• Авторизация


Этикет 09-04-2016 15:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

Как манеры сотворили мир.

brodude.ru_3.04.2016_cAYcFOpAv0ZaA

Посмотри на этот банкетный зал раннего Средневековья, садись рядом, насладись ужином. На одном конце стола лежит блюдо с целым кабаном, жаренным на вертеле – он будто смотрит на тебя. На другом конце стола разместилась падшая от стрел дичь, ее перья остались нетронутыми. Твои товарищи по ужину вдыхают воздух пиршества и фыркают в знак одобрения.

Хозяин вырезает куски мяса и передаёт вниз. Каждый человек держит нож в одной руке, а другой хватает кусок мяса, набивая через секунду им свой рот. Все чавкают, разговаривают с открытым ртом. Хватают руками то, что душе угодно – никаких салфеток нет, дружище. Суп плескается в общей миске, и ты можешь пить его прямо из сосуда, хотя можно и ложкой зачерпнуть. Вино тоже пьют из общего сосуда, а ты как думал? Придется подождать своей очереди, прежде чем приложиться. 

Слева сидит знатный вельможа, он делает паузу в приеме пищи, сморкается в пальцы и вытирает их о свои штаны. А старик справа и вовсе всё время сплевывает что-то через стол. Сам зал наполнен шумами приятнейшего характера: люди не только чавкают, плюются, сморкаются, но и регулярно пускают газы и рыгают.

Кости свиней, запеченных с особой любовью, валяются на полу. Там же своё упокоение нашли всевозможные хрящики или излишне жесткое мясцо, которое не по средневековым зубам. Внизу рыскают собаки, которые отпугивают крыс. Многие не встают из-за стола, пока хозяин не встанет первым, потому, извините, комната отдает запахом мочи и рвотных масс. Ну и всё это перемешивается, перемешивается, но люди счастливы, довольны и кушают.

***

Если ты увидишь такую картину в наше время, тебе будет тошно и отвратительно.

Отчего так? Неужели изменения в манерах настолько громадны, что мы никогда бы не смогли найти общий язык с нашими предками?

Изначально всем приходит в голову мысль, что изменения связаны с пониманием гигиены. Но манеры за столом стали меняться уже в Средние века, а своего пика эти изменения достигли в эпоху Возрождения. Тогда никто и не знал о связи между микробами и гигиеной, даже о существовании бактерий никто не догадывался. Конечно, в 18 веке всё стало ясно, но тогда уже был заложен весь этот фундамент в виде этикета.

На самом деле "гигиенический аргумент" не выдерживает критики. Сегодня мы едим твёрдые продукты не только вилкой, но и руками. К примеру, мясо ты предпочитаешь поглощать, насаживая его на вилку, но когда речь идет о чипсах, пирожках или шаурме, то реальность становится другой. Правда в том, что нам неприятно в определенные моменты вроде жевания с открытым ртом или пердежа за столом. Такое поведения отвратительно для тебя. И мы снова возвращаемся к нашему вопросу.

Почему мы находим определенные вещи ужасными, в то время как наши средневековые коллеги считали их нормой?

Возможно, ты считал манеры неизбежностью развитого и продвинутого общества в экономическом, научном и политическом плане. Кто-то думает, что манеры – это побочный продукт человеческих достижений. Но что если манеры являются необходимым условием для этих самых достижений? Что если именно манеры стали ключом к нашему прогрессу?

Придворные истоки вежливости

Все мы можем назвать себя представителями западной цивилизации. В этом нет ничего низменного или возвышенного, это данность, которую не изменишь. И для западной цивилизации был крайне важен феодальный период, который представлял собой разброд и шатание без четкой вертикали власти.

Вооруженные банды завоевывали новые вотчины, закрепляли их за своей территорией, а после селились в своих владениях. Вожди стали местными магнатами, властителями, а их воины стали придворными. Их состояние было заработано войной. Но потом слово заняло то место, где был меч. Дворянство стремилось снискать благосклонность короля, заключить с ним союз, избавиться от соперников.

