Людмила родилась 21 июля 1946 года на хуторе «Восточный» Усть-Лабинского района, Краснодарского края.
В метрике Людмилы появилась ошибка: в свидетельстве о рождении был заявлен месяц рождения июль, хотя сама актриса утверждает, что родилась в ноябре, поэтому знак зодиака Зайцевой – не Рак, а Скорпион.
Людмила не стала менять документы, а ежегодно справляет два дня рождения.
По рассказам актрисы в биографическом фильме «Чем хуже, тем лучше», она росла самостоятельным ребенком – отец Василий ушел из семьи вскоре после ее рождения.
Матери Ольге Ильиничне, потомственной крестьянке и колхознице, пришлось воспитывать дочь в одиночестве. Маленькая Люда с детства училась заботиться о себе.
Когда девочка окончила пятый класс, мать повторно вышла замуж, и новым местом жительства Зайцевых стал городок Усть-Лабинск.
Семья постоянно бедствовала, Людмила была вынуждена носить мальчиковые ботинки, которые стоили в пять раз дешевле «лодочек».
В попытках помочь матери сразу после восьмого класса она записалась в вечернюю школу, чтобы совмещать учебу с работой.
Людмила успела поработать уборщицей, разнорабочей на стройке, штукатурщицей, в глубине души мечтая стать актрисой.
Неудивительно – несмотря на обстоятельства, при которых им приходилось жить, мама будущей звезды советской эстрады обожала кино.
Мама старалась не пропустить ни одного сеанса, которые механик постоянно устраивал еще на хуторе в конюшне.
После первого же визита в этот импровизированный кинотеатр Людмила твердо решила посвятить свою жизнь кинематографу.
Людмила Зайцева переехала в столицу Советского Союза в 1965-м и из года в год пыталась стать студенткой Школы-студии МХАТ, но три раза подряд не смогла пройти конкурс.
Провинциальная девушка зачитывала отрывки из «Детворы» Антона Чехова , пыталась покорить приемную комиссию «Евгением Онегиным» Александра Пушкина , но все было тщетно – удивить принимающих ей не удавалось.
Несмотря на неудачи, Людмила Васильевна твердо стояла на своем и не планировала ехать обратно на родину.
В 1965 году она устроилась в рязанский Театр юного зрителя, где играла в детских спектаклях.
Кроме исполнения бесхитростных ролей волшебных героев и жителей леса, Людмила Зайцева, рост которой составлял 168 см, упражнялась в пантомиме и совершенствовала навыки вокала.
Ежедневная работа принесла плоды – в актрисе чувствовался рост мастерства, и спустя четыре года после отъезда из родного дома Людмиле все же удалось сдвинуть карьеру с мертвой точки.
В 1966 году ее приняли студенткой в Театральное училище имени Бориса Щукина, которое она закончила в 1970 году.
На второй год учебы Зайцева дебютировала на киноэкранах – ей доверили эпизодическую роль в ленте Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной…».
Это картина вышла в прокат только в 1987 году и получила множество наград, а в 1994 году режиссер даже снял продолжение.
Людмила Васильевна нашла постоянную работу в Театре-студии киноактера спустя шесть лет после получения образования – в 1976 году.
До этого Зайцева уже получила известность благодаря культовой военной картине
«...А зори здесь тихие » (1972) режиссера Станислава Ростоцкого.
Первоначально Людмила пробовалась на эпизодическую роль в фильме, но режиссер увидел в девушке сержанта Кирьянову, к тому же образ приглянулся самой Зайцевой.
На площадке была воссоздана дружеская атмосфера, актеры жили единой семьей, что помогло создать фильм на все времена.
Позднее актриса была задействована в кинокартине Василия Шукшина
«Печки-лавочки» (1972).
Людмила Зайцева там получила только роль в эпизоде, но она осталась благодарна судьбе возможностью поработать на одной площадке с великим мастером.
Главным человеком в творческой биографии Зайцевой, благодаря которому актриса стала знаменитой, был Виталий Мельников – его по праву можно считать наставником Людмилы.
Он решил доверить ей главную роль в своей картине, как только увидел ее за работой в фильме
«Здравствуй и прощай» (1972 год).
