П.Деларош Портрет Генриетты Зонтаг
Поль Деларош сделал первый вариант портрета в 1828-1830-х годах. В 1831 году выставил его в Парижском салоне. Тогда же, частным лицом (возможно, поклонником) был заказан и второй вариант портрета. На нем Деларош сделал акцент на её лице, дописал бусы.
Первый вариант художник подарил певице, а она, в свою очередь, - матери, жившей в Дрездене. В 1890 году картина поступила в Дрезденскую галерею, а в начале 1945-го погибла во время бомбордировки города.
Второй вариант до 1917 года находился в одном из частных собраний Петербурга, а в 1933-м был приобретен Эрмитажем.
Очень люблю этот портрет.
Она изображена в костюме донны Анны из "Дон Жуана" Моцарта. Генриетта исполняла эту партию в Париже, в 1828 году.
Обнаружила письмо Фёдора Карловича Нессельроде к Петру Андреевичу Вяземскому.
Они подружилась, когда Вяземский служил «чиновником иностранной переписки» в Варшаве и в дальнейшем переписывались. И вот, 4 июля 1830 Нессельроде, совершенно влюбленный в Зонтаг, пишет это письмо ). Как он сам говорил «вообразите меня, сидящего (в полночь) за письменным столом, заставленным четырьмя портретами Зонтаг и её бюстом перед самым носом. Ну не дурак ли я?». Письмо большое, так что здесь будут отрывки )
....На этот раз я могу говорить с Вами лишь о м-ль Зонтаг, которая уехала, пробыв у нас четыре недели..... Я не могу выразить словами чувство, охватившее меня после ее отъезда — для меня словно свет померк.— Не смейтесь, мой добрый друг, над высокопарным слогом человека в 40 лет с хвостиком,я заранее знаю, что Вы мне скажете по этому поводу, но что делать, немецкая поговорка гласит: «Alter schutzt nicht vor Torheit» (И на старуху бывает проруха).
Поскольку возможно, что с первого взгляда, а главное прежде, нежели Вы услышите ее, Вам будет непонятен мой энтузиазм, начну с того, что сообщу некоторые сведения, которые должны послужить своего рода ключом для Вашего суждения. Я буду несколько многословен, вооружитесь же терпением, а говорить я буду только об одном — о ней, о Диве как называли ее в Париже.
Для человека, у которого в голове нет даже двух последовательных мыслей, трудно в них разобраться и привести в относительный порядок. Однако попробуем. Начнем с внешности.
1824 год
М-ль Зонтаг недавно исполнилось 24 года. Впервые я увидел ее в Карлсбаде, ей было тогда 19 лет; это был бутон розы, блещущий свежестью и чистотой. Многое с тех пор изменилось. Сейчас она поблекла, но поскольку причиной тому лишь горе (об этом я расскажу после), это придает ей еще больше очарования и привлекательности. Ее прекрасные глаза, бесподобная фигура, прелестные руки и ножки остались те же и все вместе, по моему мнению,— совершенство. Прибавьте невыразимую грацию и изумительную походку.
Нет ничего удивительного в том, что она вскружила головы, или, лучше сказать, пронзила все сердца там, где побывала. Впрочем, Вы ее увидите и оцените сами. Что касается до меня, признаюсь чистосердечно, что она мне чрезвычайно по уму и по сердцу.
ок 1825 Franz Krüger
......М-ль Генриетта Зонтаг родилась в Кобленце на Рейне (и в том же округе, где родился Ваш покорный слуга) у бедных родителей. Ее мать была актрисой; поскитавшись с матерью по провинциальным театрикам, она поступила в возрасте 10 или 12 лет в Пражскую консерваторию. Оттуда она попала в оперный театр Вены, где во времена Россини дебютировала в маленьких, незначительных ролях. Когда эта итальянская труппа распалась (неизвестно, куда они делись), она поехала в Карлсбад и Теплиц, где давала концерты, от которых все пришли в восторг. Прусский король слышал ее в Теплице, пригласил в Берлин, и с этого времени она становится знаменитостью: переходя от успеха к успеху, она возбудила неслыханный в театральных анналах Берлина энтузиазм....