Чтобы быть успешным при дворе, нужно было обращаться к мирным людям, далеким от войны, зато близким к предательству и интригам. Придворному необходимо было внимательно следить за собственным поведением и поведением окружающих, интерпретируя мотивы, что помогало предвидеть значимые последствия. Он должен был поддерживать постоянную осведомленность о своем статусе по отношению к другим: поднялся ли он в их глазах, либо, напротив, стал самым последним чмошником? Это сейчас можно сказать: "Мне всё равно, что обо мне думают другие". Но в те времена подобная позиция была подобна смерти и частенько приводила к тюремным колодкам. Царедворец должен быть чувствительным к потребностям и склонностям окружающих, быть внимательным к людям, чтобы они ненароком не оскорбились. Всё это важно, союз не с тем человеком – и жди беды.

В итоге постепенно начал формироваться кодекс поведения, который усиливал влияние аристократии и помогал поддерживать ей свой статус. Манеры позволяли определить, кто находится перед тобой: простолюдин, торгаш или всё-таки представитель голубых кровей. Все понимали, что элита общества должна отличаться по поведению от "грязной и необразованной" массы.

Становление вежливости

brodude.ru_3.04.2016_LgMTjbEaAkyF4

Эпоха Возрождения расширяла интерес к соблюдению манер. Купцы, ремесленники и священнослужители потихоньку начали формировать ту прослойку населения, которая сейчас именуется средним классом. Они пытались пародировать земельную аристократию. И когда последняя делала всё, исходя из необходимости поведения при дворе, средний класс изучал куртуазные манеры для того, чтобы, опять же, доказать свою значимость. Социальные контакты развивались, повсеместно распространялись школы, где детей обучали этикету, который становился неотъемлемой частью жизни широких слоёв населения.

Всё большая демократизация общества привела к появлению той самой вежливости, которую мы все знаем. Пару веков назад этикет был признаком дворянского происхождения, но постепенно он стал терять маркер идентичности класса. Но тут мы сталкиваемся с забавным фактом. Дело в том, что простолюдины подражали своим господам, вследствие чего этим самым господам приходилось совершенствовать свои манеры, усложнять их таким образом, чтобы они оказались вне досягаемости обычных людей. Правила поведения приобретали зачастую абсурдный вид.

В Викторианскую эпоху распространение нравов двинулось в противоположную сторону. Если изначально его можно охарактеризовать как движение сверху вниз (от господ к крестьянам), то новые реалии говорили о движении снизу вверх. Дело в том, что всё богатство благородных нравов распространилось на миллионы людей, создавая ощущение уравниловки. Появилось такое понятие, как джентльмен. Он не был аристократом, но ничего от этого не терял. Средний класс породил этого самого джентльмена – настоящего мужчину по тому времени. Для него была важна добродетель, а аристократический этикет он считал легкомысленной забавой людей, которым всё досталось в наследство.

Викторианцы среднего класса стремились к трезвости, нравственности, у них была особая сексуальная мораль, а также скромность в отношении денег. Демонстрировать своё состояние считалось дурным тоном, пошлятиной. Это всё отличало их от аристократов. Подобная новая форма этикета была обусловлена необходимостью в экономике. Аристократы гордились, что не имеют отношения к обычному труду. Джентльмены гордились тем, что они имеют к труду прямое отношение. В конечном итоге эти две концепции перемешались между собой и дошли до более низких классов.

От пальцев до носовых платков

Изысканность манер проявлялась в разных областях поведения. В итоге они послужили социальной структурой для всего европейского общества.

Эволюция этикета за столом – это всего лишь один из наиболее очевидных примеров. Вплоть до 17 века вилки были практически предметом роскоши; сделанные из серебра или золота, они были символом статуса высшего класса. Но чуть позже вилки стали хорошим тоном и для низших классов. Богатые не успокоились и придумали для себя новую забаву: они разработали специальные приборы для каждого блюда. Отдельная вилка – для салата, отдельная вилка – для десерта, отдельный нож – для хлеба, отдельный нож – для мяса. Вся эта утварь располагалась определенным образом у тарелки и использовалась только в соответствующий момент трапезы. Конечно, была добавлена тьма других вещей: салфетки, ложки, стаканы и мелкие детали.

В современное время вся эта амуниция используется только в формальной обстановке, в дорогих ресторанах и порой на банкетах. В обычной жизни и миллиардеры, и хозяйки продуктовых касс едят так, как им удобно – используют минимальное количество инструментов.

