Очень люблю воспоминания Соллогуба. Перечитывала много раз. Люблю и всё! А ещё, это хороший повод взглянуть на светских дам, красавиц того времени ) А мне только дать картиночный повод... )))
«Две девушки в то время занимали мое воображение: княжна Мария Ивановна Барятинская и графиня Софья Михайловна Виельгорская; княжна Барятинская вышла замуж за князя Михаила Кочубея, я женился на графине Виельгорской..."
Кристина Робертсон "Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей ур.Барятинской (1818-1843) " ок.1840
"Свадьба наша совершилась с необыкновенною пышностью…. Теща моя, всегда эксцентрическая, выкинула штуку при этом, о которой я до сих пор не могу вспомнить без смеха. Для жены моей и меня в доме моего тестя была приготовлена квартира, которая, разумеется, сообщалась внутренним ходом с апартаментами родителей моей жены. Теща моя была до болезни строптива насчет нравственности и, предвидя, что ее двум дочерям девушкам - младшей из них, Анне, едва минул тринадцатый год - придется, может быть, меня видеть иногда не совершенно одетым, вот что придумала: приданое жены моей было верхом роскоши и моды, и так как в те времена еще строго придерживались патриархальных обычаев, для меня были заказаны две дюжины тончайших батистовых рубашек и великолепный атласный халат; халат этот в день нашей свадьбы был, по обычаю, выставлен в брачной комнате, и, когда гости стали разъезжаться, моя теща туда отправилась, надела на себя этот халат и стала прогуливаться по комнатам, чтобы глаза ее дочерей привыкли к этому убийственному, по ее мнению, зрелищу".
П.Н.Орлов "Портрет Софьи Соллогуб" 1840-е
«То, что я положительно помню, это то, что у бабушки моей Архаровой состоялся однажды вечер весьма оригинальный. К ней назвались ряженые; поводом тому послужило, конечно, не столько желание сделать удовольствие почтенной старушке, сколько присутствие в доме моей двоюродной сестры, Натальи Соллогуб, молодой девушки редкой красоты. Она была невестой уполномоченного на Кавказе для заключения мира с персиянами А. М. Обрескова, который в то время находился по служебным дипломатическим делам при генерале Паскевиче. По совершении мира графу Паскевичу-Эриванскому был пожалован миллион, Обрескову -- 300 тысяч. Помню, как он возвратился и подарил своей невесте полученные им от шаха шали и другие драгоценности».
«Матушка очень любила своих племянниц по мужу и, сколько могла, старалась доставлять им всякие удовольствия и развлечения. С переездом к нам Натальи Львовны дом наш снова оживился. Двоюродная сестра моя была красавица и в свете имела успех громадный. Она вскоре вышла замуж за Обрескова, который впоследствии долгое время занимал лестный пост российского посла при дворе короля Обеих Сицилий в Неаполе».
Соллогуб здесь путает. Александр Михайлович Обресков (1790-1885) был послом в Турине.
П.Соколов "Наталья Львовна Соллогуб" (1809-18..) 1831
«Вторая дочь дядюшки была также замечательно хороша собою, звали ее Надежда, она долгое время была фрейлиной великой княгини Елены Павловны, а потом вышла замуж за Алексея Свистунова»
П.Ф.Соколов "Портрет Надежды Львовны Сологуб (1815-1903)"
«Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более, а кожа, глаза, зубы, уши!...