В партии Розины из "Севильского цирюльника" Россини
.....Во время ее пребывания в Вене граф Росси, сын сардинского посланника, влюбился в нее и как видно, сумел тронуть ее юное сердце. Граф Росси-отец, происходящий из одной из знатнейших фамилий Турина, и графиня Росси-мать, венка, урожденная графиня Альтан, также из аристократической фамилии, боясь последствий этого увлечения, удалили своего сына из Вены. Но сказано, что от судьбы не уйдешь. Когда через несколько лет м-ль Зонтаг приехала в Париж, она встретила там того же графа Росси (сына) в качестве поверенного в делах Сардинии. Обоюдная любовь разгорелась с новой силой, и наша маленькая добродетельная героиня, которая до сих пор не боялась никаких искушений,— не устояла. С этого момента начался для нее период бед и горестей, которые чуть не свели ее в могилу. Она забеременела. Росси обещал жениться, но не мог выполнить своего обещания, ибо никак не удавалось узаконить брак. Родители не давали согласия, и сам король Сардинии категорически запретил эту женитьбу. С отчаянием в сердце она покинула Париж, поехала в Лондон и через несколько месяцев возвратилась неузнаваемой — бутон розы превратился в тень. Потеряв возможность выступать на сцене, а следовательно нарушив контракт, она была вынуждена выплатить г-ну Лорану, антрепренеру Итальянского театра, около 4000 франков неустойки. Но обратите внимание на деликатность французской публики, или, точнее, французских журналистов. Хотя всё и всем было известно, никто не позволил себе ни малейшего пошлого намека в её адрес.
Johann Nepomuk Ender Портрет Герниетты Зонтаг
Генриетта Зонтаг в роли Агаты ("Вольный стрелок" Вебера, Вена,1825)
Было сказано, что она поскользнулась на лестнице, наступив на персиковую косточку, и повредила себе ногу настолько серьезно, что публика надолго будет лишена удовольствия её видеть. Тем временем она разрешилась от бремени и познала ещё одно жестокое горе — потеряла своего ребенка. Её любимого вновь удалили от неё и перевели в Брюссель, где он и посейчас исполняет обязанности поверенного в делах своего двора. На следующий год они встретились в Экс-Ла-Шапеле и наконец вступили в законный брак. В настоящее время, поскольку муж её — младший сын и, следовательно, не имеет никакого состояния, она продолжает гастролировать, чтобы собрать некоторую сумму денег, которая позволит им жить вместе и существовать, если и не богато, то хотя бы безбедно. Недавно умер старый граф Росси, и мать признала их брак, таким образом, эта поездка в Россию будет для неё последней. В октябре она хочет вернуться в Брюссель к мужу, чтобы больше уж не покидать его.
Вот в коротких словах история её жизни! Какая интересная судьба! Какой материал для романа!...
...Очень скоро Вы будете иметь невыразимое счастье слышать её — но пока Вы не увидите ее на сцене, у Вас будет о ней неполное представление. Постарайтесь же, дорогой друг, увидеть её в Эрмитаже: играть она будет там, а не в городе. Пуститесь на все хитрости, спрячьтесь за кулисами — идите на все, но повидайте её, ибо если Вам это не удастся — Вы никогда в жизни её не увидите, так как её артистическая карьера заканчивается.
Nicolas Eustache MAURIN 1830-е гг. Портрет Генриетты Зонтаг в роли Золушки
....Имейте в виду, что м-ль Зонтаг немка.... она молчалива, задумчива, оттенок меланхолии лежит на этом обворожительном создании, которое можно определить лишь непереводимым немецким словом schwarmerisch (мечтательница)...В общем, Вы встретите в ней (быть может, к своему большому неудовольствию) редкое свойство - отсутствие кокетства.
Генриетта, в роли донны Анны
.....Боже мой, если эта крошка немножко и избалована, не надо ставить ей это в вину, ибо таких триумфов еще мир не видал. Приехав, например, этой зимой из Парижа в Геттинген, она произвела настоящий фурор среди немецкой молодежи, После окончании спектакля болев 200 студентов бросились к коляске, выпрягли лошадей, оттеснили полицию,боявшуюся, как бы чего не случилось, и довезли её на себе до отеля. Испуганная, Зонтаг несмело попыталась выйти, но молодые люди подхватили её на руки и донесли до дверей - триумф, который мог стоить ей жизни, так как каждый хотел по меньшей мере прикоснуться к её мантилье, аграф которой, придавивший шею, чуть было её не задушил.....