Изысканность манер сосредоточена не только на питании, но и других функциях организма.

В 16 веке, к примеру, твой нос мог послужить классовым маркером. Простолюдины сморкались без носового платка. Среди торговцев было принято сморкаться в рукава. Что касается аристократов, то они всегда носили платок в кармане. Так что, если ты попал в 16 век и видишь у парня торчащий платок из кармана, то он либо очень богатый лорд, либо принадлежит к высшему свету.

Платки становились всё более и более популярными. Как правило, сегодня люди предпочитают использовать одноразовые бумажные платки, но вот раньше их могли использовать многократно.

Что касается туалета, то в средние века с ним было всё просто. Он состоял из скамьи и отверстия, которое было подключено к желобу. Все отходы сбрасывались в ров или выгребную яму. Люди средневековья гораздо меньше беспокоились о конфиденциальности, чем мы.

В раннем Средневековье люди мочились и испражнялись на улице, далеко за пределами выгребных ям. Некоторые делали своё тёмное дело прямо в помещении, порой по углам комнат, в шкафах-купе, прихожих, на лестницах – везде. Было приемлемым для мужчин и для женщин разговаривать с друг другом, когда один из участников беседы выдавливает из себя переработанную пищу.

К началу 18 века появилось правило, которое утверждало следующее: если ты натолкнулся на человека, который испражняется при тебе, то ты должен сделать вид, что не видишь его. Постепенно появлялись общественные туалеты, которые запирались изнутри.

Даже этикет пускания газов имел разные этапы своего развития. В раннем Средневековье это вообще не считалось проблемой. Люди думали, что сдерживать себя вредно для здоровья. В 16 веке начали появляться первые "пердежные запреты". Например, советовалось сжимать ягодицы, чтобы подавить естественный процесс. Если "взрыва" не миновать, то следуй совету Эразма Роттердамского: "Пусть кашель скроет взрывной звук". А к 18 столетию эксперты по этикету были уверены, что испускать газы невежливо в любом случае, даже если это произошло без шума.

Сегодня, конечно, обсуждать эту проблему глупо. Примем на веру, что ты не будешь этого делать в компании ни при каких обстоятельствах. Даже с кашлем.

Разумеется, этикет не связан только лишь с естественными порывами организма. Он играет заметную роль с точки зрения социальной коммуникации. Правила были разработаны относительно речи, разговоров, одежды, ухаживания, вечеринок, работы, спорта. Да для всего, где есть человеческие взаимоотношения.

Все эти детальные и строгие кодексы поведения имеют много общего. Во-первых, они предпочитают держать животную сущность человека за кадром. Во-вторых, они создают пространство между людьми, дают им возможность большей конфиденциальности. В-третьих, они требуют, чтобы люди сдерживали свои импульсы и проявляли большую чуткость по отношению к чувствам других. Для удовлетворения всех этих требований людям пришлось совершенствоваться, быть лучше, развивать личную дисциплину и самоконтроль.

Как манеры сотворили мир. Часть II

brodude.ru_4.04.2016_eli1b6zZDKeMZ

Раз уж мы начали обсуждать манеры и даже разобрали историю их распространения, то пора приступить к более насущным вопросам, а именно: когда возникли манеры, и почему они поразили собою такие широкие слои населения, почему правила приличия стали нормой в нашем, без сомнения, развитом обществе?

Конечно, для людей низшего статуса естественно подражать персонам, которые забрались чуть повыше. Поэтому вполне логично, что средний класс был готов принять нравы элиты. Но почему культура вежливости стала тотальной, ведь европейские аристократы занимались различными практиками? К примеру, они носили мешочки для гениталий (гульфики), которые среди народа популярностью совсем не пользовались. Почему верхи никогда не практиковали нравы простых людей?

Ответ кроется в экономических, политических и даже научных преобразованиях в структуре общества. Они начали возникать, а точнее перекраиваться по-новому, начиная от Средневековья и по современность.

Причины

Вплоть до Средневековья человек вел относительно самостоятельную жизнь. Но потом стало тяжеловато. Бедные были привязаны к своим лордам, работали на них, были зависимыми. Властители получали то, что они желали, просто используя силу и игнорируя слабых.