А.П. Брюллов "Портрет Н.Н. Пушкиной (1812-1863)" 1832
В.Гау "Портрет Натальи Николаевны Пушкиной" 1844
«Живо помню один бал у Бутурлиных и смешную сцену, на которой я присутствовал. Это было, сколько припоминаю, в зиму с 1835-го на 1836 год…
Бутурлин… имел двух детей - дочь, вышедшую потом замуж за графа Павла Строганова, и сына Петра; этому сыну было тогда лет тринадцать, он еще носил коротенькую курточку и сильно помадил себе волосы. Так как в то время балы начинались несравненно раньше, чем теперь, то Петиньке Бутурлину позволялось (его по-тогдашнему родные очень баловали) оставаться на бале до мазурки. Он, разумеется, не танцевал, а сновал между танцующими. В тот вечер я танцевал с Пушкиной мазурку и, как только оркестр проиграл ритурнель, отправился отыскивать свою даму: она сидела у амбразуры окна и, поднеся к губам сложенный веер, чуть-чуть улыбалась; позади ее, в самой глубине амбразуры, сидел Петинька Бутурлин и, краснея и заикаясь, что-то говорил ей с большим жаром. Увидав меня, Наталья Николаевна указала мне веером на стул, стоявший подле, и сказала: «Останемтесь здесь, все-таки прохладнее»; я поклонился и сел. «Да, Наталья Николаевна, выслушайте меня, не оскорбляйтесь, но я должен был вам сказать, что я люблю вас,- говорил ей между тем Петинька, который до того потерялся, что даже не заметил, что я подошел и сел подле,- да, я должен был это вам сказать,- продолжал он,--потому что, видите ли, теперь двенадцать часов, и меня сейчас уведут спать!» Я чуть удержался, чтобы не расхохотаться, да и Пушкина кусала себе губы, видимо, силясь не смеяться; Петиньку действительно безжалостно увели спать через несколько минут»
В.Гау "Портрет Н.Н.Пушкиной" ок.1844
"...Елисавета Михайловна Хитрово. Она никогда не была красавицей, но имела сонмище поклонников, хотя молва никогда и никого не могла назвать избранником, что в те времена была большая редкость. Елисавета Михайловна даже не отличалась особенным умом, но обладала в высшей степени светскостью, приветливостью самой изысканной и той особенной всепрощающей добротой, которая только и встречается в настоящих больших барынях. В ее салоне, кроме представителей большого света, ежедневно можно было встретить Жуковского, Пушкина, Гоголя, Нелединского-Мелецкого и двух-трех других тогдашних модных литераторов. По этому поводу молва, любившая позлословить, выдумала следующий анекдот: Елисавета Михайловна поздно просыпалась, долго лежала в кровати и принимала избранных посетителей у себя в спальне; когда гость допускался к ней, то, поздоровавшись с хозяйкой, он, разумеется, намеревался сесть; г-жа Хитрово останавливала его: "Нет, не садитесь на это кресло, это Пушкина,-- говорила она, -- нет, не на диван -- это место Жуковского, нет, не на этот стул -- это стул Гоголя -- садитесь ко мне на кровать: это место всех!"
П.Соколов "Портрет Елизаветы Михайловны Хитрово, урождённой Кутузовой (1783-1839)"
"Аврора Карловна Демидова, финляндская уроженка, считалась и была на самом деле одной из красивейших женщин в Петербурге; многие предпочитали ей ее сестру, графиню Мусину-Пушкину, ту графиню Эмилию, о которой влюбленный в нее Лермонтов написал это стихотворение:
Графиня Эмилия -
Белее, чем лилия…
Стройнее её талии
На свете не встретится
И небо Италии в глазах её светится
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
[563x700]
В. Гау "Гафиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1818-1846)" 1845 г.
В. И. Гау "Э. К. Мусина-Пушкина" 1840 год.
Трудно было решить, кому из обеих сестер следовало отдать пальму первенства; графиня Пушкина была, быть может, еще обаятельнее своей сестры, но красота Авроры Карловны была пластичнее и строже. Посреди роскоши, ее окружавшей, она оставалась, насколько это было возможно, проста; мне часто случалось встречать ее на больших балах в одноцветном гладком платье, с тоненькой цепочкой, украшавшей ее великолепную шею и грудь; правда, на этой цепочке висел знаменитый демидовский бриллиант-солитер, купленный, кажется, за миллион рублей ассигнациями.
