• Авторизация


Братья и сестры Ярослава Мудрого. Изяслав I Владимирович 29-12-2019 17:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Оксана_Лютова Оригинальное сообщение

Полнокровные
дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

 

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Происхождение

Полоцкая княжна отказала молодому Владимиру Крестителю во время его сватовства, и оскорбила, заявив «не хочу розути робичича». После этого Владимир сначала разбил войска её отца, Рогволда, а затем осадил Полоцк. В результате оскорбленный князь силой заставил Рогнеду стать его женой, предварительно убив на её глазах отца и братьев.

Князь Владимир Креститель

Отец Ярослава Мудрого
князь Владимир Креститель

Владимир был сыном великого князя киевского Святослава Игоревича от Малуши (Малки) — ключницы-рабыни княгини Ольги. По обычаям язычников он мог наследовать отцу-князю.

Князь Святослав Игоревич

По предположению историка Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги, сославшей её в село Будутино (Будятино):

«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» (Никоновская летопись).

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Захват киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом, в которой Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Согласно «Лаврентьевской летописи» княжна полоцкая Рогнеда была объявлена невестой киевского князя Ярополка. Владимир тоже сватался к ней, однако княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир и ответила:

«не хочу розути робичича».

(имеется ввиду славянский обряд разувания супруга невестой)

 

Оскорблённый отказом, Владимир собрав рать из новгородцев, варягов, чуди и кривичей, пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Отец Рогнеды и правитель Полоцка Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.

Весной 978 года город был взят штурмом, а в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Затем Владимир осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Убийство Ярополка по повелению его брата Владимира 
(Радзивиловская летопись)

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Крещение Владимира

Исаев С. Выбор веры Владимиром Крестителем

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Детали хронологии — где и когда Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет». Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год.

Худ. Иванов «Крещение князя Владимира в Корсуни»

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Е.Штрыко Попрание древнерусских богов

 

Правление Владимира

Исторический атлас — Древнерусское государство (светлозелёным цветом) в эпоху князя Владимира Великого

Последние годы и смерть Владимира Великого

Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

Когда Владимир скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, Святополк, тайно вынес тело и, завернув в ковер, вывез в Киев в Десятинную церковь Святой Богородицы. Несмотря на попытку скрыть смерть Владимира, наутро бесчисленное множество народа собралось в слезах к соборной церкви.

Святополк скрывает смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)

«Умре же на Берестовом, и потаиша и, бе бо Святополк в Киеве. Нощью межи двема клетми проимавши помост, в ковре опрятавши, свесивши ужи на землю и възложиша на сани, и везше, поставиша в Святе Богородици, юже бе создал сам».

Начало междоусобной войны

После смерти князя Владимира Крестителя, князь Святополк при поддержке своих сторонников захватил власть в Киеве. Согласно устоявшейся исторической традиции, именно Святополк, желая обезопасить себя от притязаний на киевский престол со стороны других наследников Владимира, направил убийц к своим братьям-князьям Борису и Глебу.

Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты, но был настигнут отправленными за ним войсками Святополка и погиб в сражении.

Кроме того, Киеву отказались подчиняться Полоцк, находившийся под управлением племянника князя Владимира Брячислава Изяславича и Тмутаракань, где княжил сын Владимира Мстислав Храбрый.

via

Рогнеда Рогволдовна

Мать Ярослава Мудрого
княжна Рогнеда Рогволдовна

Рогнеда была полоцкой княжной, дочерью князя Рогволода. После поражения отца и взятия Полоцка войсками  князя Владимира Святославича была насильно взята им в жены (стала третьей по счёту женой после «чехини» и грекини Предиславы — жены убитого Владимиром Ярополка).


В браке Рогнеды и Владимира родилось 6 детей, в том числе Изяслав — родоначальник династии Изяславичей Полоцких, и Ярослав Мудрый, победивший в противостоянии за киевский престол с другими 
 

Конфликт Рогнеды и Владимира

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева);
Рогволод беседует с Рогнедой (справа).
(Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.)

Через несколько лет после смерти князя Святослава Игоревича между его старшими сыновьями Ярополком и Олегом началась борьба, в результате которой Олег погиб во время взятия киевлянами города Овруча. Когда весть об этом пришла в Новгород, Добрыня, чтобы спасти своего юного племянника, четырнадцатилетнего княжича Владимира, бежал с ним за море. Но уже через два года возмужавший Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной, прогнал из города посадников Ярополка, объявив, что будет вести борьбу за великое княжение.

Полоцкое княжество в те времена, было центром земель славянского племенного союза кривичей, которые перекрывали практически весь древнейший путь «из варяг, в греки», а следовательно полоцкий князь обладал серьезными доходами, был влиятельным и могущественным.

На беду красавицы-княжны, или во исполнение предначертанного судьбой, оба соперничающих брата-князя, послали сватов к Рогволоду Полоцкому просить руки его единственной дочери.

Обида Владимира

Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда

В «Лаврентьевской летописи» сообщается, что Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, бывший князем новгородским, получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.

Оскорбленный её словами «не хочу розути робичича», Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года Полоцк был взят.