Таким образом, никто не беспокоился об оскорблении своей персоны. Могли ли крестьяне оценивать своих друзей с точки зрения этикета? По правде говоря, я не думаю, что их выворачивало от поведения своих современников. Не было социальных страхов, зато была реальная опасность помереть от меча, пыток, порабощения. Именно это их и беспокоило. Нравы только начинали диктоваться религией, но были свободны от пут социального давления. Жизнь была неопределенной, люди жили зачастую моментом, действуя без оглядки на будущие последствия. Иначе было и не выжить.

Правящая власть тем временем была консолидирована в руках немногих. И когда начали образовываться более-менее стабильные правительства, люди начали взаимодействовать друг с другом более тесным образом. Как только это произошло, обществу потребовался устойчивый социальный ландшафт.

Право применять физическую силу было закреплено за центральной властью (армией, полицией), что уменьшило шансы столкновения с насилием. Формировались всё новые очаги стабильности и безопасности. Население росло, производительность труда и жизненный уровень, соответственно, таже росли. Появились специализации труда. В итоге каждый член общества становился всё более и более зависим от другого. Чем длиннее и сложнее была цепочка связей, установленных между личностями, тем более яростно шагал марш цивилизационного процесса.

Население увеличивалось в плотности, разделение труда и глубокие взаимосвязи динамично развивались. Человек глубже осознавал чувства других, давая людям личное пространство и моменты для уединения, стараясь не обидеть и анализировать настроение, ожидая определенной реакции.

Страх физической атаки был заменен страхом неловкости, что сделало инструменты поведения в социуме настоящим оружием и валютой. Борьба за статус и успех больше не велась на поле брани, но она была не менее яростна в сфере политики, экономики, научного сообщества и, главное, внутри самого себя. Шанс возвыситься в этом мире, достичь своих целей есть только у человека с величайшим самообладанием.

Нравы и демократия

Во взаимозависимом обществе все классы вынуждены относиться друг к другу с хотя бы базовым уровнем уважения.

Дворянин эпохи Ренессанса мог чувствовать стыд только по отношению к людям, которые были равны ему по статусу. Но при придворном, который является его слугой, такого стыда не было. Сейчас же верхи способны чувствовать стыд даже в присутствии своих подчиненных. Богатый человек 19 века станет красным, как знамя победы, если пукнет в лифте, даже если в этом лифте будут он да лифтерша.

В ранних культурах, которые существовали до всякой цивилизации, право насилия было у всех. Сейчас такое право есть только у уполномоченных представителей власти. Ты не можешь дубасить кого-нибудь по голове, когда этот кто-то тебя раздражает. Даже если ты богат, силен, великолепен во всех смыслах. Люди перестали быть безвольными рабами, и жизнь человека элиты перестала цениться выше, чем жизнь сантехника, рабочего завода, врача или мусорщика. У этих людей также появилась власть, которая позволяет им уходить от принуждения.

Уникальные правила этикета стали неким социальным уравнителем. А демократия без этого работать не может. Если этого социального уравнителя нет, то она превращается в кровожадную химеру с обнаглевшим царьком в голове, которая к идеям свободы имеет лишь номинальное отношение. От граждан также требуется немало: они должны быть образованы, обладать критическим мышлением и иметь ту дисциплину, которая позволяет контролировать свою жизнь.

Чтобы рынки, предприятия и государственные органы нормально функционировали и процветали, люди должны действовать в стабильных и предсказуемых условиях, обладать дальновидностью. Если люди не могут использовать дипломатию вместо агрессии, то их позиции в демократическом обществе будут гораздо ниже, чем у парней, что умеют договариваться между собой. Человек должен отложить в сторону краткосрочные импульсы и сосредоточиться на долгосрочных целях, чего в средние века он позволить себе никогда бы не мог.

Манеры – это, по сути, практика всех этих навыков и качеств, способ достижения абсолютного самоконтроля. Они заставляют задуматься и смотреть вперед, прогнозируя последствия своего поведения. Они убивают импульсивность и позволяют думать рационально: вместо того чтобы перебивать в разговоре, ты подождешь, когда придет твоя очередь говорить; вместо того чтобы одеваться в спортивные штаны на свадьбу, ты надеваешь свой лучший костюм; вместо того чтобы требовать скорее принести еду, ты просто вежливо попросишь сделать это.