К.П.Брюллова "Портрет Авроры Карловны Демидовой (1808-1902)"
Аврора Карловна Демидова рассказала мне однажды очень смешной случай из ее жизни; возвращаясь домой, она озябла, и ей захотелось пройтись несколько пешком; она отправила карету и лакея домой, а сама направилась по тротуару Невского к своему дому; дело было зимой, в декабре месяце, наступили уже те убийственные петербургские сумерки, которые в течение четырех месяцев отравляют жизнь обитателям столицы; но Демидова шла не спеша, с удовольствием вдыхая морозный воздух; вдруг к ней подлетел какой-то франт и, предварительно расшаркавшись, попросил у нее позволения проводить ее домой; он не заметил ни царственной представительности молодой женщины, ни ее богатого наряда, и только как истый нахал воспользовался тем, что она одна и упускать такого случая не следует. Демидова с улыбкой наклонила голову, как бы соглашаясь на это предложение, франт пошел с нею рядом и заегозил, засыпая ее вопросами. Аврора Карловна изредка отвечала на его расспросы, ускоряя шаги, благо дом ее был невдалеке.
Приблизившись к дому, она остановилась у подъезда и позвонила.
- Вы здесь живете?! - изумленно вскрикнул провожавший ее господин.
Швейцар и целая толпа официантов в роскошных ливреях кинулись навстречу хозяйке.
- Да, здесь, - улыбаясь, ответила Демидова.
- Ах, извините! - забормотал нахал, - я ошибся... я не знал вовсе...
- Куда же вы? - спросила его насмешливо Аврора Карловна, видя, что он собирается улизнуть, - я хочу представить вас моему мужу.
- Нет-с, извините, благодарствуйте, извините... - залепетал франт, опрометью спускаясь со ступенек крыльца.
Л.Ю.де Леомениль. "Портрет Авроры Карловны Демидовой с сыном Павлом" 1840-е гг
«Самым блестящим, самым модным и привлекательным домом в Петербурге был в то время дом графа Ивана Воронцова-Дашкова благодаря очаровательности его молодой жены прелестной графини Александры Кирилловны. Я был с нею в родстве и в самых дружеских отношениях, и потому запросто и ежедневно бывал у нее. Много случалось встречать мне на моем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встретил я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом била в ней жизнь и оживляла, скрашивала все ее окружающее».
В.Гау "Портрет А.К. Воронцовой-Дашковой (1818-1856)" 1840-е
«Балы князя Юсупова, который также по своему огромному богатству занимал видное положение в свете, отличались тем же великолепием, но не имели того оттенка врожденного щегольства и барства, которым отличались приемы графа Воронцова-Дашкова…Жена Юсупова, рожденная Нарышкина, была очень хороша собой и приветлива; после кончины князя она вышла замуж за француза и навсегда поселилась во Франции»
Кристина Робертсон "Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1809/1810 - 1893)" 1840
Кристина Робертсон "Портрет Зинаиды Юсуповой". 1840-е
Борис Николаевич Юсупов приложил немало усилий, чтобы завоевать расположение её родителей и жениться. В 1827 брак состоялся. Но... Как говорили "Она имела вид прикованного зефира. Все в ней ещё поэзия. Только муж напоминает презренную прозу". После смерти Юсупова Зинаида Ивановна вышла замуж за графа Луи Шарля Оноре де Шово маркиза де Серр (1829-1889).
Вообще, жизнь кажной их них - интереснейшая история.
И напоследок ) Ещё цитата из Соллогуба.
«В те времена имена светских красавиц не были еще достоянием газетчиков и упоминать о них в газетах считалось бы верхом неприличия, но в устах всех были слышны имена графини Завадовской , Фикельмон рожденной графини Тизенгаузен, дочери в то время известной в петербургском свете Елисаветы Михайловны Хитрово, одной из пяти дочерей фельдмаршала Кутузова, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре звезды первой величины тогдашнего петербургского большого света».
Елена Михайловна Завадовская (1807-1874) 1838
П.Ф.Соколов "Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889)" 1827/1828
Alexandre François Louis Comte de Girardin (1777-1848) "Портрет Графини Долли Фикельмон" (1804-1863)