Календарные обряды в Чуров день. Родится на смерть, а умирает на жизнь.
Близится нынче Чуров день, 27 июля — время поминовения предков, ушедших в Навь, «иной мир», «тот свет», жизнь невидимую. Календарные обряды эти всё-же не окрашены в мрачные, печальные тона. Дело в отношении к смерти и к жизни. Ведь верили раньше – в этом мире подлунном, сотворённом Родом, душа не уходит бесследно, не пропадает, словно песчинка, в океане времени и пространства, а продолжает жизнь – но уже в ином качестве и измерении, не разрывая связи с ныне живущими кровными и духовными родичами, а подчас и возвращаясь к нам в другом обличье. Славянская мифология даёт нам удивительные объяснения того, что происходит с нами за пределами явной жизни.
Календарные обряды поминовения предков в наши дни
Задумалась я над этим – действительно, если придерживаться тех же убеждений, что и предки, жить становится гораздо легче, отношение к смерти – своей и близких – совершенно меняется. Это напоминает восприятие смерти маленькими детьми.
Когда я была еще мала, казалось – я никогда не умру, и мои родители всегда будут вечно со мной. Но выросла, увидела первые потери – сначала ушла моя прабабушка, потом дед – и охватило чувство отчаяния. Кажется – навсегда уходят, больше их не будет, останутся лишь фотографии и воспоминания.
Люди современные в силу разных причин воспринимают жизнь очень «прямолинейно», считают цепочкой случайностей. Появляется человек на свет, идет по дороге жизни, минуя определенные этапы, а потом подходит к последней черте – смерти, и исчезает навечно.
Время бежит, память уходит, новые поколения приходят, и не помнит никто уже про него... Разумеется, с таким отношением смерть кажется чем-то страшным и ужасным, настоящей катастрофой, уничтожающей человека, сметающей его с лица Земли, стирающей его из памяти.
Как и всё, что вызывает ужас, стремимся забыть о смерти побыстрее, а умершие наши предки и близкие действительно постепенно стираются из памяти, мы чувствуем, что не можем к ним приблизиться, что их больше нет среди нас.
Ушедшие кажутся далёкими и навсегда растворившимися во времени, вспоминать их живыми, поддерживающими нас, с каждым годом все тяжелее. Уж предки, жившие за века до нас, положившие начало нашему роду, воспринимаются как нечто мифическое, словно никогда и не существовавшее. Не потому ли охватывает подчас такое ощущение безнадежности и страха, когда думаешь о своём будущем, о посмертной своей участи, что для нас смерть считается тупиком, последней чертой, за которой – пустота?
Календарные обряды славян
Моё подспудное чувство, что не ушли мои родственники, а просто уехали куда-то, откуда не могут напрямую прислать весточку, никуда не делось. Оказалось, предчувствие не обмануло. Действительно, по вере Славян, предки – Чуры – постоянно присутствуют с нами. Душа никогда не умирает, не исчезает навсегда.
Вот так думали наши предки-славяне. Для них жизнь человеческая была не прямой линией, а кругом. Ведь были они гораздо ближе к природе, её неизменным циклам. За зимой всегда приходит весна, жизнь на земле начинается заново, после переломного момента (Солнцеворота) идёт на убыль, постепенно, понемногу увядая, наконец, совсем прекращается, чтобы возродиться вновь.
Вот и человек таков – рождается, растёт, зреет, увядает и уходит. Но не бесследно. Он обязательно вернётся на землю – таков порядок вещей. Он не теряет связи с Родом своим, а его потомство почитает его, знает, что он всё видит, пусть его и нет физически с ними. Вот и проводили славяне календарные обряды поминовения Предков — светлые, а не печальные.
Путь души
Но почему же душа человеческая перерождается? Все мы не безгрешны. И всем нам Боги при рождении дали какую-то задачу. Совершили ошибки, не выполнили задачи – надо расплачиваться за это, но уже в другом теле.
Таким образом, душа освобождается, закаляется циклом перерождений. Чем больше воплощается душа в мире Явленном, чем более «закалённой» она становится, тем более совершенное и развитое тело получает.
Как и в буддизме, в славянской традиции считалось, что душа может воплощаться не только в человеческих телах, но и в животных, растениях, камнях. Человек – венец творения, и поэтому вселение души в тело человеческое означает особую милость и награду Богов за проявленные ею добродетели.
Времени в мире Нави не существует, поэтому для души и сотни лет – как единый миг. После смерти перерождение может наступить и не сразу, иногда два физических тела, в которых побывала одна и та же душа, могут разделять целые века. Но может и всего лишь один миг.
Почему же души не «кончаются», если они постоянно перерождаются? Тел-то на свете много? А потому что они постоянно рождаются в Прави, подобно искрам-звездам, появляющимся в бескрайнем небе. Это и есть основа нашей личности.
В Прави душа растёт, развивается, получает все необходимые знания и силы. Затем, когда она будет готова к этому, её отправляют в «срединный» мир Яви в новое тело.
И там она живёт до срока, пытаясь воплотить в жизни всё, что было в неё заложено в мире Прави. Что же происходит, когда срок пробил, и душе приходит пора покидать тело?
