АукционноАнтикварные сервизы из европейского фарфора... Из истории сервизов
Многие люди любят семейные торжества. Приятная компания, вкусная еда, неторопливые разговоры обо всем и ни о чем — что еще нужно для счастья? Еда, подаваемая на красивой посуде, выглядит более аппетитной и притягивает взор.
Каждый так или иначе принимает дома гостей и знает, что для этого требуется красивая посуда. Так, к примеру, с сервировкой торжественного стола поможет справиться столовый сервиз. Все его составляющие превосходно подобраны, и покупая подобный набор, вам уже не придется подбирать дополнительные предметы посуды.
Начиная с детских наборов для игрушечного чаепития и заканчивая роскошным старинным фарфором, сервизы, пришедшие к нам с Востока, стали неотъемлемой частью быта. Без них не обойдется ни дружеская встреча, ни праздничный ужин, ни семейные посиделки. Фарфоровый сервиз — это не только украшение интерьера, но и практичная посуда, которая раз за разом будет приносить эстетическое удовольствие тем, кто ею пользуется.
Из истории сервизов
Историки до сих пор затрудняются назвать точную дату рождения первого комплекта. Впервые он появился около 3-4 веков назад на территории Китая, исторической родине фарфоровых изделий. Мастера Поднебесной трепетно относились к продукции собственного производства, а тем более к технологии ее изготовления. Все важные нюансы хранились в строгом секрете, а за их разглашение можно было поплатиться жизнью. Такие меры повлияли на географию распространения фарфора, и в Европе он появился лишь несколько столетий спустя, в 1708 году.
Центром производства посуды в те времена стал немецкий городок Мейсен, где были заложены основы массового производства.
Простой ученик аптекаря Фридрих Бетгер однажды завязал авантюру, проговорившись, что ему известен секрет получения золота от древних алхимиков. Слухи распространяются быстро, и вот уже прусский король немедленно требует юное дарование к себе. Фридрих бежит в Саксонию, так как, разумеется, никакого золота он добыть не мог. Саксонский курфюст оказался проворнее прусского короля, и посадил нерадивого Фридриха под арест, заставляя выполнять обещание. Вместо золота у того хорошо получалась пудра из белой глины для париков. Как Фридрих решил использовать этот порошок для замеса — неизвестно. Но, к чести короля Саксонии, когда он вместо золота получил фарфоровую вазу, то сообразил, что секрет фарфора дороже золота, ведь китайский фарфор стоил баснословных денег. Правитель щедро расплатился с незадачливым алхимиком, сделал его дворянином и… снова взял под охрану.
Скрещенные голубые мечи — фирменный знак фарфора — красуется на посуде уже около трехсот лет. Многие мейсенские сервизы приравниваются к произведениям искусства и оцениваются так же дорого, как живописные полотна знаменитых мастеров. Впрочем, говорить о промышленных масштабах можно с большой натяжкой, поскольку чайная посуда из столь редкого и дорогого материала была доступна лишь знатным особам.
Каждая именитая фарфоровая фабрика хранит свои секреты состава, клеймо и росписи фарфора, истории неудач мастеров наравне с успешными заказами от коронованных особ.
Особенности чайного сервиза
На раннем этапе чайные чашки производились по аналогии с китайскими изделиями – без ручек. Европейцам понадобилось около 2 десятилетий активной эксплуатации новой продукции, чтобы на практике убедиться – горячее чаепитие из таких кружек крайне неудобно.
У китайской церемонии была заимствована еще одна традиция – пить ароматную консистенцию из блюдца. На исторической родине чай пили из специальных пиал. Европейцы изготовили собственные изделия, визуально напоминающие пиалу, но более плоские, что было продиктовано необходимостью в более быстром остывании чая.
Английские мастера впервые дополнили китайскую пиалу ручкой, что придало изделию форму знакомой каждому человеку чашки. Они же дополнили стандартный комплект маленьким блюдцем — что эстетично и исключает вероятность попадания чайных капель на колени гостя или скатерть. «подтянули» вверх сервизные формы, и поставили чашки на короткую ножку.
Неотъемлемые составляющие практически всех чайных сервизов:
чашки;
блюдца;
подносы для угощений, сладостей;
заварочный чайник;
молочник;
сахарница.