Хотя пробы прошли неудачно – молодая артистка робела и плохо играла перед камерой – он был уверен, что она – идеальный кандидат для исполнения героини Александры.
Зайцева давно приглянулась ему, он собирался позвать ее еще в свой прошлый фильм – «Семь невест ефрейтора Збруева».
«Здравствуй и прощай» – нестареющий фильм.
Эта добрая мелодрама, оставляющая после себя пищу для размышлений и настроение светлой грусти, рассказывает о многодетной матери (роль которой исполнила Людмила Зайцева) – колхознице, труженице, которую вдруг бросает супруг.
Актрисе удалось воплотить в жизнь образ сильной и независимой женщины, одновременно раскрыв ее ранимую и нежную душу.
Партнером актрисы стал Олег Ефремов , в то время уже занимавший пост главного режиссера МХАТа.
Людмила робела перед именитым актером, но Ефремов относился к девушке по-отечески, помогал раскрыться в образе.
После этой работы начинающую артистку Людмилу Зайцеву начинают замечать люди из кинематографа и театра, а порой на улице ее узнавали и простые советские зрители.
Их можно понять – после просмотра фильма образ героини полюбился своей искренностью и душевностью.
Зрители видели в ней собирательный образ советской женщины.
Режиссер Виталий Мельников выбрал и раскрыл идеальную актрису для своего фильма.
Виталий Едининсков, Ерванд Арзуманян,Людмила Зайцева и Геннадий Матвеев на вечере выпускников в театральном училище им.Б.В.Щукина - 23.10.2009г.
Спустя много лет Людмила Васильевна продолжает называть его человеком, которому она обязана своей карьерой.
После этого артистку стали часто приглашать на съемки, и она оставила след во многих шедеврах советского кино.
Среди работ актрисы разных лет значатся фильмы:
"Строговы" (1976),
«По семейным обстоятельствам» (1977),
«Дождь в чужом городе» (1979),
«Завещание» (1985),
«Город невест» (1985)
и другие.
Особенно зрителям запомнилась ее роль в драме
«Маленькая Вера» (1988).
Главная героиня Рита – среднестатистическая советская гражданка с двумя детьми, дни и ночи проводящая на работе.
Этот образ был близок советскому жителю – в стране были миллионы таких же женщин.
Фильм стал образцом кинематографа времен заката СССР.
В первое время после перестройки Людмила Васильевна практически не появлялась на экранах – только в 1997 году она мастерски сыграла роль Евдокии Лопухиной в очередной совместной работе с Виталием Мельниковым «Царевич Алексей».
В начале 2000-х Людмила примерила на себя образ Екатерины Макленбургской во время съемок в сериале «Тайны дворцовых переворотов ».
Также она отметилась в эпизодических ролях во многих российских фильмах «нулевых».
"На полпути в Париж" - 2001г
"Оперативный псевдоним" - 2003г
"Ласковый май"- 2009г
"Чокнутая" - 2011г
Значительной картиной в фильмографии Людмилы Зайцевой стал сериал режиссера Сергея Урсуляк
«Тихий Дон» 2015 года,
в котором актриса получила роль матери Григория , Василисы Мелеховой.
Образ оказался близок самой Людмиле,
кубанской казачке по происхождению.
Артистка не пользуется пластикой, что видно по ее фото, она с радостью воплощает на экране возрастные роли.
Личная жизнь.
В студенческие годы Людмила была влюблена в сокурсника
Сергея Милованова (1949-2003).
Но чувство оказалось не взаимным.
После окончания института семейная жизнь не складывалась, был гражданский брак с инженером, но отношения «сошли на нет». Актриса не отчаивалась.
Зайцева хорошо зарабатывала, помогала родным.
Первым и единственным мужем Людмилы Зайцевой стал Геннадий Воронин, сценарист и киноактер.
Людмила познакомилась с ним на Алтае во время съемок фильма «Праздники детства» (1981).
"Он был красивый русский человек.
Покорил какой-то непохожестью на других, талантом, говорила Людмила.
На все имел свою точку зрения.
Гена детдомовец.
Его восприятие жизни этим и объяснялось.
Его ранимость, незащищенность, желание справедливости, попытка эту справедливость устанавливать.