Henriette Sontag Carl Christian Vogel von Vogelstein ок.1830
В Варшаве энтузиазм был не меньшим.Случилось так, что однажды она отправилась со своей компаньонкой погулять в Саксонский парк. Там оказалось много народа и толпа так тесно окружила её, чтоб разглядеть поближе, что ей пришлось спасаться бегством.....
ок. 1830 года
....Когда она пела однажды при дворе (кстати, император никогда не называет её иначе, как графиня ) ей оказала честь пригласить на ужин, тогда как другая артистка, прекрасная пианистка из Парижа, была отослана. М-ль Зонтаг посадили за фрейлинский стол, и это, как видно, очень шокировало отцов этих девиц. И на её несчастье, «Газет де Берлин» спустя некоторое время подробно описала этот случай; эти господа обвинили её во всех смертных грехах, посчитав, что заметка была напечатана по её инициативе, тогда как я могу поклясться, что она тут была ни при чем.
В роли Миранды в опере "La Tempesta" (либретто- Э. Скриб, музыка Галеви)
После спектаклей (король вызвал из Берлина полдюжины артистов) — м-ль Зонтаг каждый раз присутствовала на вечерах, балах и т. п..
Franz Napoleon Heigel Henriette Sontag 1835
Ф.К.Винтерхальтер Портрет Генриетты Зонтаг
.....Вы знаете, что после прощального спектакля она дала еще один в Императорской академии в пользу бедных, который принес 75 ООО франков, и что город Париж поднес ей медаль со следующей надписью; «М-ль Зонтаг, несравненной певице и покровительнице бедных».
С портрета работы Э.Магнуса
.....Ах, дорогой Вяземский, сколько удовольствия Вы скоро получите. Я Вам не завидую, потому что считаю Вас достойным его. Но мне хотелось бы разделить его с Вами, видеть, как Вы наслаждаетесь.
Ну, а теперь пора кончать. Я с ужасом заметил, что пишу десятую страницу. И тем не менее я бы столько мог бы ещё Вам рассказать! Например, что она танцует, как ангел, особенно мазурку — что редчайшее явление для иностранки ... и галоппад...
Если Вы испытываете ко мне какие-то дружеские чувства, напишите мне. Прежде всего, расскажите о ее пребывании в Москве.
Весь Ваш Нессельроде
Помните слова пушкинской татьяны:
Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать и рыдать готова…..
Я, знаешь, няня, влюблена.
Вот это точно мой случай и за неимением няни я шлю свои вопли отчаяния моему сердечному другу — моему доброму Вяземскому.
К сожалению, Вяземскому не удалось послушать Зонтаг и исполнить данные ему поручения.
19 июля 1830 года он пишет своей жене: «Ты острамилась или осрамилась. Мне Булгаков (Александр Яковлевич) о том пишет. Ты не слыхала Зонтаг. Любопытен был бы я знать, если не было бы солнца на свете и вдруг показалось оно, пошла ли бы ты поглядеть на него. А какова моя жалкая судьба! В Москве я ее прогуляю, из Петербурга выеду, когда она приедет. Удастся ли и раз послушать ее? А Нессельроде так меня в письме своем и надувает восхищением, хоть лопнуть. Не письмо, а книжка, не книжка, а дифирамб...» и ещё в письме от 22 июля Вяземский настаивает: «Зачем же ты кому-нибудь в ложу не вотрешься, чтобы послушать Зонтаг? А от Нессельроде мне столько поручении к лицу ее: во-первых, влюбиться, написать стихи, выучить какой-нибудь русской песне, защищать ее от притеснений аристократии придворной, недовольной приемом, который сделали ей у нашего двора...»
Генриетта Зонтаг (фото отсюда )
фотограф Jeremiah Gurney - Henriette Sontag отсюда
Здесь её подробная биография.