Примечательно, что в эпоху Средневековья на территории Европы все эти предметы уже активно использовались — но не вместе, а по отдельности. Для их изготовления использовали серебро. С появлением фарфорового производства все перечисленные изделия были окончательно укомплектованы в чайных сервизах.
Первые экземпляры европейских сервизов были выполнены в духе китайской стилистики. В этом нет ничего удивительного, поскольку собственные наработки у европейских мастеров отсутствовали, и им попросту приходилось заимствовать идеи. Лишь спустя несколько веков сервизы стали украшать более традиционными для западного человека росписями и мотивами.
Однако, например, столь популярный кобальтовый фарфор до сих пор остается привилегией Китая.
Технология использования солей кобальта придаёт неповторимую глубину и объём предметам. Отсюда и популярность кобальтовой посуды. У китайцев насчитывается 7 оттенков кобальта, в то время как у Мейсена только 4. Нанесении кобальтовой краски — весьма сложный процесс, так как сама по себе она чёрная и синеет только при обжиге. Нанести сырой кобальт так, чтобы на выходе получить нужный глубокий оттенок (или несколько оттенков) требует отточенного мастерства.
Традиции и новые веяния
Носителями европейской чайной традиции по праву можно считать англичан. Чайные сервизы, произведенные в этой стране, поражают не только количеством изделий, но и визуальной оригинальностью, изысканностью, красотой. Англичане дополнили функциональную часть посуды непревзойденной эстетической концепцией. Они научились получать удовольствие от чаепития в его истинно глубоком понимании и поднять саму церемонию на абсолютно новый уровень.
В Китае, а затем и в Японии фарфоровые сервизы и до сегодняшнего дня считают одним из самых ценных подарков. Это символ глубокого уважения.
Фарфор с затонувшего корабля в 1817 году
На аукцион Кристи неоднократно выставляли на продажу тысячи и тысячи фарфоровых и керамических предметов, поднятых с затонувших кораблей 17-18 веков.
Это были невероятные сервизы в огромном количестве, состоящие из сине-белых кофейных чашек с блюдцами, украшенных рисунками птиц, мостов, растений, различных лодочек… было время, когда организаторы аукциона боялись, что рынок будет переполнен, и распродавали фарфор за четыре аукциона в течение двух лет — и только потом стало понятно, что подводная история сама по себе невероятно романтическая, и ценители готовы платить огромные суммы.
Нынешние изделия для массового покупателя выглядят, может быть, более скромно, но тем не менее они все так же потрясающе красивы.
В состав современного фарфорового сервиза входят минимум 6 чашек, 6 блюдец и 1 чайник-заварник. Но бывают и более крупные наборы. Помимо большего числа чашек и блюдец (12 штук), в их состав могут входить: несколько чайников, сахарница с крышкой, ковшик для сливок, тарелка для торта, поднос.
А чем отличается фарфоровый кофейный сервиз от чайного? Прежде всего, размером чашек: чем крепче напиток — тем они миниатюрнее. Кроме того, для чая блюдце должно быть с углублением, чтобы из него можно было употреблять напиток, а кофейное же полностью плоское.
Столовый сервиз может иметь гораздо больше составляющих: глубокие тарелки для супа, маленькие - для закуски, тарелки для десерта или пирожков, супницу, солонку, масленку и т. д.
Для повседневного использования лучше обзавестись отдельным комплектом с более толстым фарфором и устойчивой формой посуды. Особо популярен белый цвет, ведь он красиво оттеняет и не искажает цвет напитков и блюд. К тому же его легко сочетать с другой посудой и общей стилистикой кухни.
Современные чайные сервизы могут существенно отличаться по количеству предметов, комплектации, но их неизменной составляющей является молочник. Историки связывают эту особенность с английской традицией чаепития, в которой непременно доминирующую роль отводят молоку.
Почему именно фарфор?
Многие современники задаются вполне закономерным вопросом: почему для производства чайных сервизов и сейчас используют фарфор? На этот вопрос достаточно просто ответить, приведя несколько примеров: фарфор способен сохранять тепло очень долго, превосходя по этому критерию даже металл, в кружке нагревается главным образом внутренняя часть, к тому же, этот материал позволяет создавать настоящие произведения искусства, посуда получается очень тонкой.
Чайные сервизы считаются семейной реликвией, и наши предки часто сохраняли их до последнего блюдца или чашечки. Такая посуда всегда означала устойчивость и незыблемость домашнего уклада.