• Авторизация


Генриетта Зонтаг 15-08-2011 19:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


  [509x667]

П.Деларош Портрет Генриетты Зонтаг  

Поль Деларош сделал первый вариант портрета в 1828-1830-х годах. В 1831 году выставил его в Парижском салоне. Тогда же, частным лицом (возможно, поклонником) был заказан и второй вариант портрета. На нем Деларош сделал акцент на её лице, дописал бусы.
Первый вариант  художник подарил певице, а она, в свою очередь, - матери, жившей в Дрездене. В 1890 году картина поступила в Дрезденскую галерею, а в начале 1945-го погибла во время бомбордировки города.
Второй вариант до 1917 года находился в одном из частных собраний Петербурга, а в 1933-м был приобретен Эрмитажем.

[465x575]

Очень люблю этот портрет. 
Она изображена в костюме донны Анны из "Дон Жуана" Моцарта. Генриетта исполняла эту партию в Париже, в 1828 году.

Обнаружила письмо Фёдора Карловича Нессельроде  к Петру Андреевичу Вяземскому.
Они подружилась, когда Вяземский служил «чиновником иностранной переписки» в Варшаве и в дальнейшем переписывались. И вот, 4 июля 1830 Нессельроде, совершенно влюбленный в Зонтаг, пишет это письмо ). Как он сам говорил «вообразите меня, сидящего (в полночь) за письменным столом, заставленным четырьмя портретами Зонтаг и её бюстом перед самым носом. Ну не дурак ли я?». Письмо большое, так что здесь будут отрывки )  

....На этот раз я могу говорить с Вами лишь о м-ль Зонтаг, которая уехала, пробыв у нас четыре недели..... Я не могу выразить словами чувство, охватившее меня после ее отъезда — для меня словно свет померк.— Не смейтесь, мой добрый друг, над высокопарным слогом человека в 40 лет с хвостиком,я заранее знаю, что Вы мне скажете по этому поводу, но что делать, немецкая поговорка гласит: «Alter schutzt nicht vor Torheit» (И на старуху бывает проруха). 

Поскольку возможно, что с первого взгляда, а главное прежде, нежели Вы услышите ее, Вам будет непонятен мой энтузиазм, начну с того, что сообщу некоторые сведения, которые должны послужить своего рода ключом для Вашего суждения. Я буду несколько многословен, вооружитесь же терпением, а говорить я буду только об одном — о ней, о Диве как называли ее в Париже. 

Для человека, у которого в голове нет даже двух последовательных мыслей, трудно в них разобраться и привести в относительный порядок. Однако попробуем. Начнем с внешности.

[573x650]

1824 год

М-ль Зонтаг недавно исполнилось 24 года. Впервые я увидел ее в Карлсбаде, ей было тогда 19 лет; это был бутон розы, блещущий свежестью и чистотой. Многое с тех пор изменилось. Сейчас она поблекла, но поскольку причиной тому лишь горе (об этом я расскажу после), это придает ей еще больше очарования и привлекательности. Ее прекрасные глаза, бесподобная фигура, прелестные руки и ножки остались те же и все вместе, по моему мнению,— совершенство. Прибавьте невыразимую грацию и изумительную походку.
Нет ничего удивительного в том, что она вскружила головы, или, лучше сказать, пронзила все сердца там, где побывала. Впрочем, Вы ее увидите и оцените сами. Что касается до меня, признаюсь чистосердечно, что она мне чрезвычайно по уму и по сердцу.

  [525x600] 

ок 1825  Franz Krüger  

......М-ль Генриетта Зонтаг родилась в Кобленце на Рейне (и в том же округе, где родился Ваш покорный слуга) у бедных родителей. Ее мать была актрисой; поскитавшись с матерью по провинциальным театрикам, она поступила в возрасте 10 или 12 лет в Пражскую консерваторию. Оттуда она попала в оперный театр Вены, где во времена Россини дебютировала в маленьких, незначительных ролях. Когда эта итальянская труппа распалась (неизвестно, куда они делись), она поехала в Карлсбад и Теплиц, где давала концерты, от которых все пришли в восторг. Прусский король слышал ее в Теплице, пригласил в Берлин, и с этого времени она становится знаменитостью: переходя от успеха к успеху, она возбудила неслыханный в театральных анналах Берлина энтузиазм....