Короче, индивидуальный самоконтроль – это цена демократии. Именно благодаря ему Западное общество по-прежнему является той цивилизацией, которая определяет будущее этой планеты.

brodude.ru_6.04.2016_0bUsTOdnfeMD0

Если вежливость создала цивилизацию, то хамство уничтожит её?

Правила приличия сделали возможным демократическую систему, или, напротив, демократическая система сделала возможными эти самые правила приличия? Вопрос походит на тему с яйцами и курицей. Но в данном случае правда в том, что эти две составляющие усиливают друг друга. Демократическая система может создать стабильную и безопасную обстановку, где риск насилия легко просчитываем и сведен к возможному минимуму. Людям нет дела до правильной одежды на свадьбу, жевания с открытым ртом, если они живут в мире постоянной опасности и хаоса. Но даже в безопасной среде не каждый человек способен излучать величие самоконтроля и отказ от наслаждений.

Чтобы общество процветало, необходимы оба компонента.

Тогда возникает интересный вопрос: если манеры сотворили современный мир, то может ли цикл быть запущен в обратном направлении? Реален ли исход в средневековое общество?

В Средние века поведенческое расстояние между стариком и ребенком было минимальным. Они носили одинаковые одежды, говорили схожим образом, даже уровень интеллекта имели похожий. Дети были более взрослыми, чем сейчас. А взрослые вели себя более по-детски.

С изобретением печатного станка и других научных, политических и экономических достижений, детство было преобразовано в более затяжной и выраженный период жизни. Это было сделано для того, чтобы дать детям возможность проникнуться дисциплиной и самоконтролем, ведь дальше им предстояло читать всё более тяжелые книги, изучать математику, искусство, политические дисциплины и так далее. Ключевой частью этой подготовки было обучение манерам – этика преподавалась во многих учебных заведения, но, как правило, прививалась в семьях. Дети должны были научиться сдерживать свои порывы, чтобы достичь лучшего будущего.

Сегодня существует глубокая обеспокоенность, которая связана с деградацией традиций прошлого. Есть опасения, что неспособность говорить "спасибо" и "пожалуйста" ослабит связующие нити цивилизации и оставит нас дикарями с голыми задницами.

Варвары у ворот

Мы, люди, придумали такие смешные ограничения своего поведения. С одной стороны, мы понимаем, что некоторые правила и нормы на самом деле ограничивают нашу свободу, но помогают спокойнее передвигаться на дорогах, к примеру. С другой стороны, мы все хотим бросить всё и делать то, что хочется. Часто переходим на красный свет, плюём на правила ради бунта. Некоторые правила кажутся нелепыми, и их безумно хочется нарушить, и нарушаем же.

Но отсутствие тормозов никогда не приводило ни к чему хорошему. И существует проблема, которую не так-то просто решить сейчас, ведь голову поднимают ретрограды, которые отрицают правила приличия, но радушно воспевают догматичность норм. Другие же, напротив, желают разрушить те правила, которые кажутся устаревшими, не соответствующими, по их мнению, современному обществу. Общество в итоге находится на пороге хаоса, где бурлят новые смыслы, новые приличия. Связка, которая работала последние пару сотен лет, ослабевает, рушится фундамент самоконтроля, а значит, и зданию скоро придется несладко.

Когда мы достигнем критической точки? Некоторые признаки уже можно наблюдать: элита показывает пренебрежение к манерам; родители не обучают своих детей этикету; люди перестают контролировать свои сиюминутные порывы; агрессивное поведение в барах и на дорогах; люди перестают рационально мыслить, полагаясь на веру. В итоге общество не может адекватно участвовать в политическом процессе, да и не хочет этого делать. Общество перестаёт интересоваться искусством и наукой. Общество, черт возьми, регрессирует обратно. Интересно, настолько всё плохо, как кажется?



источник:  Иван Калягин

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Этикет | NadejdaS - Дневник NadejdaS | Лента друзей NadejdaS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»