Сначала душа сбрасывает с себя физическую оболочку, как змея шкуру. Похоронные обряды славян как раз и нацелены на то, чтобы помочь этому – умерших не хоронили, а сжигали, ведь таким образом душа гораздо быстрее прервёт связь с тленным телом. И умерших провожали с печалью, но не делали из этого события трагедию, ведь знали, что их близкие всегда останутся рядом, а их Души бессмертны.
После того, как Душа покинула Тело, она отправляется в мир Нави, где очищается огнём. Чем менее совершенна душа, тем сильнее горит пламя, тем больнее её жжёт. И те души, которые не выполнили свою задачу, не развились, сгорают в этом пламени дотла, а «пепел» от них питает мир Прави, он пойдет на создание новых душ.
Другие же души, не совершенные, но и не полностью заблудшие, могут сохранить целые пласты знаний и энергии, и приносят их с собой в новое физическое тело. Тогда и возникает эффект воспоминания прошлых жизней – значит, пласты были довольно мощными.
Если вы вспоминаете о том, чего в вашей реальной жизни просто не могло произойти, в вашей голове периодически возникают образы неведомого, каких-то событий, людей, пейзажей – это означает, что у вас «старая», пожившая душа.
Важно помнить при этом – нельзя входить в одну реку дважды, нельзя заново прожить былую жизнь. Ведь в той, другой жизни были ошибки, промахи. Работая с прошлыми жизнями, важно определить, где была допущена эта ошибка и постараться исправить её.
А что происходит с душами Праведников? Те, кто получил много опыта и выполнил все задачи, очищается в Нави полностью и сохраняет свою целостность. Если опыта не хватает, то новое тело она обретет более совершенное.
А все знания и опыт, полученные таким человеком в его предыдущем воплощении, пойдут ему на пользу. Обычно таких воплощений не очень много, в целом, несколько раз. После пятого воплощения человек приходит в мир Ведающим, обладающим способностями нести знания другим.
А далее, после 7-й реинкарнации, он становится целителем. После завершения своих дел на земле душа совершенного создания отправляется в Правь, где делается подобной Богам. Такой круговорот проделывают наши души, и, как видите, никуда бесследно не исчезают, даже самые несовершенные. И все время они поддерживают связь с родом.
Календарные обряды нужны именно для этого. Чуры – это души ушедших предков, святых и священных, уже перешедших в Правь, но не переставших следить за жизнью своих родственников и потомков, охраняя их, помогая им всячески.
Сила Чура сильнее человеческой, но слабее Божественной. Он, как и человек, может гневаться и впадать в милость. Слово «Чур» и в языке сохранилось до сих пор.
При появлении чего-то, угрожающего жизни, потустороннего, пугающего люди кричат: «Чур меня!», призывая помощь предка-хранителя – и навья развеивается без следа. Чурам ставили «кумиры» - их изображения – в специально отведенных местах, начиная с домашнего алтаря и заканчивая священными рощами.
Ваяли «кумиров» из дерева и ставили их на межах – границах владений. Само изваяние воплощает три мира – Прави (лик божественный), Яви (облик физический при жизни, причём необязательно человечий) и Нави (со знаками Чура). Таким Чурам приносят различные жертвы в виде растительной пищи, блинов и прочих продуктов, но никогда – мяса и крови.
Календарные обряды в Чуров день
В день Чура, по обычаям календарных обрядов приносили требу — кринку молока. Выкапывали яму на меже (границе участка), выливали туда молоко. Все собирались дома, показывая предку единство своё и выказывая ему тем самым уважение.
Поминали и других ушедших людей, не забывая и о том, что черёд придет всякому перейти сначала в Навь, потом в Правь и вновь вернуться на Землю – кем бы то ни было: камнем, деревом, зверем или птицей, новым человеком.
А если вы проводите поминальный обряд по недавно ушедшему человеку — соберитесь вместе, все те, кто любил и уважал его по-настоящему. Напеките блинов, традиционное поминальное славянское блюдо.
Зажгите свечи, вспомните человека добрым словом, пожелайте его Душе доброго перерождения. Вот и всё, что действительно нужно — любовь, доброта и пожелание новой жизни.
Душа бессмертна!
Славянская мифология о мире Нави
Если вы думаете, что мифология не сохранила воспоминаний о мире Нави — мире Душ, из которого возвращаются Предки, то вы ошибаетесь! Другое дело, что этих историй мало, и рассказывают их не всегда. Ведь именно славянское объяснение «жизни после жизни» отличает одно мировосприятие от другого. В наших северных сказках вы можете встретить редкие откровения, и образные картины мира Нави.
Вот, например, короткий отрывок из книги «Трагедия Бога Велеса»:
— Вот тут-то и то начинается сама Навь. После своей смерти эту дорогу каждому человеку суждено преодолеть, — снова пояснил Велес, — но мы-то с тобой живые, так что держимся от этого места Нави подальше. Опасно оно для тебя. Да и в гору ходить что-то я отвык, — ухмыльнулся Бог Чародейства, легко подхватил парня и пристроил его к себе на плечо, а сам поднялся почти что к серому навьему небу.
И парень сверху увидел то, что видели только Боги, да и то не все. Под ними простиралась дорога, которая опоясывала гору и устремлялась к еле видному перевалу, а затем вновь спускалась вниз. Души умерших безмолвно скользили по дороге, обходя громадные камни, закрывающие проход. И страшно было смотреть на этот серый, безмолвный поток, на это торжественное шествие Смерти, и давало это надежду на вечность Души и её возрождение.