[338x450]   [336x521]

В партии Розины из "Севильского цирюльника" Россини  

.....Во время ее пребывания в Вене граф Росси, сын сардинского посланника, влюбился в нее и как видно, сумел тронуть ее юное сердце. Граф Росси-отец, происходящий из одной из знатнейших фамилий Турина, и графиня Росси-мать, венка, урожденная графиня Альтан, также из аристократической фамилии, боясь последствий этого увлечения, удалили своего сына из Вены. Но сказано, что от судьбы не уйдешь. Когда через несколько лет м-ль Зонтаг приехала в Париж, она встретила там того же графа Росси (сына) в качестве поверенного в делах Сардинии. Обоюдная любовь разгорелась с новой силой, и наша маленькая добродетельная героиня, которая до сих пор не боялась никаких искушений,— не устояла. С этого момента начался для нее период бед и горестей, которые чуть не свели ее в могилу. Она забеременела. Росси обещал жениться, но не мог выполнить своего обещания, ибо никак не удавалось узаконить брак. Родители не давали согласия, и сам король Сардинии категорически запретил эту женитьбу. С отчаянием в сердце она покинула Париж, поехала в Лондон и через несколько месяцев возвратилась неузнаваемой — бутон розы превратился в тень. Потеряв возможность выступать на сцене, а следовательно нарушив контракт, она была вынуждена выплатить г-ну Лорану, антрепренеру Итальянского театра, около 4000 франков неустойки. Но обратите внимание на деликатность французской публики, или, точнее, французских журналистов. Хотя всё и всем было известно, никто не позволил себе ни малейшего пошлого намека в её адрес.

[337x450]

Johann Nepomuk Ender   Портрет Герниетты Зонтаг

[497x700]

Генриетта Зонтаг в роли Агаты ("Вольный стрелок" Вебера, Вена,1825) 

Было сказано, что она поскользнулась на лестнице, наступив на персиковую косточку, и повредила себе ногу настолько серьезно, что публика надолго будет лишена удовольствия её видеть. Тем временем она разрешилась от бремени и познала ещё одно жестокое горе — потеряла своего ребенка. Её любимого вновь удалили от неё и перевели в Брюссель, где он и посейчас исполняет обязанности поверенного в делах своего двора. На следующий год они встретились в Экс-Ла-Шапеле и наконец вступили в законный брак. В настоящее время, поскольку муж её — младший сын и, следовательно, не имеет никакого состояния, она продолжает гастролировать, чтобы собрать некоторую сумму денег, которая позволит им жить вместе и существовать, если и не богато, то хотя бы безбедно. Недавно умер старый граф Росси, и мать признала их брак, таким образом, эта поездка в Россию будет для неё последней. В октябре она хочет вернуться в Брюссель к мужу, чтобы больше уж не покидать его.
Вот в коротких словах история её жизни! Какая интересная судьба! Какой материал для романа!...

  [451x581]

...Очень скоро Вы будете иметь невыразимое счастье слышать её — но пока Вы не увидите ее на сцене, у Вас будет о ней неполное представление. Постарайтесь же, дорогой друг, увидеть её в Эрмитаже: играть она будет там, а не в городе. Пуститесь на все хитрости, спрячьтесь за кулисами — идите на все, но повидайте её, ибо если Вам это не удастся — Вы никогда в жизни её не увидите, так как её артистическая карьера заканчивается.

  [507x700]

Nicolas Eustache MAURIN 1830-е гг.  Портрет Генриетты Зонтаг в роли Золушки 

....Имейте в виду, что м-ль Зонтаг немка.... она молчалива, задумчива, оттенок меланхолии лежит на этом обворожительном создании, которое можно определить лишь непереводимым немецким словом schwarmerisch (мечтательница)...В общем, Вы встретите в ней (быть может, к своему большому неудовольствию) редкое свойство - отсутствие кокетства.

  [497x700]

Генриетта,  в роли донны Анны  

.....Боже мой, если эта крошка немножко и избалована, не надо ставить ей это в вину, ибо таких триумфов еще мир не видал. Приехав, например, этой зимой из Парижа в Геттинген, она произвела настоящий фурор среди немецкой молодежи, После окончании спектакля болев 200 студентов бросились к коляске, выпрягли лошадей, оттеснили полицию,боявшуюся, как бы чего не случилось, и довезли её на себе до отеля. Испуганная, Зонтаг несмело попыталась выйти, но молодые люди подхватили её на руки и донесли до дверей -  триумф, который мог стоить ей жизни, так как каждый хотел по меньшей мере прикоснуться к её мантилье, аграф которой, придавивший шею, чуть было её не задушил.....


