделать дар, для которого по обету может использоваться более конкретный термин. Дары в знак исполнения обета были описаны в историческую римскую эру и в греческих источниках, хотя подобный обычай сохраняется и в настоящий момент, например в традиционной католической культуре, и возможно, в нынешней практике бросания монет в колодец желания или фонтан.
[показать]
Вотивный алтарь в честь трех богов, Испания.
"...возникновение обычая вотивных приношений на стадии первобытности в связи с магическими представлениями. Мнения о возникновении этого обычая расходятся. Одни исследователи (Э.Б. Тайлор) считают вотивы разновидностью заместительной жертвы. Другие видят их истоки в контагиозной или имитативной магии. Наши возражения вызывает классификация, примененная в Интернете, по которой коллекция вотивов Российского музея истории религии (Санкт-Петербург) помещена в раздел "Амулеты и обереги". Их нельзя объединять, так как в отличие от вотивов, назначение амулетов - предотвращение болезней, находиться они должны при человеке ( Обычай вотивных приношений в истории религии и истории медицины, Хаджинов Д. Г., Станишевский Е. Г.,
Бевзенко Т. Б. http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/6/articles/sec2/s2a16.html)
[показать]
Глубокое знание анатомии у создателей вотивов не вызывает сомнений..)
Древние дары
[показать]
Вотивная корона короля вестготов Рексесвинта († 672), часть Сокровища Guarrazar. Сделана из золота и драгоценных камней в 2-ой половине 7-ого столетия. Национальный Археологический Музей Испании (Мадрид).
В Европе находят вотивные дары относящиеся еще к неолитическому периоду, в виде полированных каменных топоров, пик находок приходится на окончание бронзового века. Экспонаты более высокого статуса, такие как мечи и острия копий, были очевидно закопаны или просто брошены в водоем или трясину торфа, откуда их уже не возможно было бы достать. Часто все объекты в ритуальном захоронении сломаны, что бы гарантировано уберечь их от дальнейшего восстановления и использования. Для целенаправленного отказа от таких ценных вещей как мечи и острия, как считают, должен был быть некий ритуальный подтекст. Предметы, сохранившиеся с того времени в реках, озерах и бывших затопленных местах (теперь осушенных современными сельскохозяйственными приемами) находят с помощью металлоискателей любители и археологи. Высказывание Диогена Sinope, воспроизведенное Диогеном Лаэртиусом, указывает на высокий уровень вотивных даров в Древней Греции:
“Когда кто-то выражал удивление по поводу вотивных даров в Самофракии, его (Диогена), комментарий был таким, что
"Их было бы гораздо больше, если бы те, кто не был спасен, тоже приносили свои дары" .
[показать]
Вотивная корона на статуе Девы Марии во время процессии в Севилье.
Сокровищницы в Олимпии и Дельфах (включая Афинскую Сокровищницу и Сокровищницу Siphnian) были построены различными греческими городами-государствами, чтобы хранить там их собственные вотивные предложения в виде денег и драгоценных металлов; в этих местах также содержалось большое количество исполненных по обету скульптур, хотя они были предназначены как для того, чтобы прославлять каждый город ввиду его конкурентов, так и для благодарения богов.
В Мезоамерике исполненные по обету дары были обнаружены в Olmec эль Manati (датируемые около 1600-1200 гг до н.э) и в священном гороe майя в Чичен-Итце (850-1550 гг нашей эры).
Современные перуанские ретаблос художника Nicario Jimenez Quispe. Photograph by Patty Mooney, San Diego, California
[показать]
В археологии исполненные по обету дары отличаются от казны и просто сокровищ или кладов тем, что, хотя они могут содержать подобные предметы, вотивные дары не были предназначены для более позднего восстановления.
Археологи восстановили некоторые из вотивных даров, сделанных в древней Спарте с 5-ого столетия до н.э.. Эти исполненные по обету подношения свидетельствуют о наличии грамотности в Спартанской культуре. Уделяя основное внимание надписям, которые видимо были сделаны человеком, создающим сам вотивный предмет, археологи могут интерпретировать это как раннее свидетельство того, что большинство из них, если не все, были от высших сословий. Всего одна часть глиняной посуды была найдена, на которой , кажется, были соответствующие надписи. Это указало бы на распространенную повседневную грамотность среди спартанцев, если это верно. К сожалению, ученые не обнаружили никаких других частей глиняной посуды с подобной надписью, чтобы подтвердить ту единственную находку.
[показать]
Романская табличка имперской эпохи, Кипр.
