[249x320]
Время их создания
Библия не дает нам ясного конкретного утверждения относительно времени создания ангелов. Однако учение трех мест Св. Писания, взятых вместе, указывает на время их создания.
Первое место - Иов. 38:6-7. Важно заметить, что здесь говорит именно Бог (см. стих 1). Он объявил, что сотворение земли происходило "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (ст. 7). Таким образом, Бог открыл нам, что утренние звезды (сыны Божии) присутствовали, чтобы созерцать сотворение Земли, и они были так восхищены Его великой работой, что пели и восклицали Ему хвалу.
Данное предложение показывает, что утренние звезды (сыны Божии) существовали до сотворения земли. Кто были эти утренние звезды (сыны Божии)? Пытаясь распознать их, мы должны отметить следующее:
1) тот факт, что они пели и восклицали хвалу Богу, указывает на то, что эти утренние звезды (сыны Божии) - личности, а не безликие объекты.
2) книга Иова - это книга Ветхого Завета. Основной отличительной чертой древнееврейской поэзии был параллелизм - две поэтические линии, выражающие одну и ту же мысль разными словами. Две поэтические линии: "при общем ликовании утренних звезд", и "когда все сыны Божии восклицали от радости", записанные в Иов. 38:7, - примеры еврейского параллелизма; поэтому они выражают одну и ту же мысль и не говорят о двух видах существ;
3) "сыны Божии" и ранее упоминались в книге Иова (1:6; 2:1). Ученые-богословы убеждены, что в этих местах, а также в Иов. 38:7 "сыны Божии" - это ангелы. Таким образом, следуя поэтическому использованию параллелизма, выражение "утренних звезд" также относится к ангелам.
В свете увиденного можно заключить, что в Иов 38:6-7 Бог открывает нам, что ангелы уже существовали и присутствовали при сотворении Богом земли.
Второе место, относящееся к вопросу о времени творения ангелов - это Исх. 20:11. В нем Моисей говорит, что "...в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил". (В еврейском тексте записано "небеса" [множ. число] "и земля"). Это утверждение очень важно, т.к. показывает, что в течение шести дней творения в 1-ой главе книги Бытие Бог сотворил не только небеса и землю, но также и различные формы жизни, которые существуют в небесах, на земле и в море (см. Быт. 2; 1-4; Неем. 9:6).
Библия говорит о том, что ангелы - это особая жизненная форма, которая существует в Небесном Царстве (3 Цар. 22:19; Пс. 102:19-21; Матф. 18:10; 22:30; 24:36; Лук. 2:13-15). Соответственно, слова Моисея, записанные в Исх. 20:11, применимы к ним. Они ясно говорят, что ангелы были сотворены в течение шести дней творения в Быт. 1, не ранее и не позднее этих дней.
Третье место, которое проливает свет на время сотворения ангелов, - это Быт. 1:1, которое утверждает: "В начале сотворил Бог небо и землю". (Еврейский текст гласит "небеса" [множ. число] и "землю" - в точности то же, что Исх. 20:11). Так как в Исх. 20:11 говорится, что небеса и земля были созданы в течение шести дней творения, то можно сделать вывод, что процесс сотворения, записанный в Быт. 1:1, имел место в течение этих шести дней, не раньше и не позже.
В свете этого, чтение Быт. 1:1-5 подталкивает к выводу о том, что эти стихи относятся к первому из шести дней творения. Исходя из этих мест, можно сделать три твердых заключения о времени сотворения ангелов:
1) они были сотворены до сотворения земли (Иов 38:6-7);
2) они были сотворены в течение шести дней творения, не раньше и не позже этих дней (Исх. 20:11);
3) Бог сотворил небеса и землю в первый из шести дней творения (Быт. 1:1). Таким образом, ангелы были сотворены Богом в первый из шести дней творения, но перед тем, как была сотворена земля, в тот же день.
Интересно отметить порядок слов в формулировке Быт. 1:1. Сначала Моисей говорит о небесах, а потом о земле. Из этого следует, что в первый день Бог в первую очередь сотворил небеса. Затем, в этот же день, Он сотворил ангелов, которые населяют небеса. Далее, в тот же день, Он сотворил землю в ее первобытном незаселенном состоянии.
Они личности
Библия говорит о том, что во вселенной живут три различных вида индивидуальных существ: Божественные, ангельские и человеческие. Хотя существа каждого из этих видов обладают некоторыми особенностями, которые отличают их один от другого, все они обладают тремя особенностями личности: разумом, чувствами и волей.
Ангелы и свойства личности
Библия имеет доказательство того, что ангелы обладают свойствами личности.
Разум
Ангелы, Божественные и человеческие существа обладают интеллектом, который намного превосходит интеллект животных. В соответствии с 2 Цар. 14:20, святые ангелы обладают большой мудростью. Они также могут сообщаться с помощью разумных мыслей, располагая слова в логическом порядке, образуя, таким образом, утверждения (Быт. 19:1-2; Матф. 1:20-21; 2:13, 19-20; Лук. 1:11-20, 26-38).
Когда в Капернаумской синагоге Иисус встретил человека, одержимого бесом, то этот бес, обращаясь к Господу, использовал разумную речь; он обладал знанием, проницательностью и понимал устные приказы (Лук. 4:33-35). Из всего этого мы можем установить, что бесы - это падшие злые ангелы.