В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты. В это же время, по преданию, Рогнеда получила имя Горислава.

Затем Владимир с войсками продолжил поход на Киев. Путем обмана Владимир выманил Ярополка из осажденного города и когда брат прибыл на переговоры — два варяга «подняли его мечами под пазухи». С этого момента Владимир становится великим князем киевским.

Убийство по повелению Владимира его брата Ярополка
(Радзивиловская летопись)

Согласно Повести временных лет, женой Ярополка была греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом — её, беременную на тот момент, князь Владимир также сделал своей женой. Рожденный ею Святополк Окаянный, был признан Владимиром как сын, но сам великого князя отцом не считал.

Покушение Рогнеды на Владимира

После утверждения Владимира на киевском престоле, Рогнеда была поселена у Киева — на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы).

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.

Покушение Рогнеды на Владимира, слева — Изяслав. 
Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Неудивительно, что согласно Родзивиловской летописи, примерно в 987 году Рогнеда решилась  убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, и ночью, когда он спал, она хотела зарезать его, однако князь в последний миг проснулся и схватил занесенную над ним руку с ножом.

Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836.

По законам того времени за покушение на супруга наказанием была смерть — Владимир приказал ей готовиться к казни, которую хотел свершить собственноручно.

Изяслав заступается за мать

Владимир, Рогнеда и Изяслав. Гравюра XIX


Разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и стал на защиту матери также с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына: «…и опустил меч свой; и созвал бояр, и поведал им обо всем». Бояре посоветовали: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим».

Впоследствии, поступок Изяслава стал сюжетом для картин и поэм, а в Заславле был создан памятник полоцкой княжне и её сыну.

Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле — городе в верховьях реки Свислочь, названный в честь сына-защитника Изяславль. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по наследованию от Рогволода.

Дальнейшая судьба Рогнеды

В 989 году Владимир, приняв христианство, обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогнеде:

«Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр, кого пожелаешь».

Ответ Рогнеды, который она велела передать Владимиру, вошел в летописи:

«Я — природная княжна, ею была, ею и останусь… А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою».

Владимир и Рогнеда. (худ. Н.И .Дудченко, 2002) Раскрытие темы крещения Руси. Рогнеда, это прошлое, духовное. Анна это будущее. Волхв приостанавливает движение , давая время Владимиру принять наиболее правильное решение.


Рогнеда постриглась в монахини под именем Анастасия. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», это решение якобы настолько поразило Ярослава, присутствовавшего при разговоре, что он вылечился от паралича, осталась лишь хромота. Печальная судьба матери, безусловно, наложила отпечаток на Ярослава — сам он, в отличии от отца Владимира, не был склонен к многоженству и порицал выдачу девушек замуж без их согласия. Так, в статьях Устава князя Ярослава Владимировича предполагалось наказание родителей, не считавшихся со свободной волей невесты в делах замужества не только в тех драматических ситуациях, когда девушки совершали самоубийство из-за брака поневоле, но и в тех случаях, «аще девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять».

Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславле около 1000 года. Место её захоронения неизвестно. В 1866 году у деревни Черница найден склеп с богатым убранством. А. М. Сементовский предполагал, что это место захоронения Рогнеды.

 



 

«С той поры, — заключает летописец, — поднимают меч Рогволожьи внуки против Ярославлих внуков».

Так Изяслав принял на себя преступление матери, даже усугубил его, но тем самым спас ей жизнь. Отныне Изяслав перестал считаться наследником своего отца — но лишь своего деда по матери (не случайно его и его потомков летописец именует «Рогволожьими внуками»). Именно этим обстоятельством, очевидно, и объясняется тот факт, что сыновья Изяслава впоследствии, после смерти Владимира, не будут принимать участия в борьбе за Киев.

Дальнейшая судьба

Итак, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой построил для них город Изяславль (теперь Заславль). Позже Изяслав отстроил разрушенную Владимиром столицу (Полоцк), перенеся её на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

 

Известен его родовой знак (тамга) — трезубец с маленьким крестиком на среднем зубце. Современный герб города Заславля напоминает о событиях более чем тысячелетней давности.

Аверс оттиска печати Изяслава

 

Герб г. Заславля

Характеристика в летописях

Согласно сообщению летописца, Изяслав был по характеру достаточно спокойным и рассудительным князем. Никоновская летопись показывает его как умного, образованного человека.

 

«Бысть жа сий князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив…»

Жены и дети

Имя его жены неизвестно.

Сыновьями были Всеслав Изяславич и Брячислав Изяславич Полоцкий. Информации о Всеславе практически не сохранилось, он умер еще ребёнком, а вот Брячислав упомянут в летописях отдельно в связи с периодом утверждения Ярослава Мудрого на киевском престоле — в 1021 году между князьями-родственниками произошла битва на реке Судоме.

Смерть и погребение

Сохранился только год смерти — 1001. Место погребения неизвестно.

via

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Братья и сестры Ярослава Мудрого. Изяслав I Владимирович | nataliij - Дневник nataliij | Лента друзей nataliij / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»