Древние кельты предпочитали источники в качестве естественных храмов и доверяли водной стихии "доставку" своих даров божеству. Исследователи кельтской мифологии [«Друиды. Поэты, ученые, прорицатели». Стюарт Пиготт] пишут о том, что вода, родники, колодцы и ритуальные шахты были для этих племён связаны с загробным, потусторонним миром, видимо, являясь точкой перехода :
"Глава 2. Кельтский мир друидов
ВОТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Эти ритуальные шахты, часть которых могла какое-то время использоваться в качестве колодцев, связывает кельтский культ загробного «подземного» мира с водой и родниками. Мы имеем здесь дело с глубоко укоренившимися верованиями, все еще живущими в кельтском фольклоре. Их существование в древности подтверждается многочисленными находками, объяснить которые лучше всего может лишь их вотивное, то есть жертвенное, «посвящаемое чему-то» назначение. Их помещали в пруды, источники или естественные колодцы. Многочисленны примеры подобных находок, связанных с кельтским миром, и хотя некоторые из них могут быть истолкованы иначе, а именно как чисто бытовые («захоронки» в римских колодцах), целый ряд их является определенно вотивными. Так, относящийся ко II или III веку до н. э. клад из двух тысяч предметов, главным образом брошей и браслетов, найденный в котле у Гигантских родников под Дачевом в Чехословакии, несомненно, подтверждает это мнение. Так же обстоит дело с раскопками в Ла-Тене на озере Невшатель, или у Ллин-Керриг-Бах в Энгдесли, или находками котлов в озерах на юге Шотландии и, конечно, в Гундеструпе. У классических авторов мы находим свидетельства о галльских сокровищах, открытых напоказ, но нетронутых в туземных святилищах. Одно из них, Тулузский клад, был разграблен консулом Цепио в 106 году до н. э., по описанию Посидония, сокровище это находилось в священных приделах и прудах, причем вес его исчислялся приблизительно в 100 000 фунтов золота и 10 000 фунтов серебра.
[показать]
Маска кельтского бога из области Пиренеев. В отверстия для глаз были первоначально вставлены эмаль или стекло. Бронзовый лист, высота 17,2 см. Музей Тарб, Франция.
Григорий Турский в VI веке н. э. описывает галло-римский фестиваль на берегу озера в Севеннах, во время которого в воду бросали жертвенных животных и вотивные приношения. Такие ежегодные праздники продолжались там вплоть до 1868 года!"(Стюарт Пиготт «Друиды. Поэты, ученые, прорицатели»)
http://www.bibliotekar.ru/druidy/17.htm
Табличка Проклятия
[показать]
Eyguieres Curse Tablet
Табличка Проклятия или defixio - маленький лист олова, или вовлеките, на который было надписано сообщение, с пожеланием неудачи кому-то еще. Обычно их находили в свернутом виде и сознательно спрятанными, и было пять главных причин для посвящения Таблички Проклятия: [2]
1 - Тяжба, 2 - Соревнование, 3 - Торговля, 4 - Эротическое Стремление, 5 - Воровство .
Из тех, что находят в Великобритании, огромное большинство принадлежит к пятому типу. Две самых больших концентрации - со священных источников в Аква Сулис, где зарегистрировано 130 примеров, и в Uley, где более чем 140 таких предметов найдено. Использование Таблички Проклятия с целью восстановления украденной собственности является убедительными доказательством обращения к божественной власти посредством нетрадиционной религиозной церемонии, часто с использованием некоторой формы водной доставки. В обычной форме божественную просьбу передавали посредством молитвы, жертвы и посвящения алтаря [3], таким образом предоставляя хорошую возможность проникновения в суть римской провинциальной культуры.
[показать]
Вотивные таблички Святой Марии в аббатстве Himmerod, Германия.
[показать]
Пинакса\Pinax, дар Асклепию с просьбой излечить ногу. I-II вв. н. э., Лувр - пинакса это вотивная табличка\пластина из раскрашенного дерева или терракоты, бронзы, которые подносили в качестве даров в святилища или устанавливали как памятные доски в гробницах. Пинакса Персефона и Гадес из Локри (национальный музей Калабрии)
[показать]
Иудаизм
Тора предоставляет возможность для "добровольных пожертвований", которые могут быть сделаны любым человеком. Когда Соломон построил первый храм, он обеспечил множество возможностей выше и вне того, чем было дано Моисею на Горе Синай (см. Храм Соломона).
Устное предание в Раввинском Иудаизме также говорит об огромном золотом экспонате в виде виноградной лозы, находящемся за пределами священного места Храма в Иерусалиме перед его разрушением римлянами [4].
Христианство
Традиция исполненных по обету пожертвований была внесена в Христианство как на Востоке, так и на Западе. Особый тип исполненной по обету короны, первоначально византийской, был также принят на Западе.
Восточное Христианство
[показать]
Tamata (исполненные по обету предложения) перед иконой Черной Мадонны в Чании, что на Крите.
[показать]
Чудотворная икона Theotokos, "Троерукая"; третья рука из серебра является исполненным по обету даром в благодарность за совершенное чудо.
Согласно Священной Традиции, после обращения Константина Великого и последующей победы в Сражении Мильвиэн-Бридж, он пожертвовал Церкви один из крестов, которые он нес в сражении. Этот крест, как считают, сохранен на Горе Афон.
Один из самых известных Ортодоксальных вотивных даров тот, что сделан Святым Иоаном из Дамаска. Согласно традиции, в то время как он служил как визирь у Калифа, он был ложно обвинен в предательстве, и его рука была отрезана. После молитвы перед иконой Theotokos была чудесно восстановлена его рука. В благодарность он сделал серебряную точную копию отрубленной руки и приложил ее к иконе. Эта икона, называемая "Троерукая", теперь хранится в Монастыре Hilandar на Горе Афон.