И в то же время в постоянной обороне.
Он был человек отважный и неравнодушный..."
Геннадий в фильме "Егорка" - 1984г
Предложение Геннадий сделал Людмиле во время киноэкспедиции, свадьбу сыграли там же, позднее в Москве расписались.
Детство супруга прошло в детском доме в Красноярском крае, поэтому у него сформировалось особое чувство справедливости, что импонировало Людмиле.
Муж трепетно относился к супруге и дочери Василисе, которая родилась в 1982 году.
Из-за творческой нереализованности с середины 90-х годов Геннадий стал выпивать, отсюда появились проблемы со здоровьем.
Последнее время даже работал таксистом.
Он пережил сначала инфаркт, потом инсульт.
Супруги прожили вместе 30 лет, пока в 2011 году
смерть их не разлучила.
Актриса с трудом пережила смерть мужа и оправилась от неё только благодаря родным и друзьям.
Вместе с коллегами супруга Людмила Зайцева издала через год после кончины мужа его книгу «Колокол детства моего».
Сборник содержал сценарные работы Воронина,
его поэзию и прозу.
Дочь Василиса Воронина тоже стала актрисой.
"Глухарь -2" - 2009г
А дебют девочки в кино состоялся в 1985 году, когда Василиса еще младенцем снялась в фильме
«Говорит Москва».
Дочке с детства импонировала профессия мамы, с которой она часто бывала в кинематографических экспедициях.
Девушка поступила во ВГИК, где одно время училась под руководством Виталия Соломина.
Личная жизнь Василисы сложилась счастливо, ее мужем стал сокурсник Александр Носков (1983г.р.).
Они поженились только через десять лет совместной жизни.
Людмила с дочкой.
В 2011 году дочь подарила родителям внука Серафима.
Людмила с мужем и зятем.
Геннадий Воронин ещё успел понянчить внука.
Да и Людмила Зайцева стала великолепной бабушкой
– дети всегда ее любили.
С внуком.
Историю любви актриса поведала в эфире программы «Наедине со всеми», выпуск которой транслировался в 2015 году.
Сейчас Людмила редко снимается и не играет в антрепризе.
Но в 2017 году с участием Людмилы Зайцевой в главной роли вышел детективный фильм
«Восемь бусин на тонкой ниточке».
В 2018 году стартует показ сериала «Хор», в котором также появится прославленная актриса.
Ежегодно Людмила навещает родной Усть-Лабинск, где с ее участием проходит народный кинофестиваль
«Земля отцов – моя земля!».
Энергичная, сильная, немного резковатая женщина,
прямая и честная.
Такая она в жизни, такими предстают перед нами и ее героини в кино.
Она не умела притворяться, подстраиваться, подлизываться.
Именно поэтому актриса Людмила Зайцева всегда импонирует зрителю.
В 72 года Людмила Васильевна выглядит бодро, она неравнодушна к политике.
Немногие знают, что она в 1996 году была доверенным лицом Г.Зюганова и даже ездила с агитационными концертами по стране.
В 1998 подписала письмо комитета «За нравственное возрождение отечества» против художника Авдея Тер-Оганьяна, который обвинялся в разжигании религиозной вражды.
В 2013 году стала сопредседателем Оргкомитета по подготовке и проведению памятных мероприятий, посвящённых 20-летию расстрела Съезда народных депутатов России и Верховного Совета РФ.
Легендарная актриса призналась, что совсем
не боится старости.
У нее на этот счет совсем иная философия: "Что ее бояться?
Вот многие говорят: не хочу стареть!
Но это же естественный процесс, все мы умрем.
Но вопрос в том, что жизнь свою прожить достойно надо.
Моя главная роль – быть человеком всегда, что бы ни произошло, делать людям добро. Конечно, все мы грешим.
Я хожу в церковь, прошу здоровья для родных, ставлю свечки за упокой коллег и близких, которых уже нет в живых, стараюсь соблюдать посты.
А на вопрос, о чем мечтает Людмила Зайцева, смело заявляет:
"Честно: ни о чем!
День прожила, и слава Богу.
Пока здоровье не подводит, можно все преодолеть!"
Здоровья пожелаем замечательной актрисе, семейных радостей и творческих удач!