Хотя ангелы и обладают разумом высокого уровня, они все же не знают всего. Они не знают дня и часа второго пришествия Христа (Матф. 24:36).
Они постигают многоразличную премудрость Божию, наблюдая за тем, как Он созидает Церковь (Ефес. 3:10). Божий труд по спасению грешных людей составляет для них тайну (1 Петр. 1:9-12).
Чувства
Ангелы наделены эмоциями и испытывают их. Когда они наблюдали за тем, как Бог сотворил землю, они испытывали великую радость (Иов. 38:4-7). Сатана как ангел испытает большую ярость, когда во время Великой Скорби он и его падшие ангелы будут сброшены на землю с их небесных сфер (Откр. 12:7-12).
Воля
Ап. Павел говорит о людях, которых сатана заключил в "свою волю" (2 Тим. 2:26). Таким образом, он показал, что сатана, который сам ангел, также имеет волю. В давние времена некоторые ангелы решили восстать против Бога и посредством этого превратились в злых ангелов. Остальные ангелы решили остаться верными Богу и посредством этого остались святыми. Тот факт, что ангелы приняли такое решение, свидетельствует о том, что они имеют волю. Они не служат Богу по принуждению.
В свете этого мы можем заключить, что все ангелы обладают свойствами личности и представляют собой личности.
Они могущественные существа
Ангелы обладают большой силой. Давид написал "благословите Господа все ангелы Его, крепкие силою" (Пс. 102:20). Ап. Павел относил термин "сила" или "силы" к ангелам (Ефес. 2:2; 3:10; 6:12; Кол. 1:16), и говорил, что они - "ангелы силы" (2 Фес. 1:7). Петр указал на то, что ангелы обладают большой "крепостью и силой" (2 Петр. 2:11). Ап. Иоанн описывал ангелов как существ "сильных" (Откр. 5:2; 10:1; 18:21) и имеющих "власть великую" (Откр. 18:1).
Библия имеет примеры проявления их большой силы. Например, ангелы имели силу наложить слепоту на людей Содома, не прикасаясь к ним физически (Быт. 1:10-11). Ангел закрыл пасти львов для того, чтобы они не могли причинить вреда Даниилу (Дан. 6:22). Захария, отец Иоанна Крестителя, за свое неверие был на некоторое время наказан немотою ангелом Гавриилом (Лук. 1:19-22). Само присутствие ангела вызвало большое землетрясение (Матф. 18:2). Ангел освободил апостолов из заключения, сделав так, чтобы цепи упали с их рук, и двери темницы открылись без использования ключей или физической силы (Деян. 5:17-19; 12:1-11). За то, что царь Ирод Агриппа I принял от некоторых своих подчиненных присвоение ему божественной сущности, ангел поразил его неизлечимой болезнью (Деян. 13:20-23).
Во время грядущей Великой Скорби ангелы будут подвергать мир наказанию (Откр. 8:18). Во время второго пришествия Христа ангелы заберут всех живых неспасенных людей с земли и бросят их в ужасное место суда (Матф. 13:37-42; 47-50). Тогда же остаток спасенных иудеев, живущих на земле, будет собран ангелами со всего мира на своей родине (Матф. 24:29-31; Ис. 27:12-13).
Библия открывает нам, что сила ангелов превосходит силу людей. Апостол Петр говорит о том, что ангелы "превосходят их крепостью и силой" (2 Петр. 2:11). Павел повелевал христианам: "Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" и "облекитесь во всеоружие Божие", для того чтобы противостоять атакам злых ангелов (Ефес. 6:10-18). Таким образом, он подразумевал, что сами по себе смертные христиане не могут даже сравниться с силою злых ангелов. Единственный способ эффективной борьбы с этой превосходящей ангельской силой - это использование постановлений, которые Господь приготовил для верующих.
Таким образом, становится ясно, что существует коренное различие между силой ангелов и силой людей. Ангельскую силу можно классифицировать как сверхъестественную. В противоположность этому, человеческая сила всего лишь естественная. Важно отметить то, что хотя ангельская сила и сверхъестественная, она имеет ограничения. Ангелы не всемогущи.
Библия указывает на то, что один Бог всемогущ, и поэтому ангелы не могут даже сравниться с могуществом триединой Личности. Реальность этого была показана несколькими способами. Бог имеет силу заключить группу ангелов во тьму и удерживать их там до последнего Суда (2 Петр. 2:4; Суд. 6). Он имеет также силу ограничить сатану в его действиях против Иова (Иов 1:8-12; 2:1-6). Христос имел власть изгонять бесов - "падших ангелов", а также заставлять их отправляться, куда Он им приказывал (Матф. 9:32-33; Лук. 8:26-36).
В конце всей истории существования земли Бог сокрушит последнее восстание сатаны и сбросит сатану в огненное озеро, где он будет постоянно мучим на протяжении вечности (Откр. 2:7-10 ср. Матф. 25:41). Это самый важный момент, так как известно, что в своем первоначальном святом состоянии сатана был самым могущественным ангелом, сотворенным Богом (Иез. 28:11-15). Из того, что даже самый могущественный ангел не может сравниться с силою Бога, становится понятно, что ни один ангел не обладает могуществом, равным Божьему.