Православные продолжают делать исполненные по обету пожертвования по сей день, часто в форме tamata, металлических мемориальных пластин, символизирующих предмет их молитв. Другие дары включают, свечи, просфоры, вино, масло, или ладан. В дополнение к этому, многие оставляют что-то вроде личностной ценности, ювелирное украшение, нагрудный крест или военный орден, в знак преданности.
[показать]
Ex-votos in the Lady Chapel of Jasna Góra, Częstochowa
Западное Христианство
[показать]
Вотивные дары из базилики Notre-Dame de la Garde, Марсель, Франция. Сразу видно, что город основной своей деятельностью связан с морем.
Сегодня вотивы могут представлять из себя зажженные по обету свечи, цветы, статуи, одеяния, или денежно-кредитные пожертвования.
[показать]
Традиционные специальные формы исполненного по обету предложения включают маленькие серебряные модели пораженной части тела, надписанные каменные таблички, картины народного искусства, такие как исполненные по обету картины Мексики (ретаблос), или модели кораблей, пожертвованные моряками, которые пережили опасное путешествие.
[показать]
У многих Католических церквей все еще есть области, где такие предложения показаны. В базилике Notre-Dame-des-Victoires, Париж, показаны более чем 10 000 предметов, главным образом с военной специализацией.
[показать]
Исполненная по обету церковь в Вене - последний пример среди многих церквей, которые являются самостоятельно исполненными по обету предложениями, в этом случае построенными, чтобы благодарить за избавление лишь по счастливой случайности от убийства Императором Францем Йозефом I Австрии в 1853.
[показать]
Szawle, Góra Krzyży
Средневековые примеры включают:
[показать]
Несколько исполненных по обету корон, таких как те в Сокровище Guarrazar
Вотивная корона — была изобретением византийцев, перенятым вестготами и лангобардами. Представляла из себя корону-обруч, которая подвешивалась с потолка церкви над алтарём или в арках. Наиболее прославленные вотивные короны — это находки из клада в Гварразаре (обнаружен в 1858-1861 гг. близ Толедо). Включал 6 корон, две из которых, более крупные, содержали имена дарителей, королей Реккесвинта (Рецесвинта) и Свинтилы.
[показать]
Они названы в посвятительных надписях, которые создаются подвесками в форме ажурных букв, прикрепленными нижнему краю корон.
[показать]
Все находки были выполнены из золота, украшены эмалью и обильно инкрустированы драгоценными камнями — гранатами, агатами, сапфирами, жемчугом и кусками горного хрусталя в т.н. «полихромном стиле».
[показать]
Корона Свинтилы - была украдена в 1921 г. из Мадрида[4], и сейчас её местонахождение неизвестно. Имела надпись из подвесок «Svintilanvs Rex Offeret»)
[показать]
Железная Корона Ломбардии - название короны Лангобардского королевства, состоящая из золотого обруча в 3 дюйма шириной, покрытого драгоценными камнями, внутри которого помещается узкий железный обруч.
В средневековой и ренессансной Италии существовали помещаемые в церкви многочисленные портретные восковые фигуры ex voto - помещенные по обету, реалистически одетые и раскрашенные, в рост человека, а порой и конные[Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. ]. Особенно подобными фигурами из воска (immagini di cera), которые называли и просто voti, славилась флорентийская церковь монахов-сервитов Сантиссима Аннунциата. Их было так много, что в 1401 году Синьория разрешила такие подношения только гражданам-членам старейших цехов.
[показать]
Приношения в итальянской церкви.
У Генриха III в Англии была золотая статуя его королевы, сделанная и размещенная в святыне Св. Эдварда в Вестминстере.
Сокол из воска, установленный в святыне Св. Валстэна Эдвардом I
Алмаз и рубин, украшавшие могилу Стропа Св. Фомы в Кентербери
Многочисленные костыли, оставленные в гроте в Лурде
[показать]
Drei Votivtafeln an der Iselbrücke in der Fraktion Ganz (Gemeinde Matrei in Osttirol)
Статуэтки — были изображениями богов или реальных людей и клались в могилу. Наиболее знаменитыми являются египетские ушебти, которые должны были служить умершим в загробном мире. Другая характерная группа — статуэтки богинь, например, критские богини со змеями, античные богини-матери[Кармазина О. В. Культ Матер-Матуты в древней Капуе], древнегреческие терракотовые фигурки.
Знаменитая фигурка с Крита, оказывается, тоже вотив! Я не знала...
[показать]
В повести Куприна «Гранатовый браслет» злосчастное украшение в конце концов также оказывается в церкви:"У вас, католиков, есть милый обычай — так он и сказал: милый обычай — вешать на изображение Матки Боски кольца, ожерелья, подарки. Так вот исполните мою просьбу: вы можете этот браслет повесить на икону?" Я ему обещала это сделать." Хотя у православных, как мы уже знаем, тоже массу украшений можно увидеть под иконами...
Приношения верующих к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»
[показать]
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%82%D0...%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B
http://ec-dejavu.ru/v/Votive.html