[375x500]

Henriette Sontag  Carl Christian Vogel von Vogelstein ок.1830 

В Варшаве энтузиазм был не меньшим.Случилось так, что однажды она отправилась со своей компаньонкой погулять в Саксонский парк. Там оказалось много народа и толпа так тесно окружила её, чтоб разглядеть поближе, что ей пришлось спасаться бегством..... 


  [500x646]

ок. 1830 года 

....Когда она пела однажды при дворе (кстати, император никогда не называет её иначе, как графиня ) ей оказала честь пригласить на ужин, тогда как другая артистка, прекрасная пианистка из Парижа, была отослана. М-ль Зонтаг посадили за фрейлинский стол, и это, как видно, очень шокировало отцов этих девиц. И на её несчастье, «Газет де Берлин» спустя некоторое время подробно описала этот случай; эти господа обвинили её во всех смертных грехах, посчитав, что заметка была напечатана по её инициативе, тогда как я могу поклясться, что она тут была ни при чем.

[524x681]

В роли Миранды  в опере "La Tempesta" (либретто- Э. Скриб, музыка Галеви) 

 После спектаклей (король вызвал из Берлина полдюжины артистов) — м-ль Зонтаг каждый раз присутствовала на вечерах, балах и т. п..  


  [500x643]

Franz Napoleon Heigel  Henriette Sontag 1835  

  

[262x319]

Ф.К.Винтерхальтер Портрет Генриетты Зонтаг

.....Вы знаете, что после прощального спектакля она дала еще один в Императорской академии в пользу бедных, который принес 75 ООО франков, и что город Париж поднес ей медаль со следующей надписью; «М-ль Зонтаг, несравненной певице и покровительнице бедных».   

[566x650]

С портрета работы Э.Магнуса 

.....Ах, дорогой Вяземский, сколько удовольствия Вы скоро получите. Я Вам не завидую, потому что считаю Вас достойным его. Но мне хотелось бы разделить его с Вами, видеть, как Вы наслаждаетесь.
Ну, а теперь пора кончать. Я с ужасом заметил, что пишу десятую страницу. И тем не менее я бы столько мог бы ещё Вам рассказать! Например, что она танцует, как ангел, особенно мазурку — что редчайшее явление для иностранки ... и галоппад...
Если Вы испытываете ко мне какие-то дружеские чувства, напишите мне. Прежде всего, расскажите о ее пребывании в Москве.

Весь Ваш Нессельроде

Помните слова пушкинской татьяны:
Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать и рыдать готова…..
Я, знаешь, няня, влюблена.

Вот это точно мой случай и за неимением няни я шлю свои вопли отчаяния моему сердечному другу — моему доброму Вяземскому. 

 

К сожалению, Вяземскому не удалось послушать Зонтаг и исполнить данные ему поручения.  

19 июля 1830 года он пишет своей жене: «Ты острамилась или осрамилась. Мне Булгаков (Александр Яковлевич) о том пишет. Ты не слыхала Зонтаг. Любопытен был бы я знать, если не было бы солнца на свете и вдруг показалось оно, пошла ли бы ты поглядеть на него. А какова моя жалкая судьба! В Москве я ее прогуляю, из Петербурга выеду, когда она приедет. Удастся ли и раз послушать ее? А Нессельроде так меня в письме своем и надувает восхищением, хоть лопнуть. Не письмо, а книжка, не книжка, а дифирамб...» и ещё в письме от 22 июля Вяземский настаивает: «Зачем же ты кому-нибудь в ложу не вотрешься, чтобы послушать Зонтаг? А от Нессельроде мне столько поручении к лицу ее: во-первых, влюбиться, написать стихи, выучить какой-нибудь русской песне, защищать ее от притеснений аристократии придворной, недовольной приемом, который сделали ей у нашего двора...»   

 

[425x700]

Генриетта Зонтаг (фото  отсюда ) 

[188x300]

фотограф Jeremiah Gurney -  Henriette Sontag   отсюда   

 Здесь  её подробная биография. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Генриетта Зонтаг | Deydra - Дневник Deydra | Лента друзей Deydra / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»